Демпинг и антидемпинговые меры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире одним из основных двигательных сил экономического развития выступает международная торговля, которая является сферой международных экономических отношений и представляет собой совокупность внешней торговли товарами, услугами, продукцией интеллектуальной собственности всех стран мира. Сегодня ей принадлежит 80% всех международных отношений.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы демпинга и антидемпинговой
процедуры в мировой торговле. 3
Понятие международной торговли и её формы. 3
Понятие демпинг, его виды и формы. 6
Антидемпинговая процедура: этапы, цели и функции 10
РАЗДЕЛ 2. Анализ антидемпинговых процедур в международной
торговле. 18
2.1. Анализ антидемпинговых процедур в Украине. 18
2.2. Оценка антидемпинговых расследований в России 24
2.3. Анализ антидемпинговых процедур в Китае 32
РАЗДЕЛ 3. Проблемы и перспективы применения методов защиты
отечественного товаропроизводителя 36
3.1. Проблема антидемпинговых процедур против
украинских производителей и их последствия. 36
Пути защиты украинского производителя от
антидемпинговых процедур. 40
3.3. Антидемпинговая законодательная база Украины 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая демпинг.docx

— 133.85 Кб (Скачать файл)

 

 

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. Теоретические  основы демпинга и антидемпинговой 

процедуры в мировой торговле. 3

      1. Понятие международной торговли и её формы. 3
      2. Понятие демпинг, его виды и формы. 6
      3. Антидемпинговая процедура: этапы, цели и функции 10

РАЗДЕЛ 2. Анализ антидемпинговых процедур в международной

торговле. 18

2.1.     Анализ антидемпинговых процедур  в Украине. 18

2.2.     Оценка антидемпинговых расследований  в России 24

2.3.      Анализ антидемпинговых процедур  в Китае 32

РАЗДЕЛ 3. Проблемы и перспективы применения методов  защиты

отечественного  товаропроизводителя  36

3.1. Проблема антидемпинговых процедур против

украинских  производителей и их последствия. 36

      1. Пути защиты украинского производителя от

антидемпинговых процедур. 40

3.3. Антидемпинговая  законодательная база Украины 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМПИНГА И АНТИДЕМПИНГОВОЙ  ПРОЦЕДУРЫ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ

 

    1. Понятие международной торговли и её основные формы

 

В современном  мире одним из основных двигательных сил экономического развития выступает  международная торговля, которая  является сферой международных экономических  отношений и представляет собой  совокупность внешней торговли товарами, услугами, продукцией интеллектуальной собственности всех стран мира. Сегодня  ей принадлежит 80% всех международных  отношений.

Для отдельной  страны участие в международной  торговле приобретает форму внешней  торговли, то есть это торговля одной  страны с другими странами мира, которая состоит из двух встречных  потоков товаров и услуг: оплачиваемого  экспорта и импорта.

Международная торговля  (англ. world trade, international trade, world commerce) – это торговля между резидентами разных стран, которыми могут выступать физические и юридические лица, фирмы, ТНК, некоммерческие организации и т.д.

Международная торговля – система международных  товарно-денежных отношений, которые  формируются по поводу движения товаров  и услуг между странами.

Международная торговля - специфическая форма обмена продуктами между национальными  экономиками в виде совокупного  оплачиваемого товарооборота. [9].

Международная торговля предусматривает добровольный обмен товарами, услугами, интеллектуальной собственностью между сторонами  торгового договора, в котором  обе стороны должны быть уверены, что получат выгоду от этого обмена, иначе договор не будет уложен.

Международная торговля является характерной чертой существования мирового рынка, который  представляет собой сферу товарно-денежных отношений между странами, которые  основываются на международном разделении труда и других факторов производства. Товар, который находится на мировом  рынке в фазе обмена, исполняет  информационную функцию, поскольку  сообщает о средней величине совокупного  спроса и предложения. В связи  с этим страны имеют право оценивать  и адаптировать параметры своей  продукции и производства (что, сколько, для кого производить) к требованиям  мирового рынка.

