Денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описание роли денег в развитии экономики Казахстана, так как для понимания механизмов функционирования рыночной экономики важно ясное понимание роли денег в ней. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность денег как экономической категории;
2. Произвести анализ развития денежной системы Казахстана;

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава І. Теоретические аспекты развития денег в рыночной экономике..........5
1.1 Сущность, виды и функции денег.................................................................5
1.2 Теории денег..................................................................................................15
1.3 Роль денег в рыночной экономике..............................................................20
Глава ІІ. Особенности развития денежной системы Республики Казахстан...22
2.1 Этапы становления денежной системы Республики Казахстан.................22
2.2 Анализ развития денежной ситсемы Республики Казахстан.......................26
Глава ІІІ. Перспективы развития денежной системы........................................35
Заключение.............................................................................................................41
Список используемой литературы.......................................................................44

Вложенные файлы: 1 файл

денежная система РК.doc

— 460.00 Кб (Скачать файл)

Еще одно позитивное событие 1995 года – замедление темпов экономического спада и значительное снижение уровня инфляции. Итоги года показали, что с помощью инструментов денежно-кредитной политики можно влиять на уровень инфляции, снижая ее монетарную составляющую. Функция кредитования экономики перешла от Национального банка к банкам второго уровня. А Национальный Банк стал выполнять характерные для центральных банков функции денежно-кредитного и валютного регулирования, прекратил прямое кредитование дефицита республиканского бюджета. В этот год при участии Президента была открыта и собственная Банкнотная фабрика.

Важнейшие события  произошли в 1997 году. Во-первых, была создана накопительная пенсионная система. Также в тот год руководством страны была прекращена приватизация, поскольку стало ясно, что приватизаторы не торопились поднимать производства. И страна пошла по пути привлечения иностранных инвесторов. В Казахстан нужно было заводить деньги для реализации экономических задач. Местные банки на роль инвесторов не годились в силу их маломощности. Самый большой банк тогда имел капитал не более 400 млн. долларов. Это был мизер. И прямые инвестиции пошли в республику. Роль, которую в этом вопросе играл и играет Глава государства, трудно переоценить, поскольку инвесторы вкладывали деньги в экономику Казахстана, входили в проекты во многом благодаря личному авторитету Президента страны. Сейчас республика по привлечению прямых иностранных инвестиций на душу населения входит в первую тройку в мире. Причем этот статус Казахстан удерживает последние десять лет. Инвесторы с мировыми именами и брендами поднимали крупные предприятия, восстанавливали производства, несли технологии, опыт создавали рабочие места, учили нашу молодежь. Компании-инвесторы сыграли большую роль в развитии нефтяного, горнодобывающего, перерабатывающего секторов экономики. Объем привлеченных инвестиций в 2009 году достиг отметки в 50 млрд. долларов. Поток ПИИ практически не снижался и в кризисные годы, достигнув годового максимума. А последний Совет инвесторов при Президенте Казахстана показал, что интерес инвесторов к стране сохраняется. Сегодня и в перспективе они готовы на взаимовыгодных условиях реализовывать различные проекты. Соседняя Россия тогда пошла по другому пути: дальнейшему развитию приватизации. Но эффективность принятых тогда решений двух стран характеризуют цифры: в 2009 году уровень добычи нефти в России оставался на отметке 1991 года, в то время как Казахстан с 1991 года нарастил объемы добычи этого сырья втрое. Поэтому для нас так важен 1997 год, который обеспечил задел и возможности развития на 30 лет вперед.

Непростым для  экономики и общества оказался 1999 год, когда был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге. Довольно болезненная, но, как показало время, эффективная мера, поскольку возобновился рост производства, казахстанский экспорт восстановил позиции на мировом рынке, значительно возросло предложение инвалюты на внутреннем рынке, а ситуация на финансовом рынке стабилизировалась. Уже в следующем году Национальный Банк досрочно погасил все свои обязательства перед МВФ в 390,5 млн. долларов. Отсутствие внешних долгов Национального Банка способствовало росту рейтинга страны. Национальный Банк и страна вышли на новый уровень взаимоотношений с МВФ, которые позитивно отразились и на развитии отношений с другими международными организациями.

Сам финансовый сектор Казахстана на рубеже веков  была представлен практически всеми  необходимыми структурами – Гохраном, Монетным двором, процессинговым центром, развитой современной платежной системой.

Мы развивались  дальше. И в целях повышения  устойчивости экономики в соответствии с указом Президента от 23 августа 2000 года был создан фонд будущих поколений – Национальный фонд. К слову говоря, первый на пространстве СНГ. У него две важнейшие функции: стабилизационная и сберегательная. За эти годы в фонде аккумулировано 26,4 млрд. долларов. При этом в финансовый кризис 2007–2009 годов фонд сыграл именно ту роль, которая отводилась изначально, – стабилизирующую. Это решение «раскупорить» Национальный Фонд позволило стране пережить кризис без необратимых процессов и без последствий.

 

2.2 Анализ развития  денежной ситсемы Республики  Казахстан

 

Многообразие задач, которые  стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые  государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство  может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства  с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

В 2012 году в мировой экономике  наблюдалось замедление темпов экономического роста, что усилило предположения  ведущих мировых экономистов  о затяжном характере экономического кризиса и недостаточности, а порой некорректности предпринимаемых усилий по преодолению кризисных явлений.

Если в 2007-2010 годах основная направленность мер по стимулированию развития экономик США и стран Еврозоны заключалась  в изыскании дополнительных путей  вливания ликвидности в экономическую систему с целью стимулирования внутреннего спроса и снижения безработицы, то в 2011-2012 годах стали чаще использоваться меры по обеспечению фискальной устойчивости путем снижения государственных затрат и повышения налогов. В то же время очевидно, что возможным последствием меньшей государственной поддержки и более высоких налогов может явиться снижение деловой активности, а также рост безработицы и, соответственно, социальной напряженности.

В этой связи, прогнозы относительно роста мировой экономики, и в частности стран Еврозоны, пересматриваются в сторону снижения. Ухудшение прогнозов происходит и вследствие засухи 2012 года, вызвавшей опасения относительно продовольственного кризиса, приобретающего глобальный характер. Практиковавшееся ранее центральными банками, правительствами развитых стран и мировыми финансовыми институтами масштабное вливание ликвидности в финансовую сферу в целях возобновления устойчивого экономического роста, как и прогнозировали некоторые экономисты, повысили инфляционные риски на мировых товарных рынках.

Наблюдается замедление экономического роста в таких крупных центрах  мировой экономики как Китай  и Япония. Значимость этих стран  в отношении влияния на экономические  тенденции в других странах, в  том числе и в Казахстане, велика и дает основание предполагать замедление развития всей мировой экономики.

В то же время прогнозы мировых  финансовых институтов и стран ОПЕК относительно цен на энергоносители в 2013 году весьма благоприятны – предполагается некоторый рост, что позволяет ожидать сохранение устойчивых тенденций развития в странах экспортерах сырья, в том числе Казахстане.

В 2012 году экономический рост в  Казахстане демонстрировал некоторое  замедление. За январь-сентябрь 2012 года реальный рост валового внутреннего продукта по сравнению с соответствующим периодом 2011 года в Казахстане составил 5,2%, в номинальном выражении – 13,5%. Интенсивные темпы роста наблюдаются в таких отраслях, как торговля (14,3% за январь-ноябрь 2012 года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года), связь (17,4%), транспорт (7,1%). Несколько замедлилось развитие  промышленности (0,4%), в сельском хозяйстве  произошло сокращение объемов производства (-18,5%).

В целом развитие экономики движется в прогнозных рамках, и результаты макроэкономического развития по итогам 2012 года ожидаются на плановом уровне.

Одним из факторов роста деловой  активности в 2012 году стало расширение совокупного спроса в экономике, связанное с нарастанием кредитной  активности банковского сектора  и увеличением денежных доходов населения. Так, среднемесячная начисленная заработная плата в реальном выражении в октябре 2012 года по сравнению с соответствующим месяцем 2011 года выросла на 3,0% (в 2011 году – на 14,1%). При этом уровень безработицы снизился незначительно: с 5,4% в январе 2012 года до 5,3% в ноябре 2012 года.

Профицит счета текущих операций за 9 месяцев 2012 года сложился на уровне 7,8 млрд. долл. США, снизившись на 30,5% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

Профицит торгового баланса снизился на 5,8% до 35,3 млрд. долл. США, а нетто-отток ресурсов по операциям с доходами (включая оплату труда и баланс инвестиционных доходов) уменьшился на 3,2%, составив 21,2 млрд. долл. США. По другим составляющим текущего счета отрицательные дисбалансы услуг и трансфертов составили 5,6 млрд. долл. США и 0,6 млрд. долл. США, соответственно.    

