Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.
Задачи работы:
раскрыть понятие и методы делегирования полномочий;
проанализировать основные способы делегирования полномочий;
показать, какой эффект достигается при применении данного метода в управлении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…..
4
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО…………………………..
6
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………
9
2.1 Планирование……………………………………………….......................
9
2.2 Организация……...…………………………………………………………
11
2.3 Мотивация персонала……………………………………………………...
12
2.4 Контроль……………………………………………………………………
13
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ………………………………….
15
3.1 Принцип необходимого разнообразия (У. Эшби)……………………….
15
3.2 Принцип переходного периода…………....................................................
16
3.3 Принцип разделения функций…………………………………………….
16
3.4 Принцип иерархичности…………………………………………………..
17
3.5 Принцип централизации………………......................................................
3.6 Принцип сбалансированности (оптимизированности)………………….
3.7 Принцип стимулирования…………………………………………………
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ………..
ГЛАВА 5. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОТВЕТСТВЕН-НОСТИ…………………………………………………………………………
5.1 Делегирование полномочий: понятие, сущность и основные принципы………………………………………………………………………
5.1.1 Понятие и сущность делегирования полномочий………………………..
5.1.2 Понятие управленческих полномочий……………………………………....
5.1.3 Централизация и децентрализация управленческих полномочий……..
5.1.4 Типы и виды управленческих полномочий…………………………………
5.1.5 Процесс делегирования полномочий. Этапы и принципы……………… 5.2. Препятствия на пути осуществления метода делегирования и пути их устранения……………………………………………………………………...

5.2.1. Нарушение принципов делегирования полномочий и ответственности……………………………………………………………………..
5.2.2. Препятствия и проблемы на пути осуществления метода делегирования полномочий…………………………………………………………..
5.2.3. Пути решения проблем делегирования полномочий…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………….…...................
18
18
21
22

26

26
26
30
31
35
37

54

54

57
62
65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Делегирование курсовая.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Планирование в условиях рыночной экономики имеет определенную специфику.

В развитых в экономическом  отношении странах существует хорошо налаженная система планирования при  одновременном отсутствии таковой  в масштабах всей страны. Государство  не требует от предприятия составления  и выполнения планов. Каждое предприятие решает эту проблему самостоятельно. При этом уделяется большое значение долгосрочному планированию в противовес планированию ежегодному. Долгосрочное планирование определяется как период, простирающийся за пределы того времени, которое дает возможность точного предвидения отдельных событий. Минимальный период долгосрочного планирования – пять лет, но некоторые компании дают наметки на 10 и более лет вперед.

Считается, что планирование должно быть непрерывным. Первоначально  составленный план служит отправной точкой. Постоянный пересмотр и ревизия планов необходимы, чтобы они сохраняли свою актуальность и приносили максимальную пользу, чтобы можно было проверить, как идет выполнение планов, изменить их в зависимости от конкретной обстановки.

В большинстве случаев  перспективные планы пересматриваются ежегодно, или даже раз в полгода (квартал).

Система управления, при  которой в основу принятия решения  о начале производства продукции  положена информация о рынке, называется маркетингом.

В данной ситуации предприятие  планирует свое развитие исходя из потребностей и желаний потенциальных  покупателей. Это становится для  продавца главным условием победы в  потенциальной борьбе за покупателя.

Таким образом, определение  возможных объемов реализации продукции и плановой цены продажи, а лишь затем планирование производства продукции является единственно верным решением для менеджера.

На стадии планирования для удешевления продукции необходимо проводить работу по упрощению конструкции  изделия. Борьба за повышение производительности труда предполагает, что специалисты предприятия должны изучать конструкции изделий и менять их с целью удешевления производства. Крупные предприятия могут передать производство многих отдельных деталей субподрядчикам – более мелким специализированным компаниям.

 

2.2  Организация

 

Организация представляет собой совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное использование  предметов и средств труда  в процессе трудовой деятельности с  целью выполнения установленных для предприятия плановых заданий. При соответствующей организации производства продукции становятся возможными эффективное взаимодействие людей в процессе совместного труда, целенаправленная и четкая согласованность всех элементов системы. Тем самым обеспечивается оптимальное сочетание следующих процессов: основных (производственно-технологических), вспомогательных (энергетическая ремонтная и др. службы) и обслуживающих (контроль над качеством продукции, транспортные и складские операции и т.д.).