  1. Международная торговля товарами была исторически первой и до определённого времени главной сферой международных экономических отношений. Возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие – один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени. Термин «международная торговля» впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

В конце  ХХ в. ведущую роль в системе международной  экономики начали играть различные  формы финансовых операций. [9].

К основным формам международной торговли в  зависимости от характера и способа  организации взаимоотношений между  экспортёрами и импортёрами принадлежат: [9, с. 360].

  1. международная встречная торговля (экспортно-импортные операции дополняются принятием партнёрами встречных обязательств касательно поставки (закупки) товаров и услуг). Виды:
    1. бартерные операции;
    2. встречные закупки;
    3. выкуп техники, которая была в использовании;
    4. операции с давальническим сырьём;
    5. простые компенсационные операции;
    6. сложные компенсационные операции.
  2. электронная торговля (торговля через телефон, факс, телевидение, систему электронных платежей, электронный обмен данными и Интернет). Виды:
    1. дистрибуция;
    2. маркетинг;
    3. продажа товаров или услуг электронными способами;
    4. доставка товаров и услуг электронными способами.
  3. международный лизинг (форма долгосрочной операции, которая связана с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и других природных объектов). Виды:
    1. оперативный лизинг;
    2. финансовый лизинг;
    3. прямой лизинг;
    4. непрямой лизинг;
    5. денежный лизинг;
    6. бартерный лизинг;
    7. компенсационный лизинг;
    8. смешанный лизинг.
  4. международное производственное кооперирование (основан на международном разделении труда в следствии осуществления на договорной основе общей деятельности устойчивый обмен между странами изделиями, которые являются элементами готовой продукции и производятся ими с наибольшей экономической эффективностью). Виды:
    1. поставка комплектующих изделий;
    2. кооперация на основе организации общего производства;
    3. кооперирование путём согласования производственных программ.

Важной  характеристикой международной  торговли является её географическая и товарная структура. Географическая структура – это разделение торговых потоков между отдельными странами и их группами, созданными по территориальному или организационному признакам. Сформировалась под влиянием углубления международного разделения труда и развитию науки и техники.

Товарная  структура международной торговли формируется под влиянием конкурентных преимуществ, которые имеют народные хозяйства стран. Конкурентные преимущества существуют в случаях, когда в  стране цены на экспортные товары (или  внутренние цены) ниже мировых. Отличия  в ценах обусловлены различными затратами производства, которые  зависят от природного потенциала и  социально-экономического положения. Однако существует такая форма международной  ценовой дискриминации, когда товар  продвигается на рынке за счёт снижения экспортных цен ниже нормального  уровня цен, существующего в этих странах. Такой процесс называется демпингом.

 

    1. Понятие демпинг, его виды и формы.

 

Согласно Украинскому законодательству демпинг – ввоз на таможенную территорию страны импорта товара по цене, которая  ниже сопоставимых цен на подобный товар в стране экспорта, что наносит  вред национальному товаропроизводителю  подобного товара. Следует отметить, что сопоставимая цена – цена подобного  товара в стране экспорта, которая  практикуется в обычных торговых операциях.

Слово «демпинг» происходит от английского  глагола «to dump», что означает сбрасывать, сваливать, разгружать, бросать. В международной  лексике слово «демпинг» обычно используется как синоним нечестной  конкуренции, предусматривающей воздействие  на цены экспортируемых товаров.

Первоначально демпинг определялся  как деятельность, при которой, как  правило, данный товар продавался внутри страны производителя по ценам более  высоким, чем при его вывозе за границу. Использовались и другие определения  демпинга: демпингом признавалась ситуация, когда продажная цена за границей была ниже той, которую конкуренты в импортирующей стране могли предложить за тот же товар.

