Демпинг и антидемпинговые меры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире одним из основных двигательных сил экономического развития выступает международная торговля, которая является сферой международных экономических отношений и представляет собой совокупность внешней торговли товарами, услугами, продукцией интеллектуальной собственности всех стран мира. Сегодня ей принадлежит 80% всех международных отношений.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы демпинга и антидемпинговой
процедуры в мировой торговле. 3
Понятие международной торговли и её формы. 3
Понятие демпинг, его виды и формы. 6
Антидемпинговая процедура: этапы, цели и функции 10
РАЗДЕЛ 2. Анализ антидемпинговых процедур в международной
торговле. 18
2.1. Анализ антидемпинговых процедур в Украине. 18
2.2. Оценка антидемпинговых расследований в России 24
2.3. Анализ антидемпинговых процедур в Китае 32
РАЗДЕЛ 3. Проблемы и перспективы применения методов защиты
отечественного товаропроизводителя 36
3.1. Проблема антидемпинговых процедур против
украинских производителей и их последствия. 36
Пути защиты украинского производителя от
антидемпинговых процедур. 40
3.3. Антидемпинговая законодательная база Украины 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая демпинг.docx

— 133.85 Кб (Скачать файл)

Министерство экономики применило  антидемпинговые меры относительно импорта в Украину электрических  ламп российского производства, установив  на них антидемпинговую пошлину  Приказом Министерства экономики Украины  от 1 июня 2001 года N 117 "О применении окончательных антидемпинговых  мер в отношении импортных  поставок ламп электрических в Украину  происхождением из Российской Федерации". Пошлина на ввоз российских ламп мощностью  до 200 Вт и напряжением свыше 100 В. [11].

Антидемпинговые меры Украины грозят российским производителям ламп снижением  экспортных поставок как минимум  в два раза. С требованием ввести данные антидемпинговые пошлины  в Межведомственную комиссию Украины  обратилось львовское ОАО "Искра" (производитель низковольтных электроламп). Комиссия провела антидемпинговое  расследование и установила, что  только в 1996-1999 годах импорт ламп из России увеличился на 392%, а их цена на рынке Украины снизилась на 65%. Кроме того, Украина с 17 января 2002 г. ввела специальную 26-процентную пошлину  на импорт пищевой соды из России. Решение  о введении специальной пошлины  приняла Межведомственная комиссия по международной торговле Украины в соответствии с Законом "О применении специальных мер относительно импорта в Украину" и на основании проведенного Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции специального расследования [12].

Специальное расследование установило, что значительный рост объемов импорта  в Украину пищевой соды причиняет  ущерб украинскому производителю  этой продукции. 21 июня вступили в силу два решения Межведомственной комиссии по международной торговле. Решением №АД-18/2001/52-55 от 05.06.01 г. было завершено  антидемпинговое расследование  относительно импорта в Украину  российской лакокрасочной продукции. Однако Комиссия решила не применять антидемпинговых мер. Зато импортерам шприцев повезло меньше: решением №СП 17/2001/52-44 от 08.06.01 г. по итогам специального расследования были установлены квоты. Общий объем квоты примерно на 30% меньше прошлогоднего импорта.

Весной 2001 г. Департамент  торговли США ввел временную антидемпинговую  пошлину против 11 стран, в том  числе и Украины, которые продавали  свою продукцию на американском рынке  по заниженным ценам. Временная пошлина  на украинский стальной лист составляла 89,49%. В августе США планировали  принять окончательное решение  относительно ввода антидемпинговой  пошлины и ее размера в отношении  украинской стали.

Антидемпинговое расследование  в отношении Украины было начато Департаментом торговли США 4 декабря 2000 года по инициативе группы американских производителей стали и касалось периода с 1 апреля 2000 года по 30 сентября того же года. В общей сложности  за период с января по август 2000 года 11 стран экспортировали в США  почти 3,4 млн. метрических тонн стального  листа, что на 111% превышало показатель 1999 года.

В декабре 2000 года США предложили украинскому правительству подписать  соглашение о добровольном ограничении  поставок всех видов металлопродукции. Только в его рамках США готовы рассмотреть вопросы о 

снижении минимальных  цен на украинский толстолистовой прокат при поставках в США и о  прекращении антидемпингового расследования  против поставок украинских горячекатаных  рулонов.

Поставки украинского  толстолистового проката в США  ограничены годовой квотой в 158 тыс. тонн. США установили высокий уровень  цен, который не позволяет украинским заводам заполнить ее. Поставки катанки  в США сейчас ограничены квотой в 1,5 млн. тонн в год для всех экспортеров, включая Украину. Антидемпинговые  расследования идут относительно поставок украинских горячекатаных рулонов, арматуры и ферросиликомарганца. В  демпинге, в частности, обвиняются: АООТ "Металлургический комбинат "Криворожсталь" (Кривой Рог, Днепропетровская область), АООТ "Днепровский металлургический комбинат" (Днепропетровск), АООТ "Краматорский металлургический завод" (Краматорск, Донецкая область), АООТ "Енакиевский  металлургический завод" (Енакиево, Донецкая область) и АООТ "Макеевский металлургический комбинат" (Макеевка, Донецкая область).

