Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - осуществить анализ денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики как инструментов стабилизационной политики в Российской Федерации.
Цели данной работы соответствуют следующие задачи.
1.Дать понятие, способы проведения и инструменты стабилизационной политики;
2.Дать характеристику денежно-кредитной политики;
3.Установить понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики;
ВВЕДЕНИЕ
1 Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты стабилизационной политики
1.1 Понятие, способы проведения и инструменты стабилизационной политики
1.2 Сравнительная эффективность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
2 Анализ и основные направления денежно-кредитной и бюжетно-налоговой политики России
2.1 Основные цели и задачи бюжетно-налоговой политики на 2012-2014 годы, на основании данных за прошедшие годы
2.2 Основные показатели социально - экономического развития РФ положенные в основу формирования бюджетной политики 2012-2014 годы
2.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 И 2015 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Как отмечено в Бюджетном послании, основными направлениями работы по децентрализации полномочий должны стать подготовка и реализация предложений по передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, оптимизации субсидий региональным бюджетам, в том числе – их консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации и повышение доли субсидий, распределяемых непосредственно федеральным законом о федеральном бюджете, стимулированию субъектов Российской Федерации по наращиванию налогового потенциала, сокращению предоставления кредитов субъектам Федерации.
При формировании
проекта федерального бюджета на
2012 год и на плановый период 2013 и
2014 годов в рамках перевода с 2012 года
финансового обеспечения
- передать субъектам
Российской Федерации
- исходить из
финансового обеспечения
- передать в
федеральный бюджет часть
В целях реализации поставленной в Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала в федеральном бюджете на 2012 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 10 млрд. рублей на поощрение субъектов Российской Федерации, обеспечивших наилучшие результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов.
Реализация этих и других мер в рамках формирования межбюджетных отношений на 2012-2014 годы составит первый, подготовительный этап комплексной работы по совершенствованию разграничения полномочий и развития системы межбюджетных отношений.
Таким образом, в 2012-2014 годах будут обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования.
2.2 ОСНОВНЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-
По итогам 2011 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2010 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий аномальной жары). Основной вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления и запасов. В то же время следует отметить отрицательный вклад чистого экспорта в рост российской экономики.
В январе-апреле 2012 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В целом в 2012 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель рост российской экономики на уровне 4,2%.
В 2013 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2014 году – 4,2%, в 2015 году – 4,6%
В случае реализации этого сценария на докризисный уровень экономика вернется в конце 2012 – начале 2013 годов.
Инвестиции в основной капитал в 2011 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2011 года были на уровне 10%. Росту инвестиционного спроса в 2011 году способствовало расширение кредитования реального сектора, которое в 2011 году увеличилось на 12,1% к 2010 году. Увеличилась и доступность кредитов. Процентные ставки по кредитам реальному сектору снизились с 15,3% в 2010 году до 10,8% в 2011 году. Рост кредитования произошел во многом благодаря улучшению ситуации в банковской сфере. По итогам 2011 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2010 году.
В 2012–2014 годах рост инвестиций в основной капитал в среднем прогнозируется на уровне 8,7% в год. В 2012 году рост инвестиций будет во многом обеспечен инвестиционными программами естественных монополий, в дальнейшем прогнозируется ускорение роста инвестиций в обрабатывающих отраслях. Ожидается, что на фоне улучшающегося инвестиционного климата будет расти инвестирование частного сектора.
Позитивным фактором роста в 2011 году являлось динамичное развитие промышленного производства (прирост за 2011 год по отношению к 2010 году составил 8,2%), особенно обрабатывающих производств (прирост – 11,8%). Наиболее высокими темпами роста характеризовалось производство транспортных средств и оборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий. Рост обрабатывающих производств во многом был связан с ростом инвестиций.
К 2014 году объем промышленного производства вырастет на 18,2% по отношению к 2010 году, при этом обрабатывающие производства вырастут на 25,4%. Лидерами роста среди ведущих отраслей обрабатывающих производств будут производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования.
В противоположность промышленности, объем производства в сельском хозяйстве в 2011 году сократился по сравнению с 2010 годом на 11,9%. При этом в 2010 году и в первом полугодии 2011 года сельское хозяйство росло. Однако неблагоприятные погодные условия привели к сокращению производства в летние месяцы 2011 года, с сентября помесячная динамика (с учетом сезонного фактора) сельскохозяйственного производства вновь стала положительной.
В 2012–2014 годах ожидается прирост сельского хозяйства в среднем по 2,3% в год.
Оборот розничной торговли по итогам 2011 г. вырос на 6,3%, в 2012 году - рост на 3,8%, в 2013–2014 годах – на уровне 5,3% в год.
Вместе с восстановлением экономики в 2012 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2012 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше прошлогоднего значения на 0,9%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
В 2013 году ожидается дальнейшее снижение безработицы, уровень которой, согласно прогнозу, к 2014 году окажется ниже чем в наиболее благополучном по данному показателю 2007 году.
Работодатели в 2011 году не только более активно нанимали работников, но и повышали зарплату. По итогам 2011 года реальная начисленная заработная плата выросла на 4,6% и достигла докризисного уровня. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2011 году составила 21 193 рубля.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2012 году увеличились на 4,1%. По-прежнему наибольшую часть доходов населения используется на потребление (69,9% в 2012 году против 69,5% в 2011 году). В тоже время сохраняется относительно высокая норма сбережения – 14,5% в 2012 году (14,1% в 2011 году).
По итогам 2013 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 3,3%, а реальных располагаемых доходов населения – на 1,5%.
В 2013–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 4,5% в год, реальной заработной платы – в среднем на 4,6% в год.
В 2012 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,1 %. В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 378 рублей, при этом доля бедного населения к 2014 году сократится до 12,4 %.
Последствия аномальной жары в 2010 году негативно отразились на инфляционных процессах. Из-за засухи в ведущих сельскохозяйственных регионах России в 2010 году урожай существенно снизился, что привело к значительному повышению цен на продукты питания, начиная с III квартала 2010 года. В итоге общий рост потребительских цен в 2010 году составил 8,8%, что хуже первоначальных прогнозов. При этом уровень инфляции не превысил постсоветский минимум, достигнутый в 2009 году.
В начале 2011 года наблюдалось значительное ускорение роста потребительских цен. Однако благодаря действиям Правительства Российской Федерации и Банка России, а также снижению продовольственных цен в мире рост цен замедлился. С начала года (по состоянию на 14 июня 2011 года) индекс потребительских цен составил 4,8%, по итогам года ожидается рост цен в пределах 6,5-7,5%.
На 2012 год поставлена задача снижения инфляции до 6%, к 2014 году – до уровня, не превышающего 4-5%.
Определенные риски роста уровня инфляции связаны с ростом цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, особенно в связи с либерализацией рынков.
Прирост регулируемых тарифов на электроэнергию для всех категорий потребителей в 2011 году составил 17,5%, прирост тарифов на газ для всех категорий потребителей – 27,4%, В 2012 году прирост тарифов на электроэнергию оценивается на уровне 13-15%, на газ – 15,3 %. В 2013–2014 годах планируется снизить прогноз прироста тарифов до уровня, близкого к прогнозу инфляции.
Однако, как отмечено в Бюджетном послании, «многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны, не завершено формирование условий для модернизации и изменения модели экономического роста».
Соответственно, в Бюджетном послании подчеркнута необходимость формирования новой модели экономического роста, основанной в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
2.3 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ
Количественные
ориентиры денежно-кредитной
В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может составить 9–18%, в2014 и 2015 годах– 14–19% в год.
Банк России разработал три варианта денежной программы. Второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, соответствующий целевым ориентирам по инфляции и оценкам динамики экономического роста, может составить по вариантам программы в 2013 году 7–14%, в2014–2015 годах– 11–14% ежегодно. В условиях повышения гибкости курсовой политики ожидается постепенный переход к формированию денежного предложения в большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России при снижении влияния динамики чистых международных резервов (ЧМР). При этом большое значение для осуществления денежно-кредитной политики будут иметь показатели исполнения федерального бюджета и меры, направленные на повышение равномерности расходования бюджетных средств.
В предстоящий период в рамках бюджетной стратегии Российской Федерации планируется переход к новым принципам бюджетной политики. В соответствии с бюджетными правилами объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из базовой цены на нефть, что подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013–2015 годах. В случае превышения нефтяными ценами запланированного уровня дополнительные доходы будут направляться на пополнение Резервного фонда. Ожидается, что указанные меры будут способствовать ограничению денежного предложения и тем самым – достижению целевых ориентиров по инфляции. Указанный механизм может стать одним из факторов сохранения струк-25
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов дефицита банковской ликвидности в среднесрочной перспективе. Банк России будет учитывать данные факторы при проведении операций денежно-кредитного регулирования. В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается, что федеральный бюджет будет сформирован с некоторым дефицитом. Планируется, что в среднесрочной перспективе его финансирование будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2013–2015 годах.
В первом варианте денежной программы предполагается рост чистого кредита федеральному правительству, в рамках второго и третьего вариантов – его снижение, обусловленное в основном планируемым накоплением средств на счетах суверенных фондов. Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения. При этом ожидается рост валового кредита банкам в 2013 году по первому и второму вариантам, в 2014–2015 годах– по всем вариантам. В рамках первого варианта денежной программы при реализации сценария значительного снижения средних мировых цен на нефть в 2013 году ожидается уменьшение ЧМР по сравнению с предыдущим годом на0,7трлн. рублей, в2014 году– на0,2трлн. рублей, в 2015 году – на 0,7 трлн. рублей. Для обеспечения роста денежной базы, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2013 году. Снижение цен на нефть ниже уровня, закладываемого в проекте бюджета на 2013–2015 годы, обусловливает повышение уязвимости бюджета к различным шокам. Дефицит федерального бюджета в рамках указанного вариантам в 2013 году может составить 3-4% ВВП.