Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - осуществить анализ денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики как инструментов стабилизационной политики в Российской Федерации.
Цели данной работы соответствуют следующие задачи.
1.Дать понятие, способы проведения и инструменты стабилизационной политики;
2.Дать характеристику денежно-кредитной политики;
3.Установить понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики;
ВВЕДЕНИЕ
1 Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты стабилизационной политики
1.1 Понятие, способы проведения и инструменты стабилизационной политики
1.2 Сравнительная эффективность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
2 Анализ и основные направления денежно-кредитной и бюжетно-налоговой политики России
2.1 Основные цели и задачи бюжетно-налоговой политики на 2012-2014 годы, на основании данных за прошедшие годы
2.2 Основные показатели социально - экономического развития РФ положенные в основу формирования бюджетной политики 2012-2014 годы
2.3 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году и на период 2014 И 2015 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
• валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, проведение валютных интервенций);
• установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
• прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.
Перечисленный инструментарий не был изобретением Центрального банка и соответствует используемому в мировой практике. Однако специфика современной российской экономики, в том числе определенная сегментация и существенное сжатие финансовых рынков в посткризисный период, препятствуют широкому применению инструментов денежно-кредитной политики и распространению их влияния на экономику. Сегментация финансовых рынков означает, что каждый финансовый инструмент имеет свою ограниченную сферу применения и практически не может быть заменен другими инструментами. Реально действующими являются в настоящее время нормативы обязательных резервов, рефинансирование (в части проведения депозитных операций), валютное регулирование.
В большинстве
европейских стран обязательные
резервы применяются как
1.2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Рассмотрим подробнее, как денежно-кредитная политика воздействует на совокупный спрос.
Рис. 1.1
Sm S1m
i
(2)
ie e e2
ie2 e1 D1m
0 М M1 M
Если государство решило проводить стимулирующую денежно-кредитную политику, то есть использовать инструменты, направленные на увеличение предложения денег, кривая предложения денег Sm сдвинется вправо в положениеS1m (стрелка (1) на рисунке 1.1). Это вызовет снижение ставки процента до i1e, в результате чего увеличится спрос на инвестиции (DI на рисунке 1.2). В результате совокупный спрос в целом также увеличится, поэтому кривая AD на рисунке 1.2 сдвинется вверх в положение AD1. Под воздействием эффекта мультипликатора увеличится и равновесный уровень выпуска (доходов) на величину DY.
Рис. 1.2
AD AD1 = MPC * Y + I + DI
e2
DI e
I DY
Ye Ye2 Ye1
Однако
рост реальных доходов
Описанный процесс можно выразить в виде схемы:
1. M i I AD Y
2. Y Dm i I Y
На рисунке 1.1 ставка процента i2e установилась на уровне между ie и i1e. Таким образом, результатом повышения процентной ставки будет не сокращение, а скорее торможение инвестиций.
Изложенную
позицию поддерживают
Кроме того, согласно взглядам Кейнса, инвестиции мало чувствительны к изменениям процентной ставки, и, следовательно, денежно-кредитная политика менее эффективна, по сравнению с бюджетно-налоговой политикой.
Критическое
отношение многих экономистов
и политиков к активной денежно
Самыми
последовательными
Эти рассуждения
можно представить в виде
M AD PQ (так как Q – const., то P . )
Монетаристы являются сторонниками автоматической денежно-кредитной политики, которая должна опираться на монетарное правило: предложение денег должно расти тем же темпом (приблизительно), что и реальный ВВП. Только в этом случае можно избежать инфляции.
Эффективность бюджетно-налоговой политики.
Напомним, что эта политика включает в себя изменение государственных расходов и налогов с целью увеличения совокупного спроса и соответственно уровня реального дохода (выпуска) на фазе спада и сокращения избыточного совокупного спроса и инфляции на фазе бума. Однако анализ инструментов бюджетно-налоговой политики в лекции 6 ограничивался только рассмотрением ситуации на товарном рынке. Посмотрим теперь на результаты проведения бюджетно-налоговой политики с более широкой позиции, включающей в анализ влияние изменений на товарном рынке на состояние денежного рынка.
На рисунке 1.3 кривая спроса AD представляет исходное состояние экономики без государственного сектора. Предположим, государство приняло решение о проведении бюджетно-налоговой экспансии с целью сокращения безработицы (то есть увеличения уровня выпуска). Кривая AD1 представляет совокупный спрос, включающий государственные расходы G. В результате изменения равновесия, которое из точки e перешло в точку e1, возрос уровень доходов (выпуска) с Ye до Ye1.
Рис. 8.3
G e AD2 = MPC * Y + I + G - DI
I DY
0 Ye Ye2 Ye1 e1
Однако известно, что изменение реального дохода меняет ситуацию на денежном рынке. На рисунке 1.4 кривые Sm и Dm представляют исходное состояние денежного рынка до проведения бюджетно-налоговой экспансии: денежная масса равна M, процентная ставка равна ie.
Рис. 1.4
Sm
i
e1
i1e
ie e
0 М M
Увеличение государственных
Результат этого процесса получил название эффекта вытеснения частных инвестиций государственными расходами. Поэтому многие экономисты (монетаристы) выступают против активной бюджетно-налоговой политики, полагая, что невозможно точно предсказать результаты ее проведения.
Существуют
и другие проблемы, ставящие под
сомнение эффективность
Однако,
будучи формально независимым
и от правительства,
В заключение отметим, что стабилизационная политика как политика «точной настройки» совокупного спроса принесла серьезные разочарования. Многие полагают, что
В связи с этим все большее признание стали получать рекомендации сторонников экономики предложения.
2. АНАЛИЗ И
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-
2.1 ОСНОВНЫЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ
Как указано в Бюджетном послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
«Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.
Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:
1) интеграция
бюджетного планирования в