В 2002 году электролампочка стала объектом антидемпингового расследования. Комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта электроламп мощностью до 200 Вт и напряжением более 100 вольт из Киргизии. Комиссия поручила Министерству экономики провести расследование против импорта электролампочек из Киргизии в Украину в период с 1 октября 2001 года по 31 марта 2002 года. Расследование возбуждено по жалобе производителя электролампочек - львовского завода "Искра". Завод сообщает, что импорт электролампочек в Украину из Киргизии осуществляется по демпинговым ценам в значительных объемах и в марте этого года вырос на 335% по сравнению с октябрем 2001 года. Завод "Искра" также утверждает, что из-за роста импорта лампочек ухудшилось его производственное и финансовое состояние.

По данным Государственного комитета статистики, в 2001 году объем импорта  электроламп в Украину составил 12 252,2 тыс. штук стоимостью 677,78 тыс. долларов, в 2000 году - 4 285,2 тыс. штук стоимостью 280,8 тыс. долларов.

29 января 2002 года Межведомственная  комиссия по международной торговле  приняла решение №СП-30/2002/52-40 "О  либерализации специальных мер  по импорту в Украину искусственного  меха и полотна ворсового происхождением  из Республики Беларусь, Китайской  Народной Республики, Российской  Федерации и Венгерской Республики". Антидемпинговые расследования  касаются не только товаров  народного потребления, но и  такого специфического товара  как электроэнергия.

Кроме вышеперечисленных товаров, антидемпинговые процедуры проводятся по импорту в Украину стрелочных переводов из Российской Федерации, древоволокнистых плит (ДВП) из Республики Беларусь и ряда других товаров. Увеличение количества дел, рассматриваемых Межведомственной комиссией по международной торговле свидетельствует о том, что украинское законодательство в области защиты отечественного товаропроизводителя  нашло поддержку среди украинских предприятий. И можно с уверенность  прогнозировать рост числа таких  расследований и расширения номенклатуры товаров, по которым будут проводиться  эти расследования.

В 2006г. Украина начала несколько  антидемпинговых расследований  относительно импорта товаров из Российской Федерации. Такое решение  было принято по результатам заседания 31 января нового состава Межведомственной комиссии по международной торговле [21].

В частности, Украина начала антидемпинговое  расследование относительно поставок в Украину железорудного концентрата  из России. По информации пресс-службы, расследование начато на основании заявления ОАО „Ингулецкий горно-обогатительный комбинат”. 

Кроме того, начато антидемпинговое  расследование относительно поставок в Украину стальных тросов и канатов  без покрытия из Российской Федерации (на основании заявления ОАО „Силур”  и ОАО „Стальканат”) [23].

Экспорт канатов в Украину из России в 2006 г. составил: 7085 т (75% к уровню 2005 г.). Импорт канатов в 2006 г. из Украины  составил 8600 т и вырос на 28,4% по сравнению с 2005 г. Средняя цена российских канатов, поставляемых в Украину составляет $1180,4 за тонну, а украинских, поставляемых в Россию, $1128,5 за т. Качество канатов и их свойства в Украине и России находится на одном уровне. Поэтому постановка вопроса о возбуждении антидемпингового разбирательства по поставляемым канатам между метизниками Украины и России, с любой из сторон, некорректна. Однако Украина по отношению к российским метизникам такой вопрос по-прежнему выносит на повестку дня [29].

24 апреля 2006 года в Украину были  присланы материалы антидемпингового  расследования, в соответствии  с которыми ставки таможенной  пошлины для украинских предприятий  должны составлять: для ЗАО “ЮТиСТ”  — 26,2%, ЗАО “Никопольский завод  бесшовных труб “Нико Тьюб”  и ОАО “Нижнеднепровский трубопрокатный  завод” — 25,15%, ОАО “Днепропетровский  трубный завод” — 12,3% (все —  Днепропетровская обл.), для других  трубных предприятий Украины  — 26,2%.

Это антидемпинговое расследование  было инициировано 31 марта 2005 года по жалобе в Еврокомиссию австрийской Voest Alpine Tubular, французской Vallourec & Mannesman, немецких Benteler Stahl/Rohr GmbH и V & M Deuchland GmbH, итальянской Dalmine S.p.A и испанской Tubos Reunidos, которые  по данным за 2004 год контролировали около 67% трубной промышленности Евросоюза.

Под действие антидемпинговых мер  попадают механические трубы, трубы, используемые в строительстве, водогазопроводные  и нефтепроводные трубы, а также  специальные и дорогостоящие  виды продукции — бурильные, обсадные и насосно-компрессорные трубы, используемые при разведке и эксплуатации нефтяных месторождений.

Украинская сторона также начала антидемпинговое расследование  относительно поставок в Украину  подшипников независимо от страны происхождения  и экспорта (на основании заявления  ОАО „Харьковский подшипниковый  завод”) [26].

Кроме того, украинская сторона приняла  решение о начале промежуточного пересмотра антидемпинговых мер  по импорту в Украину спичек из Российской Федерации на основании  обращения ДП „Ривненская спичечная  фабрика”, а также по увеличению годовой квоты с 3 до 5 млн. м кв. для РУП „Могилевэнерго” в  рамках применения окончательных антидемпинговых  мер по импорту в Украину ДВП  происхождением с Республики Беларусь.

Межведомственная комиссия по международной  торговле Украины 5 мая начала антидемпинговое  расследование против импорта шин  для легковых автомобилей из России и Беларуси. Его инициатором выступило  крупнейшее в Украине предприятие  по производству автомобильных шин  — ЗАО «Росава».

Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) начала антидемпинговое расследование против импорта в Украину шариковых подшипников независимо от страны происхождения.

Об этом говорится в сообщении МКМТ. Согласно сообщению, МКМТ приняла такое решение 31 января на основе жалобы крупнейшего  в Украине производителя подшипников  Харьковского подшипникового завода.

Шариковые подшипники, в отношении импорта  которых начато расследование, согласно Украинской классификации товаров  внешнеэкономической деятельности классифицируются по коду 8482 10 90 00, основными  импортерами шариковых подшипников  в Украину являются Китай, Россия, Германия, Франция, Италия.

По данным завода, в 2005 году по сравнению с 2002 годом объем импорта шариковых  подшипников в Украину увеличился на 295%, цены на импортные 

подшипники  были ниже, чем цены на подшипники Харьковского подшипникового завода на 63,8%.

Завод заявляет, что в результате увеличения объемов  импорта объем производства предприятия  в 2005 году по сравнению с 2002 годом  сократился на 4%, объем продаж - на 12,3%, занятость - на 4,5%, ликвидность - на 51%.

 

 

2.2. Оценка антидемпинговых расследований в России

 

Антидемпинговые и другие ограничительные меры, применяемые зарубежными странами в отношении российских товаров, остаются важным фактором, сдерживающим рост российского экспорта. По количеству примененных антидемпинговых мер Россия входит в первую десятку стран мира (возглавляет этот список Китай). Во многом это объясняется тем, что Россия не является членом ВТО.

В 1992−1999 годах число ограничительных мер, принятых зарубежными партнерами в отношении России, значительно возросло. По данным ВТО, количество антидемпинговых мер в отношении России увеличилось с 27 в 1990−1994 годах до 47 в 1995−1999 годах.

Ограничительные меры в отношении России применяли 24 страны: государства ЕС, США, Индия, страны Центральной и Восточной Европы, Украина, Китай и другие. Из товаров российского экспорта защитные меры наиболее часто применялись в отношении продукции черной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. В список российских товаров, подпавших с 1990 года под антидемпинговые процедуры в ЕС — крупнейшем торгово-экономическом партнере России, входят феррохром, чугун, мочевина, карбид кремния, хлористый калий, магний, трансформаторная сталь, бесшовные трубы, древесные плиты и ряд других товаров [5;с.200].

По оценкам Минэкономразвития России, только в 2000 году Россия потеряла от введения против нее ограничительных мер 2,36 млрд. долларов.

Распространенным способом урегулирования антидемпинговых споров является принятие поставщиками обязательств по «добровольному» ограничению экспорта в форме лимитов на цены и объемы поставок (как альтернатива введению антидемпинговых пошлин). Принятием количественных обязательств закончились, к примеру, открытые в ЕС антидемпинговые процедуры в отношении российских поставщиков карбида кремния, магния, трансформаторной стали, бесшовных труб [15;с.322]. Было также подписано соглашение с Индонезией об урегулировании антидемпинговой процедуры в отношении российской горячекатаной стальной продукции. В июле 1999 года после начала антидемпинговых расследований в США были подписаны соглашения между США и Россией, установившие количественные и ценовые ограничения на ввоз в Соединенные Штаты российской металлопродукции.

Несмотря на легитимность таких действий с точки зрения международного торгового права, их экономическая сущность остается весьма спорной с точки зрения конкуренции и по сути представляет собой выкручивание рук экспортерам.

К тому же фиксирование в соглашениях минимальных цен является весьма опасным для поставщиков: в случае падения мировых цен на соответствующий товар они становятся неконкурентоспособными на рынке и просто выбывают из игры (что, собственно, и произошло в ходе реализации соглашения с США по стали, когда падение цен на сталь в Соединенных Штатах не позволило российским экспортерам использовать даже минимальные установленные квоты).

Информация о работе Демпинг и антидемпинговые меры