Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью данной работы является описание роли денег в развитии экономики Казахстана, так как для понимания механизмов функционирования рыночной экономики важно ясное понимание роли денег в ней. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность денег как экономической категории;
2. Произвести анализ развития денежной системы Казахстана;
Введение...................................................................................................................3
Глава І. Теоретические аспекты развития денег в рыночной экономике..........5
1.1 Сущность, виды и функции денег.................................................................5
1.2 Теории денег..................................................................................................15
1.3 Роль денег в рыночной экономике..............................................................20
Глава ІІ. Особенности развития денежной системы Республики Казахстан...22
2.1 Этапы становления денежной системы Республики Казахстан.................22
2.2 Анализ развития денежной ситсемы Республики Казахстан.......................26
Глава ІІІ. Перспективы развития денежной системы........................................35
Заключение.............................................................................................................41
Список используемой литературы.......................................................................44
Р — индекс цен,
У - национальный доход в неизменных ценах (или его физический объем).
Отсюда делается вывод, что изменение денежной массы (М) может сопровождаться соответствующим изменением в любой ил трех величин правой части уравнения, т.е. рост денежной массы может привести либо к повышению цен (Р), либо к увеличению реального национального дохода (У), либо к изменению коэффициента, отражающего отношение денежного запаса к доходу.
Как и все представители количественной теории, М. Фридман идет от денежной массы к ценам, не ставя при этом вопрос о возможности обратной связи и игнорируя практику монополистического ценообразования. Однако последняя как раз свидетельствует об обратной связи между ценами и денежной массой.
6.Кембриджский вариант количественной теории денег
Основателями этой концепции являются англичане — экономисты А. Маршалл, А. Питу, Д. Робертсон и Д. Патинкин. Если в «трансакционном варианте» И. Фишера деньги выступают только в функциях средства обращения и средства платежа, то А. Пигу придавал особое значение и функции накопления. При этом оба варианта количественной теории денег игнорируют функцию денег как меры стоимости и их роль как всеобщего стоимостного эквивалента.
К «кассовым остаткам» А. Пигу относит наличные деньги и остатки на текущих счетах, т.е. он определяет количество денег как сумму кассовой наличности населения и предприятий.
Хотя подход А. Пигу отличается от подхода И. Фишера, но, по существу, он остается в рамках количественной теории денег, так как устанавливает прямую связь между деньгами и ценами. Это подтверждает и формула А. Пигу: М =RPQ или Р = M/Q, которая близка к «уравнению обмена» И. Фишера, поскольку в ней:
М — денежная масса,
Р — уровень цен,
Q — товарная масса (или физический объем товарооборота,
К — доля годовых доходов лиц и фирм, которую они готовы держать в денежной форме.
Различие в формулах И. Фишера и А. Пигу заключается в том, что в первой формуле используется показатель скорости обращения денежной единицы V, а во второй — коэффициент К, который является обратным по значению показателю V и, если заменить в формуле Пигу коэффициент К, то получится формула Фишера.
Сходство двух разновидностей количественной теории денег проявляется и в том, что если И.Фишер исходил из постоянства V и Q при анализе длительных отрезков времени, то А.Пигу принимал за постоянные показатели К и Q, а следовательно, оба теоретика оставляли одни и те же переменные М и Р и выводили причинность роста цен (Р) из изменения денежной массы (М).
С середины 50-х гг. наблюдается возрождение неоклассического направления и базирующейся на нем кембриджской версии количественной теории денег.
Д.Патинкин связывает при этом использование доходов на три цели (потребление, инвестиции и «кассовые резервы») как с установлением «относительных» цен, так и с общим уровнем цен. Тем самым он усложнил простую формулу пропорциональной зависимости денежной массы и цен, введя спрос на деньги как на «кассовые остатки». В результате активная роль денежной массы стала определяться не только эмиссией, но и изменением «кассовых резервов». «Кассовые резервы» Д.Патинкин рассматривает как наиболее ликвидную форму инвестиций, за которой следует инвестиции в ценные бумаги, а затем — в реальный капитал.
Деньги служат самым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.
Экономическая сущность денег характеризуется их участием в:
- осуществлении различных видов общественных отношений ;
- распределении валового национального продукта, в приобретении недвижимости, земли ;
- определении цен, выражающих стоимость товара.
Следовательно, деньги, возникшие
из разрешения противоречий товара, являются
не техническим средством
В современных условиях денежные знаки и деньги безналичного оборота не обладают собственной стоимостью, но сохраняется возможность применения их в качестве меновой стоимости. Это свидетельствует о том, что деньги все больше отличаются от товара и превратились в самостоятельную экономическую категорию, с сохранением некоторых свойств, придающих им сходство с товаром.
То обстоятельство, что деньги постоянно переходят из рук в руки, не требует доказательств - в товарной, рыночной, денежной экономике иначе просто быть не может.
Для этого надо разделить общую стоимость всех товаров, проданных в стране в течение года, на количество денег, находившихся в обращении по сведениям национального банка. Например, допустим, что в какой- то маленькой стране за год было продано товаров и услуг на 10 млн. долларов, а в обращении находилось 2 млн. долларов. Делим 10 на 2 и получаем, что в течение года каждый доллар обернулся в среднем 5 раз, то есть, участвовал в покупке и продаже человек именно это количество раз. Допустим, что при этом в стране с наличными деньгами полный порядок.
Тогда можно предположить, что эта скорость обращения денег нормальна для данной страны и её нужно поддерживать в будущем. Отсюда мы можем вывести уравнение, позволяющее рассчитать количество денег, которое нужно данной стране, чтобы в ней товары могли обмениваться на деньги, а деньги на товары. Это уравнение обмена (называемое также законом Ирвинга Фишера по имени сформировавшего его ученого) будет выглядеть так:
M= PQ/V,
Где
M- масса (общая сумма) денег, которая необходима стране для обеспечения нормального денежного обращения;
P- средний уровень цен на товары и услуги продаваемые в этой стране;
Q- общий объем товаров и услуг, продаваемых в этой стране за год;
V- скорость обращения денег (в разах в год).
Конечно, для настоящих расчетов предстоит поработать, уточняя величины всех элементов уравнения, но это дело специалистов по денежному обращению. Нам достаточно знать вид этой формулы, потому что она позволяет понять реальные зависимости, определяющие состояние денежной системы любой страны.
Например, очевидно, что если в стране растут цены, то даже при неизменном объеме производства и той же скорости обращения масса денег должна быть увеличена. Если же деньги начинают обращаться быстрее, а цены и объем производства не возрастают, то страна может обойтись меньшим количеством денег (рисунок 1).
Рисунок 1. Модель денежных потоков
Делая вывод, значение денег в развитии экономики трудно переоценить. Деньги – это «кровь» экономики. Циркуляцию денег в экономике страны можно представить упрощенной схемой (рис. 1), на которой кроме известных рынков – рынка продуктов и рынка ресурсов (факторов) - представлен рынок финансов. Денежные потоки между тремя агентами (субъектами) экономики страны – государством, фирмами и домохозяйствами (физическими лицами), а также заграницей изображены стрелками. Эта формула показывает, что количество денег, обращающееся в стране не может быть произвольным. Оно должно точно соответствовать объему сделок за год и достигнутой скорости обращения местной валюты. Кстати, скорость эта вполне поддается управлению и зависит от работы банковской системы страны и от технического уровня оснащения учреждений, которые участвуют в денежных операциях.
Глава ІІ. Особенности развития денежной системы Республики Казахстан
2.1 Этапы становления денежной системы Республики Казахстан
Формирование независимой финансовой системы Казахстана фактически началось, как считают многие эксперты, еще с Закона «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», который был принят в декабре 1990 года. Закон стал своего рода предтечей национальной валюты, несущей конструкцией всей системы. Это был необходимый шаг, диктуемый ситуацией. Поскольку, с одной стороны, уже был объявлен рыночный курс и наметился переход от планового хозяйства к рынку, а с другой – банковская система оставалась прежней структурой планового хозяйства. Она была представлена Казахским республиканским банком Госбанка СССР и несколькими коммерческими и отраслевыми банками (Сбербанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Кредсоцбанк, Внешэкономбанк), подчиненными Москве. Все они работали сами по себе, не имея единого центра в республике. Каждый из них вел свою денежно-кредитную, процентную и расчетную политику, диктуемую из Москвы. У Госбанка не было никаких прав и обязанностей по отношению к ним. Банк лишь отчасти управлял налично-денежным оборотом, и ни о какой стройной банковской системе и речи идти не могло.
В таких условиях по поручению главы государства Нурсултана Назарбаева и Верховного Совета Казахской ССР была начата подготовка проекта закона «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР». Это был непростой процесс, боролись разные мнения. Но в итоге закон был подписан Президентом страны 7 декабря 1990 года. В соответствии с документом банковская система стала двухуровневой. Первый уровень представлял Государственный банк Казахской ССР, второй – сеть коммерческих банков. Были прописаны их взаимоотношения. Госбанк республики также объявлялся независимым от исполнительных и распорядительных органов государственной власти, но подотчетным Верховному Совету КазССР. Но было и существенное «но»… Поскольку Казахстан на тот момент не имел своей национальной валюты, пришлось согласиться, что его взаимоотношения с Госбанком СССР по вопросам использования единой денежной единицы и проведения единой денежной политики определяются Союзным договором.
Исходя из сложившихся условий, в середине 1993 года было принято решение о создании госкомиссии по введению национальной валюты. Ее председателем был назначен Премьер-Министр Сергей Терещенко. Разработкой документации занялась специальная рабочая группа во главе с Даулетом Сембаевым. Вся работа по введению тенге велась под ежедневным контролем Президента страны.
К слову, когда шло обсуждение дизайна новой валюты, предлагалось на купюрах увековечить великие исторические личности казахского народа и архитектурные памятники. И на одной из них предлагали разместить портрет Президента Назарбаева. Был даже подготовлен эскиз. Но Глава государства был категорически против этого предложения. Заказ на изготовление банкнот был размещен в одной из английских фирм.
Специалисты изучили опыт проведения денежных реформ и введения собственной валюты в других странах, включая государства СНГ. Национальным Банком было подготовлено 18 документов, регулирующих ход реформ. Ключевым моментом в работе группы была подготовка концепции введения национальной валюты. Президент создал правительственную комиссию, в составе которой была организована рабочая группа, написавшая весь сценарий введения тенге. Это был сложнейший комплекс политических, экономических, технических и организационных мер в условиях, когда в Казахстан хлынул поток купюр старого образца. Накануне введения тенге Нурсултан Назарбаев сам обратился к гражданам страны с разъяснениями. Обмен старых денег на казахстанский тенге был начат в 8 часов 15 ноября 1993 года и успешно закончен в 20 часов 20 ноября 1993 года. Из обращения было изъято 950,6 млрд. рублей. После введения национальной валюты вопрос обеспечения экономики наличными деньгами был снят с повестки дня.
Таким образом,
с введением тенге Казахстан
получил возможность проводить
самостоятельную денежно-
Конечно, это был лишь первый шаг. Впереди было еще немало проблем, требовавших столь же четких, грамотных решений. Становление финансовой системы фактически происходило в 1994 году. В тот год удалось приостановить падение курса тенге к доллару, и инфляция по сравнению с предыдущим годом снизилась в два раза – с 2 500% в 1992 году до 1 260% в 1994-м. К концу 1995 года инфляцию удалось сократить до 58%, а затем поддерживать эту тенденцию каждый год.
Один из важнейших финансовых указов Президента Республики Казахстан, определивший не только схему отношений, но и обозначивший финансовую политику и принципы государства, был принят 8 февраля 1994 года. Указом устанавливалось, что приватизация объектов госсобственности всеми юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными инвесторами, осуществляется на территории Казахстана только за тенге.
В эти непростые годы система проверялась на способность реагировать на те или иные изменения и при этом оставаться устойчивой при форс-мажорных внешних или внутренних обстоятельствах. Так, серьезным испытанием для национальной валюты стал российский «черный вторник» 1994 года, который провел окончательный «водораздел» между тенге и рублем и фактически покончил с трехвалютной системой, при которой рубль все еще имел хождение в Казахстане, особенно на севере республики. Сегодня экономисты сходятся во мнении, что появление тенге и в основном последовательное построение финансовой системы положили начало макроэкономической стабилизации в стране.
Еще один важный указ Президента 1994 года – создание государственного Банка развития. Именно он был уполномочен осуществлять долгосрочное кредитование эффективных инвестиционных проектов в соответствии с определяемыми Правительством приоритетами экономического развития страны. Затем в ходе реформы в банковском секторе он был присоединен к государственному Экспортно-импортному банку Республики Казахстан. Эксперты отмечают, что тенденция к упорядочению, ужесточению контроля была предопределена системообразующими законодательными актами 1994 года.
В частности, в 1993–1994 годах численность коммерческих банков превышала 150 банков, причем многие из них были финансово несостоятельными. Необходимо было оздоровить банковский сектор. К решению этой задачи Национальный Банк приступил уже в 1995 году, получив полномочия по регулированию банковской деятельности по Указу Президента «О Национальном банке РК». Так, в 1995 году началась реструктуризация банковской системы, которая и сейчас, пройдя испытание мировым кризисом, является одной из самых устойчивых на постсоветском пространстве.