Денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описание роли денег в развитии экономики Казахстана, так как для понимания механизмов функционирования рыночной экономики важно ясное понимание роли денег в ней. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность денег как экономической категории;
2. Произвести анализ развития денежной системы Казахстана;

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава І. Теоретические аспекты развития денег в рыночной экономике..........5
1.1 Сущность, виды и функции денег.................................................................5
1.2 Теории денег..................................................................................................15
1.3 Роль денег в рыночной экономике..............................................................20
Глава ІІ. Особенности развития денежной системы Республики Казахстан...22
2.1 Этапы становления денежной системы Республики Казахстан.................22
2.2 Анализ развития денежной ситсемы Республики Казахстан.......................26
Глава ІІІ. Перспективы развития денежной системы........................................35
Заключение.............................................................................................................41
Список используемой литературы.......................................................................44

Вложенные файлы: 1 файл

денежная система РК.doc

— 460.00 Кб (Скачать файл)

При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан в 2013-2015 годах основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание годовой инфляции в коридоре 6,0-8,0%.

В целом, в связи со значительным ухудшением мировой конъюнктуры  в 2013-2015 годах могут возникнуть проблемы с финансированием ряда проектов с иностранным участием. Падение  мировой цены на нефть отразится  также и на снижении объемов погашения  по прямым иностранным инвестициям. В связи с чем, по прямым иностранным инвестициям нетто-приток будет сохраняться. Кроме того, в условиях снижения чистых поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан и сохранения уровня гарантированного трансферта в республиканский бюджет, в рассматриваемом периоде будет наблюдаться приток средств из внешних активов Национального фонда Республики Казахстан. Сочетание вышеуказанных факторов способствует положительному сальдо по счету операций с капиталом и финансами.

В итоге, в 2013-2015 годах дефицит общего платежного баланса будет не более 2% к ВВП, что позволит сохранить международные резервы на достаточном уровне финансирования импорта товаров и услуг.

Снижение спроса экономики  на денежные средства будет сопровождаться сокращением денежного предложения в 2013 году  с его последующим расширением, но ограниченными темпами. Уровень монетизации на протяжении всего прогнозного периода предполагается стабильным,  оставаясь на текущем уровне.

По оценке Национального  Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая.

В 2013-2015 годах экспорт  товаров превысит уровень 100 млрд. долл. США. При этом значительные экспортные поступления будут нивелированы увеличением спроса на импорт и доходов, выплачиваемых нерезидентам. В итоге, профицит текущего счета в 2013-2015 годах будет в пределах 4,0%-5,5% к ВВП. По счету операций с капиталом и финансами (включая «Ошибки и пропуски») ожидается рост дефицита, главным образом за счет увеличения темпов наращивания внешних активов Национального фонда Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Организуемое  и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм –  денежная система, при которой государство  законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами золотом и серебром, монеты из них функционируют на равных основаниях.

Монометаллизм – денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на золото. Существовало три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золотодевизный стандарт.

Денежная система  Казахстана прошла нелегкий путь. Ее история началась с момента введения 15 ноября 1993 года национальной валюты Республики Казахстан – тенге.

С момента появления  тенге Казахстан мог строить  свои денежно-кредитную и экономическую  политики. В 1995 году вышел Указ президента «О Национальном банке РК». И с этих пор Национальный Банк полностью регулирует банковскую систему.

В 1995 году Национальный Банк стал выполнять характерные  для центральных банков функции  денежно-кредитного и валютного  регулирования, прекратил прямое кредитование дефицита республиканского бюджета. В этот год при участии Президента была открыта и собственная Банкнотная фабрика.

С указом Президента от 23 августа 2000 года был создан фонд будущих поколений – Национальный фонд, первый на пространстве СНГ. У него две важнейшие функции: стабилизационная и сберегательная.

Наличие собственной  валюты позволило Национальному  банку проводить независимую  денежно-кредитную политику. Была прекращена выдача кредитов на покрытие бюджетного дефицита и директивных займов. Функции кредитования экономики полностью были переданы банкам второго уровня. Национальный банк стал решать свою основную задачу — обеспечение устойчивости национальной валюты. Это сложная задача предполагает одновременное обеспечение низких темпов инфляции и стабильного курса. На первом этапе развития суверенной финансовой системы с национальной валютой в ее основе Национальный банк стал независим в своей деятельности и подотчетен только президенту страны. При этом важно отметить, что за годы независимости тенге неоднократно проходил испытание разного рода кризисами и показал свою высокую устойчивость против них.

Денежная система –  форма организации денежного  обращения в стране сложившаяся  исторически и закреплённая национальным законодательством. Денежные системы сформировались в XVI – XVII вв., хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. В денежных системах по мере их развития происходили существенные изменения.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является Центральный Банк (ЦБ), направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и , следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. ЦБ обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Различают “узкую” и “широкую” денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.

Центральный банк - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные.

Краткая характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики:

Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.

Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.

Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое “замораживание” процентных ставок.

Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением.

Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов. Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой и законодательством.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Послание Президента страны народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» (Астана, 1 марта 2006 года)
  2. Закон Республики Казахстан от 5 марта 1997 года N 77-1 «О рынке ценных бумаг».
  3. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. N 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». 
  4. Закон Республики Казахстан «О защите государственных секретов Республики Казахстан» 19 января 1993 года
  5. Закон РК от 29 июня 1998г. N 237-1 «О платежах и переводах денег».
  6. Указ Президента Республики Казахстан от 7 февраля 2001 г. N 549 «О некоторых вопросах функционирования национальной валюты Республики Казахстан».
  7. Аймурзина, Б. Финансовая глобализация на современном этапе развития государства. //Финансы Казахстана. – 2005. – N6. – С.18.
  8. Альмекеров, Д. Оценка стабильности финансовой системы Казахстана. //Мир финансов. – 2005. – Август. С.32-34.
  9. Амрекулов, Н. Организация финансовой и бюджетной системы. //Транзитная экономика. – 2006. – N6. – С.17-36.
  10. Аханов, С. Финансовый сектор Казахстана: Основные тенденции и ключевые проблемы. //Мир финансов. – 2005. – Март. – С.2-6.
  11. Баймуратов, У. Денежно-финансовая система Республики Казахстан: особенности и проблемы. //Банки Казахстана. – 2004. – N4. – С.5-19.
  12. Баймуратов, У. Электронные деньги: проблемы и перспективы. //Банки Казахстана. – 2005. – N9. – С.18-22.
  13. Баймуратов, У., Сембеков, А. Денежно-финансовая система: системо-нелинейной взгляд. //Финансы Казахстана. – 2005. – N4. - С.3.
  14. Внучко, Р., Пелих, С. Монетарные факторы экономического развития в переходной экономике. //Банки Казахстана. – 2005 – N12. – С.49.
  15. Гончаров, В. Денежные агрегаты: увеличение денежной массы привело к росту цен. //Деловая неделя. – 2004. – 13 февраля. – C.4.
  16. Даулетова, Г. Деньги и их роль в экономике. //Основы экономики преподавание в ВУЗе. – 2005. – N2. – С.39-41.
  17. Дуйсекова, А. Развитие экономики Казахстана в условиях глобализации. //Банки Казахстана. – 2004. – N6. – С.18.
  18. Есекина, Б. Финансовые механизмы обеспечения устойчивости национальной экономики. //Финансы Казахстана. – 2004. – N5. – С.7.
  19. Есенжолова, Б. Структура рынка информационных услуг в условия рыночных преобразований. //Финансы Казахстана. – 2004. – N1. – С.92.
  20. Жуйриков, К. Роль и значение капитала в условиях рыночных отношений. //Банки Казахстана. – 2004. – N9. – С.26.
  21. Жуков, В. Политика Национального банка по развитию системы безналичных платежей для физических лиц. //Банки Казахстана. – 2005. – N6. – С.36.
  22. Икранбеков, А. Некоторые аспекты развития финансовой политики Республики Казахстан. //Евразийское сообщество. – 2005. – N1. – С.79-83.
  23. Искакова, З. Прочность финансовой системы Казахстана и ее факторы. //Финансы Казахстана. – 2004. – N5. – С.3-6.
  24. Калайда, И., Кобзарь, М., Сидак, А. Оценка защищенности банковских информационных технологий на основе «общих критериев». //Банки Казахстана. – 2003. – N4. – С.30.
  25. Кездикбаев, Т., Аманжолов, С. Автоматизация банковских технологий. //Банки Казахстана. – 2003. – N3. – С.40.
  26. Кучукова, Н., Сатубалдин, С. Актуальные проблемы экономики и финансов. //Финансы Казахстана. – 2004. – N1. – С.3.
  27. Малгаждарова, Д. ERP системы и их место в информационной логистике. //Финансы Казахстана. – 2005. – N1. – С.48
  28. Марченко, Г.А. Актуальные вопросы развития финансового рынка. //Мир финансов. – 2005. – N12. – С.26-29.
  29. Мобильный банкинг пришел в Казахстан. //Мир финансов. – 2005. – Май. – С.14
  30. Об основных направлениях денежно-кредитной политики на 2005-2007 годы и текущие ситуации на финансовом рынке. //Мир финансов. – 2005. – N2. – С.6-8.
  31. Омарова, М. Концепция Ф. Хайека и электронные деньги. //Банки Казахстана. – 2005. – N2. – С.17.
  32. Петрова, Я. Электронные деньги. //Банки Казахстана. – 2004. – N6. – С.57.
  33. Рамазанов, Н. Этапы становления: национальная валюта тенге. //Деловая неделя. -2005. – 18 ноября.
  34. Сатубалдин, М. Страхование от компьютерных (электронных) преступлений в банковской сфере. //Банки Казахстана. – 2005. – N4. – С.20.
  35. Стратегия карточного бизнеса Народного банка. //Мир финансов. – 2005. – Апрель. – С.34
  36. Темиржан-Ильхан, Г. Финансы в контексте общей экономической теории. //Финансы Казахстана. – 2004. – N3. – С.16.
  37. Карагусов, Ф. Ценные бумаги и деньги в системе гражданского права. //Алматы. Жетi жаргы. 2002.
  38. Рустенова, Э. Финансы. //Уральск. ЗКГУ. 2004.
  39. Сейткасимова. Деньги, кредит, банки. //Алматы. Экономика. 1999.
  40. Финансы Республики Казахстан 1990-2002 гг. //Алматы. Агенство РК по статистике. 2003.

 

 

 

 


Информация о работе Денежная система