Основной целью демпинга является вытеснение конкурентов и завоевание внешних рынков сбыта, поэтому в  отдельных случаях такая практика может квалифицироваться, как недобросовестная. В этом случае демпинг может осуществляться как средствами фирмы-экспортера, так  и с помощью государства путем  субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета. Также многие фирмы используют демпинг  с целью сокращения налоговых  платежей за счет уменьшения продажных  цен и уровня наценки (товарной надбавки). Это связано с возможностью внедрения  различных схем минимизации налогообложения, размер которого напрямую связан с  уровнем наценки и валовым  оборотом предприятия. [6].

При высоких ценах на внутреннем рынке продажа товаров на экспорт  по заниженным ценам (демпинговым) способствует вытеснению конкурентов и завоеванию внешнего рынка. Иногда демпинг проводится с целью избавления от излишних товарно-материальных запасов. Разница между реальными  и бросовыми ценами покрывается  за счет повышения цен на внутреннем рынке. Целью демпинговой политики может стать содействие решению  валютных проблем. Государство, испытывающее острую нужду в иностранной валюте, может попытаться любыми средствами (в том числе через субсидирование экспорта) активизировать свой экспорт, чтобы обеспечить приток валютных поступлений.

Демпинг в международной практике имеет  неоднозначное толкование. Например, согласно определению Европейского союза демпинг – это установление экспортной цены на уровне ниже сравнимой  цены (средних издержек) в отношении  аналогичного товара при обычных  условиях торговли в экспортирующей стране (стране происхождения товара или стране, где товар подвергся  существенной переработке). Причем это  относится к случаям, когда товар  экспортируется из страны с рыночной экономикой. Если же товар экспортируется из страны не с рыночной экономикой, то в качестве нормальной цены берутся цены третьих стран с рыночной экономикой, условия которых приближены к указанной стране. Среди них могут оказаться и высокоразвитые страны. Часто для стран с нерыночной экономикой демпинговая разница бывает завышенной. В этом случае весьма важен выбор страны для определения нормальной стоимости производства товара для стран с нерыночной экономикой. Странами с нерыночной экономикой считаются страны, где влияние государства или иных факторов способно исказить рыночный механизм формирования цен. При этом в мировой практике комиссии по антидемпинговому законодательству пользуются возможностью свободно выбирать базу для сравнения цен, что играет решающую роль при констатации факта демпинга. Из всех возможных цен выбираются те, которые в наибольшей степени отвечают интересам продуцентов соответствующей страны-импортера, а нередко пытаются проводить сравнение с их внутренними ценами. В случае обвинения компании в демпинге для нее складывается весьма неблагоприятное положение. Если демпинг будет доказан судом, страна импортера применяет различного рода санкции: вводит эмбарго на ввоз данных товаров данной фирмы в свою страну; устанавливает высокие антидемпинговые таможенные пошлины (10 – 45%) на период до пяти лет и т.д.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

  • ценовой демпинг - или продажа на экспортном рынке товара, по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;
  • стоимостный демпинг - продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

Тем не менее, следует также выделить третий тип демпинга: нерыночный демпинг - когда товар экспортируется из страны с нерыночной экономикой.

В коммерческой практике демпинг может  приобретать одну из следующих форм:

  • спорадический демпинг (sporadic dumping)– эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам (происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма – либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок);
  • преднамеренный демпинг (predatory dumping) – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен (на практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства);
  • постоянный демпинг (persistent dumping) – постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости;
  • обратный демпинг (reverse dumping) – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке (встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют);
  • взаимный демпинг (reciprocal dumping) – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам (встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран) [6, с. 253].

Некоторые авторы выделяют следующие  формы демпинга:

  • спорадический;
  • постоянный;
  • хищнический (встречается, когда производитель временно снижает цены для зарубежных покупателей с целью вытеснить иностранных конкурентов, а после приобретения монопольного статуса цены повышаются в зависимости от степени рыночной власти) [5., с. 214].

В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это позволяет фирмам, имеющим относительно монопольное положение на внутреннем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен и где конкуренция выше.

Необходимыми  условиями для осуществления  демпинга являются:

Информация о работе Демпинг и антидемпинговые меры