Организация производства предполагает:

  • дифференциацию процесса производства на операции;
  • рациональную расстановку работников по рабочим местам;
  • обеспечение четкой взаимосвязи между работниками;
  • определение номенклатуры выпускаемой продукции;
  • создание технологии производства и контроль над ним;
  • организация транспортировки сырья, материалов и готовой продукции,
  • уход за оборудованием и его ремонт;
  • анализ издержек производства и осуществлению мер по их снижению;
  • сбор рационализаторских предложений.

Организация производства на предприятии в решающей степени предопределяется характером и уровнем его специализации. Внутрипроизводственная специализация, являющаяся продолжением и углублением специализации предприятия, выражается в обособлении структурных подразделений по выпуску отдельных видов продукции или по выполнению отдельных стадий технологического процесса.

Специализация подразделений  предприятия предполагает наличие  между ними кооперативных связей, что является непременным условием организации их совместной работы (н.п., передача полуфабрикатов из цеха в цех, обеспечение энергетическими ресурсами, выполнение ремонтных работ).

 

2.3  Мотивация персонала

 

Давно известно, что оказывать  воздействие на людей, стимулируя их к труду, для успешного выполнения поставленных задач можно с помощью двух основных методов: поощрения и наказания.

Японские социологи  утверждают, что от настроения, желания  работать и оттого, какая моральная  психологическая обстановка в коллективе, производительность труда может  в 1,5 раза повышаться или в несколько раз снижаться.

Мотивация человека складывается из системы ожиданий. Сначала работник ожидает, что предпринятые им усилия приведут к необходимым результатам, затем – что эти результаты повлекут за собой вознаграждение, и он будет удовлетворен ценностью этого вознаграждения.

Мотивация будет низкой:

  • если человек не будет ощущать связи между достигнутыми результатами и вознаграждением,
  • если результаты не будут вознаграждены,
  • если ценность вознаграждения для человека незначительна,
  • если вознаграждение меньше, чем вознаграждение других сотрудников за аналогичную работу (в этом случае возникает психологическое напряжение).

Мотивацию обеспечивают:

  • достойная зарплата,
  • набор социальных благ,
  • комфортабельные условия труда,
  • организация отдыха,
  • поощрения за высокие результаты работы,
  • создание обстановки причастности каждого сотрудника к решению актуальных для предприятия задач.

Мотивация материальная – зарплата, премии, др. выплаты. Мотивация моральная – благодарность, грамота, фото на Доске почета и др. Мотивация социальная – интересная работа, атмосфера в коллективе, в котором каждый человек может рассчитывать на поддержку, взаимопонимание, уважение и др.

2.4  Контроль

 

Контроль – наблюдение за ходом производственных процессов, выявление отклонения от них[6].

За рубежом считается  выгодным иметь большой штат высокооплачиваемых работников для контроля над производством, так как это устраняет потери рабочего времени на предприятиях. Предприятия стремятся выполнить  намеченные планы даже в случае изменения каких-либо условий работы.

Многие крупные компании в условиях действия четкой системы  контроля устанавливают значительно  более жесткие сроки производственного  цикла. Это является следствием надежной деятельности поставщиков и эффективности системы контроля.

Конкурентная борьба в условиях рынка делает необходимым тщательный анализ издержек производства с целью выявления всех видов потерь. Таким способом можно достигнуть большей экономии в производстве. Менеджер должен быть заинтересован не столько в том, чтобы знать, какими, в конечном счете, окажутся издержки производства, сколько в том, чтобы контролировать эффективность работы предприятия. Поэтому более пристальное внимание при контроле он должен направлять на отыскание причины отклонения от стандартов или нормативов. При определении размеров этих отклонений устанавливается контроль на соответствующих участках работы, чтобы решить: оправданы ли при существующих условиях работы указанные отклонения; каким способом можно в будущем устранить эти отклонения, ведущие к превышению нормативных издержек производства; может ли более тщательный анализ методов работы способствовать достижению лучших результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[6]  http://ru.wikipedia.org/wiki/Контроль

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Теория управления стремится  открыть объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами эффективной управленческой деятельности. Знание этих законов позволяет руководителям понимать общую картину объективного развития управленческих процессов.

Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по осуществлению руководства персоналом закреплены в принципах и правилах их реализации.