Отрицательный баланс счета операций с капиталом и финансами (включая  ошибки и пропуски) за 9 месяцев 2012 года составил 1,2 млрд. долл. США. По прямым инвестициям за рубеж нетто-отток составил 1,0 млрд. долл. США. Чистое поступление иностранных прямых инвестиций в Казахстан составило 11,7 млрд. долл. США. В результате положительный баланс по операциям прямого инвестирования сложился за 9 месяцев 2012 года в размере 10,7 млрд. долл. США.

Нетто-отток по портфельным инвестициям  в размере 12,8 млрд. долл. США был  обеспечен приростом иностранных  активов Национального фонда  Республики Казахстан на 12,2 млрд. долл. США, а также снижением почти  на 1 млрд. долл. США долговых обязательств казахстанских банков.

Расходы органов государственного управления на конечное потребление  в январе-ноябре 2012 года составили 5965,4 млрд. тенге. Около 50% всех расходов государственного бюджета были направлены на образование, социальную помощь и здравоохранение.

За январь-ноябрь 2012 года поступления  государственного бюджета составили 5432,3 млрд. тенге. Основными статьями в структуре доходов государственного бюджета являются налоговые поступления  и официальные трансферты. Высокая  доля официальных трансфертов обеспечена поступлением в республиканский бюджет гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан. В условиях посткризисного явления было принято решение о повышении размера гарантированного трансферта на 15% до 1380 млрд. тенге, который по итогам 10 месяцев 2012 года был изъят в полном объеме.

В результате превышения расходов над  доходами в январе-ноябре 2012 года государственный  бюджет сложился с дефицитом в 533,1 млрд. тенге.

Банковский сектор в 2012 году демонстрирует медленную, но стабильную динамику восстановления. По состоянию на 1 декабря 2012 года активы банков составили 13,7 трлн. тенге, увеличившись по сравнению с началом года на 0,9 трлн. тенге или на 7,0%.

По итогам ноября 2012 года объем  кредитов достиг 9,7 трлн. тенге, увеличившись с начала года на 10,5%. При этом кредитование в национальной валюте увеличилось на 19,9% до 6811,5 млрд. тенге, а в иностранной валюте – снизилось на 6,5% до 2926,0 млрд. тенге.

Объем депозитов резидентов за январь-ноябрь 2012 года увеличился на 8,3% до 9,1 трлн. тенге. Депозиты юридических лиц выросли на 3,7%, физических лиц – на 17,9%. За январь-ноябрь 2012 года депозиты в иностранной валюте увеличились на 7,7% до 2833,4 млрд. тенге, в национальной валюте – на 8,6% до 6252,1 млрд. тенге. Срочные вклады населения за 11 месяцев 2012 года увеличились на 17,6%, в том числе в национальной валюте – на 20,3%.

В целях повышения устойчивости внутренних источников при формировании базы фондирования банков, обеспечения  стабильности финансовой системы и защиты интересов депозиторов в сентябре 2012 года было принято решение об увеличении уставного капитала Казахстанского фонда гарантирования депозитов на 13,31 млрд. тенге до 146,4 млрд. тенге.

В 1 половине 2012 года в стране продолжалась тенденция замедления инфляционных процессов, которая  наблюдалась со 2 половины 2011 года. Начиная с осени 2012 года, в силу повышения тарифов на платные услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные услуги, снижения прогнозов урожайности вследствие засушливого лета 2012 года, а также сезонных факторов наблюдалось незначительное ускорение инфляции.

Кроме того, процессы в государствах-участниках Таможенного союза на текущем  этапе продолжают оказывать давление на ценообразование внутри Казахстана. Как и в 2011 году ситуация на потребительском рынке в Беларуси не оказывает существенного влияния на Казахстан ввиду незначительных объемов взаимной торговли, в отличие от российского потребительского рынка, обладающего определенным воздействием на инфляцию в Казахстане.

Тем не менее, в 2012 году инфляция не превышала  прогнозные параметры, динамика годовой  инфляции демонстрировала самый  низкий  уровень с мая 1999 года.  По итогам 2012 года годовая инфляция сложилась на уровне 6,0%, среднегодовая инфляция – 5,1%.

Основные факторы роста инфляции в 2012 году обусловлены рядом факторов, наиболее значимыми из которых стали  нестабильная ситуация на мировых товарных рынках, высокий уровень мировых  цен на сырье и продовольствие, неэффективность механизма ценообразования внутри Казахстана, низкая конкуренция на отдельных рынках товаров и услуг.

Информация о работе Денежная система