Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - осуществить анализ денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики как инструментов стабилизационной политики в Российской Федерации.
Цели данной работы соответствуют следующие задачи.
1.Дать понятие, способы проведения и инструменты стабилизационной политики;
2.Дать характеристику денежно-кредитной политики;
3.Установить понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики;
ВВЕДЕНИЕ
1 Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты стабилизационной политики
1.1 Понятие, способы проведения и инструменты стабилизационной политики
1.2 Сравнительная эффективность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
2 Анализ и основные направления денежно-кредитной и бюжетно-налоговой политики России
2.1 Основные цели и задачи бюжетно-налоговой политики на 2012-2014 годы, на основании данных за прошедшие годы
2.2 Основные показатели социально - экономического развития РФ положенные в основу формирования бюджетной политики 2012-2014 годы
2.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 И 2015 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Прогноз показателей денежной программы на 2013-2015 годы (в млрд.руб.)*
Таблица 5.
01.01.2013 (оценка) |
01.01.2014 |
01.01.2015 |
01.01.2016 | |||||||
1вар-т |
2 вар-т |
3 вар-т |
1 вар-т |
2 вар-т |
3 вар-тант |
1 вар-тт |
2 вариант |
3 вариант | ||
Денежная база узкое определение |
8019 |
8551 |
8805 |
9114 |
9525 |
9730 |
10378 |
10533 |
10816 |
11835 |
1.наличные деньги в обращении |
7718 |
8219 |
8458 |
8755 |
9143 |
9326 |
9947 |
10096 |
10342 |
11316 |
2.обязательные резервы** |
301 |
332 |
347 |
359 |
382 |
404 |
431 |
437 |
474 |
519 |
Чистые международные резервы |
16346 |
15695 |
17112 |
19498 |
15467 |
17823 |
22456 |
14800 |
18264 |
24981 |
в млрд. долларов США |
508 |
487 |
531 |
606 |
480 |
554 |
697 |
460 |
567 |
776 |
Чистые внутренние активы |
-8326 |
-7144 |
-8306 |
-10383 |
-5942 |
-8093 |
-12078 |
-4267 |
-7448 |
-13146 |
Чистый кредит расширенному правительству |
-6622 |
-6108 |
-7172 |
-8231 |
-5625 |
-7779 |
-9762 |
-5214 |
-8615 |
-11410 |
Чистый кредит федеральному правительству |
-5446 |
-4932 |
-5997 |
-7055 |
-4450 |
-6604 |
-8587 |
-4039 |
-7440 |
-10234 |
остатки средств консолидированных бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке Россси |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
Чистый кредит банкам |
1771 |
2567 |
2364 |
1477 |
3337 |
3199 |
1513 |
4661 |
4606 |
2192 |
валовый кредит банкам |
3000 |
3800 |
3550 |
2800 |
4700 |
4525 |
3000 |
6170 |
6130 |
3900 |
корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности |
-1229 |
-1233 |
-1186 |
-1323 |
-1363 |
-1326 |
-1487 |
-1509 |
-1524 |
-1708 |
Прочие чистые неклассифицированные активы |
-3476 |
-3604 |
-3498 |
-3629 |
-3654 |
-3513 |
-3829 |
-3714 |
-3439 |
-3928 |
* Показатели
программы, рассчитываемые по
фиксированному обменному
** Обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации, депонированные на счетах в Банке России.26
Основные направления
единой государственной денежно-
В этих условиях к концу 2015 года объем валового кредита банкам может составить порядка 60% от объема денежной базы. Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в2013 году 0,8трлн. рублей, в2014 году– 0,7трлн. рублей, а в 2015 году – 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам, в 2013–2015 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА с учетом динамики денежной базы. Исходя из предусматриваемого в соответствии с проектом федерального бюджета сокращения дефицита федерального бюджета в рассматриваемый период и осуществления его финансирования в основном за счет немонетарных источников объем чистого кредита расширенному правительству в 2013–2014 годах, по оценке, снизится на 0,6 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году– на 0,8 трлн. рублей.
При этом основным
каналом увеличения ЧВА в 2013–2015
годах, как и в первом варианте,
будет прирост чистого кредита
При этом в 2015 году размер Резервного фонда может превысить нормативную величину 7% ВВП. В рамках данного сценария в 2013 году ожидается сокращение чистого кредита банкам на 0,3 трлн. рублей, в 2014 и 2015 годах – его рост на 0,04 и 0,7 трлн. рублей соответственно. Основные параметры денежной программы в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, решениями Банка России в области валютной и процентной политики, соотношением между уровнями процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках и реализацией бюджетной стратегии Российской Федерации. Поэтому показатели программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий фор-27
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов, а также результатом отказа от использования курсовых операционных ориентиров станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе развитие и применение системы инструментов Банка России в предстоящий трехлетний период будут направлены на достижение целей денежно-кредитной политики с учетом перехода к режиму таргетирования инфляции, а также на обеспечение финансовой стабильности, бесперебойного функционирования платежной системы Банка России и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка. Система инструментов продолжит учитывать особенности взаимодействия Банка России с региональными кредитными организациями, характеристики трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и состояние российского финансового рынка.Основа действующей системы инструментов денежно-кредитной политики – коридор процентных ставок Банка России в рассматриваемый период сохранится, при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в целях повышения действенности процентной политики. В качестве инструментов,обеспечивающих нахождение краткосрочных ставок межбанковского рынка в границах процентного коридора, будут применяться депозитные операции и операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия на срок 1 день. Однодневные сделки валютный своп и планируемые к введению в систему инструментов Банка России сделки своп с драгоценными металлами будут использоваться Банком России как дополнительные инструменты, повышающие жесткость верхней границы процентного коридора в условиях появления признаков формирования вариантов развития экономики.
В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
Основными задачами политики валютного курса на 2013 год и период 2014–2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году. В 2013 и 2014 годах Банк России продолжит осуществлять курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, и не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять повышение гибкости курсообразования постепенно, смягчая процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.
После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного курса. В то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка. Повышение гибкости курсообразования приведет к увеличению значимости для формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала. Капитальные потоки могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков и с трудом поддаются прогнозированию. Следствием этого, 28
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов достатка стандартного обеспечения у кредитных организаций. В целях приближения краткосрочных процентных ставок денежного рынка к центральной части процентного коридора Банк России продолжит осуществлять операции на открытом рынке – ломбардные аукционы и аукционы прямого РЕПО, депозитные аукционы – сроком на 1 неделю с определением лимитов предоставления или изъятия средств на основе сводного прогноза ликвидности банковского сектора. При этом проведение аукционов РЕПО на срок 1 день продолжится до тех пор, пока данный инструмент, по оценкам Банка России, будет необходим для ограничения волатильности рыночных ставок. Политика Банка России по формированию перечня активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности, и установлению поправочных коэффициентов, используемых для корректировки его стоимости, будет носить контрциклический характер с учетом задачи обеспечения доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций. Применение инструментов рефинансирования на сроки свыше 1 недели будет направлено преимущественно на поддержание финансовой стабильности. В целях ограничения влияния данных операций на соответствующий сегмент кривой рыночных процентных ставок и недопущения искажения сигналов процентной политики Банк России рассмотрит целесообразность перехода к их осуществлению по плавающей ставке. В этом случае не исключается дополнение системы инструментов Банка России сделками своп с иностранной валютой и драгоценными металлами на срок до 1 года для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию на эти сроки. В связи с предполагаемым ростом объемов операций рефинансирования в целях предоставления кредитным организациям возможностей по управлению портфелями ценных бумаг, основная часть которых уже продана Банку России по сделкам РЕПО, планируется внести изменения в технологию проведения операций РЕПО на срок более 1дня. Предполагается в 2013 году предоставить банкам право осуществлять оперативную замену ценных бумаг, проданных Банку России по сделкам РЕПО, на другие ценные бумаги изЛомбардного списка Банка России без перезаключения сделки. В целях предоставления кредитным организациям большей гибкости в управлении обеспечением по операциям рефинансирования и собственными счетами в Банке России планируется расширить практику предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов под залог как ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, так и иных активов.
Банк России также продолжит использование нормативов обязательных резервов в качестве инструмента денежно-кредитной политики, принимая решения об их изменении в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния ликвидности банковского сектора. Учитывая положительный опыт применения механизма усреднения обязательных резервов, Банк России рассмотрит возможность дальнейшего повышения коэффициента усреднения.
Помимо работы над совершенствованием собственной системы инструментов Банк России придает большое значение взаимодействию с государственными органами по вопросам реализации денежно-кредитной политики и развития финансовых рынков. Будет продолжено сотрудничество
с Минфином России и Федеральным казначейством по вопросу развития механизма размещения временно свободных средств бюджета в банковском секторе, задачей которого является минимизация сезонного воздействия бюджетных потоков на объем ликвидности банковского сектора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученного материала и проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Как известно, государство очень часто вмешивается в экономику. Как правило, побуждают его к этому экономические интересы отдельных групп избирателей, реализуемые через политический механизм. Экономические интересы (цели) больших групп избирателей носят чаще всего макроэкономический характер, поэтому их можно выразить через целевые значения макроэкономических параметров. Макроэкономические цели правительства включают в себя:
1). удержание размера национального дохода (или темпа его роста) в определенных пределах;
2). удержание
безработицы ниже
3). удержание инфляции в нужном коридоре;
4). поддержка инвестиций;
5). контроль
и регулирование бюджетного
Цели правительства в области макроэкономики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или независимы. В частности, в коротком периоде цели снижения инфляции и повышения занятости противоречат друг другу и являются взаимозаменяемыми. Правительство должно постоянно контролировать состояние экономики, чтобы ставить непротиворечивые цели макроэкономической политики и выбирать наиболее актуальные и наиболее достижимые цели.
Исходя из этих целей, формируется государственная политика в макроэкономике. При этом стабилизационной политикой в узком смысле слова называют набор мер макроэкономического характера, направленных на смещение экономического равновесия в состояние, наиболее близкое к равновесию при полной занятости.