Рассмотрим эти принципы и правила подробнее.

Принципы управления — это основные положения, правила определяющие содержание, организационные формы и методы процесса управления персоналом в соответствии с его общими целями и закономерностями.

 

3.1 Принцип необходимого разнообразия (У. Эшби)

 

Субъект управления должен обладать не меньшей сложностью, чем объект управления.

Если по каким-то причинам происходит нарушение этого принципа, система приходит в состояние неустойчивого равновесия и неизбежно стремится к положению устойчивого равновесия. Можно выделить два основных пути выхода систем из состояния неустойчивого равновесия:

1 путь. Увеличение сложности (разнообразия) субъекта управления до уровня, соответствующего сложности самой управляемой системы (объекта).

Замечу, что процесс усложнения системы приводит к уменьшению надежности системы. Поэтому управление такой системой так же должно усложняться, чтобы предохранить растущую систему от разрушения.

Если субъект управления сложнее и многообразнее объекта, то он, как правило, стремится к  усложнению той системы, которой  он управляет.

2 путь. Субъект управления уменьшает разнообразие управляемой системы (объекта) до уровня собственной сложности (разнообразия) и создает условия, препятствующие усложнению (т. е. развитию) системы. В этом случае система имеет тенденцию к деградации, разрушению.

 

3.2 Принцип переходного периода

 

Перевод управляемой  системы из одного состояния в другое должен иметь переходный период. Так, например, в социальной сфере переход от жёсткого, авторитарного стиля управления к демократическому без переходного периода приводит к анархии и дезорганизации системы. И наоборот, переход от демократического стиля управления к авторитарному без переходного периода приводит к стрессам, суицидам, конфликтам, снижению эффективности жизнедеятельности.

3.3 Принцип разделения функций

 

Функция [от лат. functio исполнение, осуществление] имеет несколько смысловых значений:

  • Проявление главного свойства формы, процесса, состояния и т. д., служащего основной характеристикой его существования.
  • То основное действие, выполняемое формой или процессом, ради которого они были созданы; роль, значение чего-либо.
  • Работа, производимая органом, организмом.
  • Обязанность, круг деятельности.
  • Действие определённой качественной направленности, происходящее строго по жёсткой программе и дающее точный результат. Функция всегда строится на точном расчёте.
  • Явление, зависящее от другого явления и изменяющееся по мере изменения последнего.[7] 

Одной из характеристик организаций является разделение функций или, другими словами, разделение труда. Разделение функций осуществляется по вертикали и по горизонтали.

Рассмотрим каждое разделение функций подробнее:

Горизонтальное  разделение функций. Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны четко разделить свои функции и обязанности, т. е. конкретные действия и их последовательность.

Вертикальное  разделение функций (труда) отделяет работу по координированию действий от самих действий.

Следовательно, сущность управления можно определить как деятельность субъекта по организации работы других людей.

 

3.4 Принцип иерархичности

 

Любая функционирующая система  имеет иерархическую структуру.

Иерархия (от греч. hierós — священный и arche — власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему[8].

Основным назначением иерархической системы управления является согласование действий всех элементов системы относительно ее общих целей для обеспечения лучшего пути их достижения.

С  помощью иерархической  структуры  организуют  наиболее рацио-нальное и  желаемое управление системой. В   иерархичности  адаптивные свойства системы,  т.е.  способность  своевременно реагировать на изменения


 

[7]  http://ru.wikipedia.org/wiki/Функция

 

 [8]  http://ru.wikipedia.org/wiki/Иерархия

условий функционирования.

Различают формальную и неформальную иерархию. Остановимся на их особенностях более подробно (см. Приложение 1).

Таким образом, мы с Вами видим, что формальная и неформальная иерархия, с одной стороны, имеют принципиальные отличия, но, с другой стороны, сосуществуют и проявляются параллельно.

    1. Принцип централизации

 

Централизация характеризуется  степенью распределения полномочий по вертикали. Степень централизации системы должна соответствовать уровню развития системы и условиям ее функционирования.

Усиление централизации  обусловливается:

  • повышенной агрессивностью внешней среды к функционирующей системе;
  • низким уровнем организованности системы;
  • необходимостью решения однотипных задач репродуктивного характера.

Уменьшение степени  централизации целесообразно:

Информация о работе Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации