Денежная фонды и резервы предприятий, пути повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 12:25, доклад

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Выбранная мною тема о сущности и роли экономических институтов в системе рыночной экономике, как я считаю, очень актуальна в существовании проблем развития экономических институтов в мировой экономике и становления научного знания о природе зарождения, закономерностях деятельности и отличиях трансформации экономических институтов.

Содержание

Введение С.
1. Понятие экономических институтов и их связь с эффективностью производства 3
1.1 Понятие и типы экономических институтов 5
1.2 Связь институтов с эффективностью производства 13
2. Роль институтов в современной рыночной экономике 15
2.1 Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты 15
Заключение 23
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 4.docx

— 58.96 Кб (Скачать файл)

По типу возникновения институты разграничиваются на первичные и вторичные, в частности, первичные и вторичные контракты. Это связано с тем, что действие механизма, обеспечивающего соблюдение правил, предполагает набор действий, регламентируемых другим набором правил. 8

Выделяются внешние и внутренние институты. Основание для этого разграничения состоит в необходимости проведения различий между институтом и организацией при определении одного и того же объекта.

Внешние- устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).

Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределенности  и риска и уменьшают трансакционные издержки.(Предприятия, виды договоров, платежные и кредитные средства, средства накопления. 9

Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы – неформальные и формальные. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются:

1) продолжением, развитием  и модификацией формальных правил;

2) социально санкционированными  нормами поведения;

3) внутренними, обязательными  для выполнения стандартами поведения. 10

     Формальные ограничения, правила, и институты возникают, в основном, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре  формальных институтов выделяются:

1) политические институты;

2) экономические институты;

3) системы контрактации (способы  и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами  и законами).

Формальные экономические институты в научной литературе рассматриваются чаще всего в одном контексте с правами собственности, так как они «устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества или ресурсов».

 

1.2Связь институтов с эффективностью производства

          По степени экономической эффективности институты классифицируют на эффективные, малоэффективные, неэффективные; по характеру действия - действующие и недействующие; по степени рациональности процедуры воздействий на экономических субъектов - рациональные и нерациональные.

Из приведенной классификации можно выделить институты, сдерживающие развитие национальной экономики. К их числу относятся: малоэффективные, неэффективные, несправедливые, недействующие и нерациональные. Условно назовем их негативными. Однако подобная классификация не позволяет построить институциональную модель национальной экономики, так как в ней отсутствуют критерии институциональных целевых ориентиров. Исходя из этого, можно выделить четыре большие группы институтов: актуальные, востребованные, идеальные и консенсусные.  Под актуальными понимается совокупность действующих формальных и неформальных институтов.

Востребованные институты - совокупность новых институтов, которые, по мнению различных факторов (то есть устроителей) и пользователей, необходимы для развития институциональной среды экономики. С учетом нарастающего спроса населения России на нормы социальной справедливости они должны занять достойное место в составе этих институтов. Идеальные институты определяют совершенные во всех отношениях нормы поведения экономических субъектов и задают лишь своеобразный ориентир, к которому нужно стремиться, но которого на практике нельзя достичь. Таким институциональным идеалом могут быть институты гражданского общества, включающие регуляторы социально-экономических отношений с позиций критериев содействия гуманизации и транспарентности, повышения их экономической эффективности, социальной справедливости и социальной ответственности.

Консенсусные институты представляют систему согласованных между собой экономически эффективных и социально справедливых институтов. При этом очевидно, что любой консенсус в социально-экономических отношениях никогда не бывает оптимальным.

Вопрос о значении институтов, их воздействии на экономический рост и эффективность экономики, неоднократно затрагивается в классических работах исследователей, заложивших основы новой институциональной экономической теории.

Так, в упоминавшейся уже книге Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» приводится множество исторических примеров, наглядно демонстрирующих разнообразный характер и масштабы такого воздействия.

Один из наиболее ярких примеров такого рода — объяснение Д. Нортом резкого расхождения в экономическом могуществе Англии и Испании, произошедшего в Новое время, после длительного состояния примерного равенства их сил в XVI–XVII вв. По его мнению, причиной роста экономики Англии и стагнации экономики Испании были не ресурсы как таковые (Испания получила их из американских колоний больше, чем Англия), а характер взаимоотношений королевской власти и экономически активного дворянства. В Англии возможности короны в сфере изъятия доходов и другого имущества были существенно ограничены парламентом, представлявшим дворянство. Последнее, располагая тем самым надежной защитой своей собственности от властных посягательств, могло осуществлять долгосрочные и выгодные капиталовложения, результаты которых и выразились во впечатляющем экономическом росте. В Испании же власть короны была ограничена кортесами чисто формально, так что экспроприация имущества у потенциально экономически активных субъектов была вполне возможной. Соответственно, значимые и долгосрочные капиталовложения делать было весьма рискованно, и получаемые из колоний ресурсы использовались для потребления, а не для накопления. Как долгосрочное следствие принятых в этих странах базовых политико-экономических (конституционных) правил, Великобритания стала мировой державой, а Испания трансформировалась во второразрядную европейскую страну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Роль институтов в современной рыночной экономике

2.1  Развитие рыночных институтов  в России: функциональные приоритеты

          Прослеживая динамику социально-экономических преобразований  в России можно выделить три основных этапа.

На первом этапе основной упор был сделан на разрушение хозяйственного механизма централизованно управляемой экономики. На данном этапе была ликвидирована система разветвленного иерархического планирования. Одновременно было ликвидировано большинство органов отраслевого и территориального социально-экономического регулирования. Этот этап можно охарактеризовать как период целенаправленного разрушения вертикальных взаимосвязей в народном хозяйстве.

На втором этапе были сделаны попытки создания институтов макроэкономического регулирования. Были сформированы механизмы реализации монетарной политики государства. Данный этап был направлен на стабилизацию экономического функционирования чисто экономическими средствами. Однако в дальнейшем стало очевидно, что макроэкономические методы не дают требуемого функционального результата.

Основное направление третьего этапа связано с микроуровнем. На данном этапе в качестве целевой сферы здесь выступает корпоративное управление.

Имеющиеся сейчас в экономике институционные  механизмы пока еще недостаточно эффективны.

  В условиях полимодельности рыночного потенциала российской экономики его оценка и реализация возможны на основе выявления функциональных приоритетов рыночных институтов в России.

Центральным моментом стратегии институциональных преобразований может и должно стать создание системы институтов власти и механизмов государственного экономического регулирования. Приоритетом в этом направлении выступает обеспечение способности власти вырабатывать и проводить в жизнь политику согласования общих (общественных) интересов.11

Антагонизм между институтами государства и рынка в современной России сохраняет черты, определявшие его положение в административно-командной системе и в силу исторической инерции, сохранившиеся в переходной экономике.

Государственная власть стоит над обществом, вне общества, но не рассматривает себя как часть общества, которому она должна служить». Государство выражает интересы отдельных предпринимательских групп и энергично покровительствует им, но при этом не способствует развитию предпринимательского сектора вообще.

Признание того факта, что в современной России противоречие между частным и общим интересом на уровне экономических субъектов принимает формы противоречия между государством и обществом позволяет понимать проявления борьбы со стороны государственных функций. В одних случаях государство позволяет себе нарушать собственные законы, в других — нет.

При этом особенность состоит в различии субъектного состава участников конкретных отношений. Общественная форма проявления такого феномена состоит в распространяющейся системе неисполнения законов и коррупции. В результате формируются особые правила легитимного поведения в обществе. К законодательству бизнесмены относятся как к некоему препятствию, которое так или иначе следует обойти.

Однако такое  противоречие может находить свое разрешение в цивилизованных, приемлемых для общества формах. Коррупция и криминализация экономики не являются по своей природе процессами самодостаточности и самоорганизации, а, следовательно, имеют объективные границы своего развития. Как бы парадоксально ни казалось, такое подчинение частных капиталов обеспечивает осуществление общественных интересов в значительно меньшей мере, чем обратное подчинение государства капиталистам. Капиталисты в большей степени, чем государственный аппарат, зависят от общества, составляют более активную его часть и потому намного лучше и точнее могут выражать общественные интересы, чем чиновничий аппарат. Коррупция является неизбежным элементом общественного развития в период трансформации.

Преступные капиталы внедряются в государственный аппарат, но в период первоначального накопления любой капитал преступен по определению, так как соответствующие законы еще не выработаны обществом. Таким образом, пока не создана действующая юридическая база, место закона занимает иная сила, обычно военная. Любой капитал вынужден так или иначе соприкасаться с ней и являться, таким образом, и в этой части преступным капиталом. Но «приватизация» части государственного аппарата ставит перед капиталом противоположную задачу. Капиталу приходится заботиться о своем приобретении и, в конечном счете — об обществе, чтобы не довести его до революционной смены аппарата управления. Капиталист, сумевший создать капитал, достаточный для влияния на государство, в среднем достаточно разумен, чтобы понимать последнее.

Традиционное противодействие данной проблеме на институциональном уровне заключается в ее законодательном регулировании. Законы, необходимые для нормальной реализации экономической политики, условно могут быть разделены на четыре группы.

         К первой относятся законы, регулирующие права собственности и управления ею. Такие законы образуют фундаментальные рамки для всех других законов, регулирующих экономическую деятельность. К ним относятся законодательство об объектах и субъектах собственности на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

- законодательство о банкротстве  и приватизации, о залоге, гарантиях  и других способах обеспечения  обязательств;

- законодательство о функционировании рынка недвижимости, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и о регулировании отношений в сфере землепользования.

Ко второй группе относятся законы, предусматривающие правила функционирования реального сектора экономики на уровне взаимодействия равноправных экономических субъектов; законы, регулирующие порядок заключения хозяйственных сделок, вопросы ценообразования, регулирования товарных рынков, внешнеэкономической деятельности и т. д.

Третья группа включает законы, регулирующие обращение финансового капитала, то есть аккумулирование и использование финансовых ресурсов государства, организаций и частных лиц.

Четвертая группа — законы, регулирующие отношения между неравноправными субъектами экономической деятельности: законодательство о функционировании рынка труда, законодательство о налогообложении, законодательство о регулировании монополистической деятельности и др.12

Отсюда для преодоления негативных тенденций противопоставления государственного и общественного интересов необходимы и неординарные меры. В институциональном аспекте необходимо прививать в обществе культуру политэкономического мышления, чтобы вопрос об экономическом интересе конкретных общегосударственных решений мог приобретать конкретные персонифицированные формы, что предполагает длительный период становления.

По мнению Л. Абалкина, «требуется восстановление социального контракта между властью и народом». В любом демократическом обществе, и Россия не исключение, в соответствии с ее конституцией высшим сувереном власти и права является народ. Он заключает пусть не всегда оформленный юридически социальный контракт с властью. Народ передает ей свои естественные права и полномочия при определенных условиях, гарантиях, обещаниях и объявленных целях. На этом основана сила власти, а именно - на кредите доверия к ней. Последний, как и всякий кредит, не бывает бессрочным и предполагает соответствующее выполнение возникающих при этом обязательств.

Тем не менее, и в краткосрочном плане возможны определенные практические шаги в этом направлении, связанные с усилением системы государственно-общественного контроля над исполнением органами власти и управления действующих законов, институционализацией процесса широкой общественной экспертизы законопроектов и др.

Учитывая исторически сложившиеся традиции и правила осуществления предпринимательской деятельности, построение эффективной экономической системы в России требует создания адекватных современному уровню технологического и экономического развития институтов. Как образно пишет А. Мовсесян, «давно известен хороший способ прокладывания пешеходных асфальтовых дорожек, при котором асфальтируют уже протоптанные в парках и на газонах тропы. Примерно так же необходимо законодательно фиксировать полезные для государства и общества сложившиеся и действующие институты, внося в них лишь необходимые коррективы и придавая им нормативную определенность».

Информация о работе Денежная фонды и резервы предприятий, пути повышения эффективности их использования