Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 134.40 Кб (Скачать файл)

К основным симптомам «голландской  болезни» традиционно относят: укрепление  реального  валютного курса, замедление темпов промышленного роста, ускорение темпов роста сферы услуг, повышение  заработной платы.

Рассмотрим эти симптомы применительно к российской действительности. Действительно, рост цен на нефть  ведет к ревальвации рубля, высокая  доля сырьевых товаров в структуре  российского  экспорта. Кроме того, на основании сравнительного анализа темпов  роста  российского  промышленного  импорта с  темпами роста  внутреннего  промышленного  производства в период 2002 - 2006  годов. Практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности эксперты отмечают более быстрый рост импорта по сравнению с внутренним производством. В некоторых отраслях объемы  импорта превышают объемы производства. Ученые считают эту тенденцию следствием «голландской болезни».

В  том  случае,  если  замедление  темпов роста обрабатывающей промышленности действительно является следствием завышенного курса рубля, необходимы меры,  ограничивающие укрепление российской валюты.

Правительство России приняло  к руководству все замечания. Результатом явилось создание Стабилизационного  Фонда, специального государственного фонда Российской Федерации, создаваемого и используемого в целях стабилизации экономики. С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный  фонд и Фонд национального благосостояния. Общий объём средств, которые  будут зачисляться на счёт нефтегазового  трансферта, установлен бюджетным законодательством  и привязан к ВВП: на 2008 год - 6,1% ВВП, на 2009 год - 5,5%, на 2010 год - 4,5%, а после 2010 года данный объём фиксируется  в размере 3,7% ВВП. Исходя из предназначения Фонда - служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств  от обесценивания и обеспечение  их высокой ликвидности.

Применительно к проблеме «голландской болезни» стабилизационный фонд для сглаживания негативного  влияния резких колебаний цен  на нефть на динамику валютного курса  и экономику.

По расчетам экспертов, в 2003 - 2004 гг. российскому правительству  удалось  снизить эластичность государственных расходов по отношению к ценам на нефть, что стало следствием эффективного управления стабилизационным  фондом.

Итак, в 2008 году объем  ВВП увеличился на 8,0, увеличились потребительские расходы населения. Вторая половина 2008 года ознаменовалась резким (70%-ным) падением цен на нефть. Это привело к росту потребительских цен и усилению инфляционных процессов. Риск сохранения относительно высоких темпов роста цен до конца года поддерживается неопределенностью перспектив завершения мирового финансового кризиса. В целях формирования условий для введения режима  таргетирования  инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке. Плановые покупки  иностранной валюты пополняют запасы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Проведение подобных операций создает благоприятные условия  для повышения гибкости курсообразования, что в перспективе позволит осуществить переход к плавающему курсу рубля.

Условия развития российской экономики в первой половине 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных  явлений  в  мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала, объем ВВП сократился на 10,4%. Сократилась численность занятых в экономике, уменьшились располагаемые доходы населения и сократились инвестиции. Это привело к увеличению государственных расходов и в итоге способствовало образованию дефицита государственного бюджета.

В этой ситуации решающее воздействие  на восстановление положения на финансовом рынке оказала политика валютного  регулирования. С осени 2008 года начинается эффективная политика Банка России по установлению плавающего валютного  курса. За счет продажи иностранной  валюты в начале 2009 года рубль достиг уровня, обеспечивающего нормальный платежный баланс. Последовавший  рост цен на нефть на мировом рынке  на фоне успешного управления плавающим  валютным курсом способствовали повышению  привлекательности  вложений в российские активы, что обусловило возобновление притока капитала и формирование тенденции укрепления национальной валюты. Благодаря этим мерам удалось остановить рост цен и сократить инфляцию.

В  условиях  кризиса  заметно  возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом, вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов 

2.2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В  РОССИИ

Реакция конкретных объектов ДКП на действия монетарных властей  не одинакова при разном сочетании  макроэкономических факторов, при изменяющейся динамике внешнеэкономических условий. Поэтому выбор в качестве приоритетного  конкретного объекта ДКП должен осуществляться на основе анализа всего  комплекса макроэкономических условий. В мировой практике к целям  ДКП традиционно относится обеспечение  основных показателей макроэкономической устойчивости - экономического роста, занятости, ценовой стабильности, высокой  конъюнктуры финансового рынка. В этой связи надо отличать цели ДКП от целевых показателей ее реализации. Последние включают: денежные агрегаты; размеры колебаний процентной ставки; темпы инфляции; уровень  поддержки валютного курса.

Для эффективного функционирования трансмиссионного механизма ДКП  в российской экономике необходимо выявить его каналы, что должно основываться на эконометрическом анализе  широкого круга показателей. Например, использование процентной ставки в  зависимости от особенностей экономики  конкретной страны может повлиять на разные экономические индикаторы. Ее рост способен привести к увеличению товарных запасов вследствие удорожания потребительского кредита. Очевидно, подобная ситуация реальна для экономики  с развитой кредитной системой. Но изменение процентной ставки может  также сказаться на объемах кредитования реального сектора и, кроме того, обусловить снижение денежного мультипликатора  с соответствующим изменением динамики денежных агрегатов. Поэтому определение  конкретных каналов трансмиссионного механизма должно основываться на изучении особенностей российской экономики.

Банк России намерен в  основном завершить переход к  режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. Под инфляционным таргетированием обычно понимается разновидность ДКП, при которой центральный банк публично объявляет количественный показатель допустимой инфляции и берет на себя обязательство обеспечить рост цен в пределах установленного диапазона. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка.

Таким образом, стремление центрального банка оказать на хозяйствующих  субъектов психологическое воздействие  и побудить их рассчитывать инвестиционные проекты с учетом последующего снижения инфляции основывается на регулировании "цены" денег. Иными словами, инфляционное таргетирование не базируется на объективных взаимозависимостях между макроэкономическими показателями. Его основой выступает устойчивость взаимосвязанных и сбалансированных процессов, которые сложились в экономической системе в предшествующий период. Соответственно возможность их изменения не учитывается центральными банками, объявившими о переходе к таргетированию инфляции.

Отметим, что страны, использующие инфляционное таргетирование (Австрия, Великобритания, Канада, Швеция), добились в 1990-е годы таких же результатов в снижении роста цен, какие были достигнуты странами, не опиравшимися на данный вариант ДКП (США, страны еврозоны, Япония). Инфляционное таргетирование не применяется ни в одной из стран с недиверсифицированным экспортом. Это, скорее всего, связано с низкой степенью прогнозируемости макроэкономической ситуации в них, а также со значительными колебаниями конъюнктуры мировых товарных рынков.

Планируемый переход Банка  России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте ДКП для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие. Таким образом, поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2010-2012 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной.

Банком России также продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент ДКП. Предполагается обеспечить постепенное сужение  диапазона процентных ставок по собственным  операциям ЦБ РФ и снижение волатильности  ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок.

Мы полагаем, что активизация  процентной политики Банка России, усиление воздействия его кредитной  политики на реальную экономику, а также на формирование денежного предложения должны состоять в обеспечении структуризации процентных ставок, в осуществлении мероприятий по их регулированию. Банку России следует широко использовать мировой опыт проведения процентной политики, в частности систему регулирования разновременных процентных ставок по: операциям рефинансирования (main refinancing operations); долгосрочным операциям рефинансирования (longer-term refinancing operations); операциям тонкой настройки (fine-tuning operations); операциям, связанным со структурными преобразованиями (structural operations); операциям льготного кредитования (marginal lending facility).

Обязательным условием обеспечения  сбалансированности спроса и предложения  денег является наличие обоснованной методики оценки спроса на них. В начале 1990-х годов при его оценке в  российской экономике была допущена системная ошибка, состоявшая в том, что спрос на деньги определялся  на основе динамики ВВП. Соответственно при падении этого показателя была реализована политика сжатия денежного  предложения, которая привела к  росту процентной ставки и огромному  бюджетному дефициту в результате неспособности  предприятий выплачивать налоги в денежной форме при тотальной бартеризации экономики. Но следовало учитывать, что именно в указанный период увеличивались объемы посреднических операций, развивался фондовый рынок, а также рынки земли и недвижимости. В таких условиях падение ВВП сопровождалось ростом объема сделок в экономике. