Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой
темы определяется тем, что все чаще
в последнее время ставит на повестку
дня вопрос о формах и методах
проведения денежно-кредитной политики.
Характерно, что серьезные разногласия
в стане экономистов
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики.
Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации повеления экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества.
В развитых странах со смешанной
экономикой роль государства в функционировании
экономики далеко не одинакова. Она
различается по масштабам, формам и
методам воздействия
Таким образом, экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы.
Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.
Финансовые и кредитные
методы государственного регулирования
экономики при их рассмотрении в
комплексе образуют денежно-кредитную
политику государства. Под ней понимается
«совокупность мер
Из приведенного определения
следует, что денежно-кредитная политика
не является чем-то самодостаточным, она
теснейшим образом связана с
прочими регулирующими
Предметом является
Объектом является
Целью данной работы является комплексное изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
-
-
-
-
-
Структурно курсовая работа состоит из……………………..
ГЛАВА 1. Денежно-кредитная политика: сущность и инструменты
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.
Денежно-кредитная политика в промышленно
развитых странах рассматривается
как инструмент «тонкой настройки»
экономической конъюнктуры, как
оперативное и гибкое дополнение
бюджетной политики. Сложившаяся
мировая практика показывает, что
через денежно-кредитную
Денежно–кредитная политика базируется
на принципах монетаризма и имеет
ряд преимуществ перед
Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты. Задача денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства.
Основополагающей целью
Осуществляя денежно-кредитную
политику, Центральный банк, воздействуя
на кредитную деятельность коммерческих
банков и направляя регулирование
на расширение или сокращение кредитования
экономики, достигает стабильного
развития внутренней экономики, укрепления
денежного обращения, сбалансированности
внутренних экономических процессов.
Таким образом, воздействие на кредит
позволяет достичь более
С помощью денежно-кредитного
регулирования государство
Нужно отметить, что денежно-кредитная
политика осуществляется как косвенными
(экономическими), так и прямыми (административными)
методами воздействия. Различие между
ними состоит в том, что центральный
банк либо оказывает косвенное
1.2 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами
Неокласическая школа
Экономисты классической
(неоклассической) школы последней
трети XIX начала XX в. свято верили
в эффективную
Они считали, что реальный
объем производства определяется имеющимися
у общества основными факторами
производства: трудовыми ресурсами,
производственными мощностями, природными
ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися
лишь в долгосрочном периоде. В частности,
многие экономисты этой школы полагали,
что объем производства и скорость
обращения денег имеют
Неоклассики доказывали, что
пропорциональное изменение номинального
количества денег вызовет лишь пропорциональное
изменение абсолютного уровня цен.
Поэтому они делали вывод о
неэффективности денежной политики
и призывали правительство
Мировой экономический кризис
1929-1933 гг. поставил под сомнение основные
положения неоклассической
КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Наиболее известным
Новая экономическая теория
исходила из того, что современная
рыночная экономика, автоматически
стремясь к равновесию, может попасть
в состояние равенства
В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.1
Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.[7]2
В кейнсианской теории совокупного
спроса решающее значение отводится
инвестиционному спросу. Колебания
в инвестициях вследствие действия
эффекта мультипликатора
Предложение денег в экономике
определяется политикой Центрального
банка и постоянно в
Используя методы денежно-кредитной
политики, государство может оказывать
воздействие на процентную ставку,
а через нее на уровень инвестиций,
поддерживая полную занятость и
обеспечивая экономический
Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.
Во-первых, попадание экономики
в особое состояние, при котором
увеличение предложения денег не
вызывает изменения национального
дохода. Этот случай назван "ловушкой
ликвидности", который означает,
что процентная ставка находится
на достаточно низком уровне и изменение
ее возможно только в сторону увеличения.
В этих условиях владельцы денег
не будут стремиться к их инвестированию.
Складывается ситуация, когда даже
очень низкая процентная ставка не
стимулирует инвестиции и не способствует
росту дохода. Весь прирост денег
поглощается спекулятивным
Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.
И, наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.
Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения".[7] При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.