Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты стабилизационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - осуществить анализ денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики как инструментов стабилизационной политики в Российской Федерации.
Цели данной работы соответствуют следующие задачи.
1.Дать понятие, способы проведения и инструменты стабилизационной политики;
2.Дать характеристику денежно-кредитной политики;
3.Установить понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты стабилизационной политики
1.1 Понятие, способы проведения и инструменты стабилизационной политики
1.2 Сравнительная эффективность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
2 Анализ и основные направления денежно-кредитной и бюжетно-налоговой политики России
2.1 Основные цели и задачи бюжетно-налоговой политики на 2012-2014 годы, на основании данных за прошедшие годы
2.2 Основные показатели социально - экономического развития РФ положенные в основу формирования бюджетной политики 2012-2014 годы
2.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 И 2015 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на тему: Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты стабилизационной политики

 

 

 

 

 

Студентки 2 курса

Вяткиной Елены

0911007

Руководитель  Лабузова Е.С.

Оценка после  защиты_______

Состав комиссии:

______________ __________

_______________ _________

_______________ _________

Дата защиты______________

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты стабилизационной политики

1.1 Понятие, способы  проведения и инструменты стабилизационной политики

1.2 Сравнительная  эффективность денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики.

2 Анализ и  основные направления денежно-кредитной  и бюжетно-налоговой политики  России

2.1 Основные  цели и задачи бюжетно-налоговой  политики на 2012-2014 годы, на основании данных за прошедшие годы

2.2 Основные  показатели социально - экономического  развития РФ положенные в основу  формирования бюджетной политики 2012-2014 годы

2.3 Цели и  инструменты денежно-кредитной политики  в 2013 году и на период 2014 И 2015 годов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики  и финансов. Успешное осуществление  экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. А это в первую очередь является результатом грамотной фискальной политики государства.

Однако для  правильного осуществления поставленных перед фискальной политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации фискальной политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной и налоговой системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

В прошлом, в  течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство  через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства.

Поскольку повышение  уровня цен приводит к сокращению всех видов плановых инвестиций, равновесный уровень реального национального продукта возрастает на величину, несколько меньшую, чем определенная произведением мультипликатора расходов на увеличение реального объема государственных закупок и заказов.

Это одна из сторон налогово-бюджетной политики (система  государственных закупок).

Второй ее стороной являются чистые налоги.

Вышесказанным и обусловлена актуальность темы настоящей работы «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструмент стабилизационной политики».

Цель данной курсовой работы - осуществить анализ денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политики как инструментов стабилизационной политики в Российской Федерации.

Цели данной работы соответствуют следующие  задачи.

1.Дать понятие,  способы проведения и инструменты  стабилизационной политики;

2.Дать характеристику  денежно-кредитной политики;

3.Установить  понятие, цели и инструменты  бюджетно-налоговой политики;

4.Провести анализ  Концепции долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  до 2020 года и действующих федеральных  целевых программ для выработки  рекомендаций по проведению стабилизационной  политики.

5.Разработать  конкретные меры государственной экономической политики, направленные на ускорение экономического роста, модернизацию и структурную перестройку российской экономики.

Объект исследования: инструменты стабилизационной политики.

Предмет исследования: денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты стабилизационной политики Российской Федерации на современном этапе.

В работе использовались следующие методы исследования: монографический, аналитический и метод сравнения, программно-целевой подход при формировании и реализации стабилизационной политики в российской экономике.

 

 

 

 

 

 

1. ДЕНЕЖНО_КРЕДИТНАЯ  И БЮЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА  КАК ИНСТРУМЕНТ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ

 

1.1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ

 

Целью денежно-кредитной  политики выступает: достижение финансовой стабилизации - в первую очередь снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.

Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося  составной частью экономической  политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного  экономического роста, снижение безработицы  и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние  экономики в большой мере зависит  от состояния денежно-кредитной  сферы. Поэтому государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может быть успешным лишь в  том случае, если государство через  центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы. Теоретические исследования и опыт сходятся во мнении, что наиболее эффективной является система, при которой центральный банк независим, основная цель его деятельности определена однозначно, является приоритетной по отношению ко всем другим и состоит в обеспечении внутренней стабильности стоимости денег [14, c.16].

Такой выбор  обусловлен рядом причин. Во- первых, инфляция находится в зоне контроля органов денежно - кредитного регулирования. Вот вторых, стабильность национальной валюты является тем фактором, который  воздействует на реальные аспекты экономики, а именно потребление, инвестиции, внешнюю торговлю, активность национальной экономики и уровень занятости населения и т.д. и дает возможность экономике развиваться эффективно и бесперебойно, создавая благоприятные условия для накопления и инвестирования средств. Другими словами обеспечение стабильности стоимости денег это лучшее, что Центральный Банк может сделать для общества. Именно по этому во всем мире Центральные Банки объявляют снижение инфляции и обеспечение стабильности цен своей главной задачей.

Основополагающей  целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции, а также стабильности цен. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства занятости и уровня цен, т.е. вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов.

Осуществляя кредитное  регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную  деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке.

Таким образом, воздействие на кредит позволяет  достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства  в целом. Нужно отметить, что с  помощью кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).

Помимо административных методов (установление прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведение инспекций и ревизий, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности и т.д.) центральные банки располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы. Наиболее важными из них являются:

• минимальные  обязательные резервы;

• операции на открытом рынке ценных бумаг;

• ставка рефинансирования.

Минимальные резервы - это обязательные вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам (вкладам клиентов).

Повышение резервной  нормы на несколько процентных пунктов  снижает величину избыточных резервов и значение денежного мультипликатора, в результате чего возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги уменьшаются.

Изменение нормы  обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции.

Суть этого  метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

Политика центрального банка распространяется непосредственно  на объекты его контроля - кредиты  прочих банков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений.

Операции на открытом рынке сводятся к покупке  или продаже центральным банком государственных ценных бумаг - в период высокой конъюнктуры, когда коммерческие банки особенно активно занимаются кредитованием, центральный банк выбрасывает на рынок ценных бумаг государственные облигации по выгодным ценам. Если их покупают сами коммерческие банки, это означает непосредственное сокращение объемов кредитования. Если же их покупают частные лица или фирмы, то сокращаются размеры их банковских вкладов, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков, В обоих случаях происходит сокращение денежного предложения MS. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приводит к увеличению MS.

Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту.

Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики (рефинансирование). Главное ее отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка.

Коммерческие  банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Ставка рефинансирования — это ставка, взимаемая центральным  банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам.

Применение  этого инструмента базируется на том, что коммерческие банки могут  увеличивать свои кредитные ресурсы  путем привлечения средств центрального банка, Повышение ставки рефинансирования, естественно, делает рефинансирование, осуществляемое центральным банком, менее привлекательным и при прочих равных условиях приводит к снижению кредитной активности. Снижение ставки рефинансирования дает противоположный результат.

Другими инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

• процентные ставки по операциям Банка России и других банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций. При  этом Банк России регулирует общий  объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он вправе устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для регулирования рыночных процентных ставок и укрепления курса рубля;

Информация о работе Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты стабилизационной политики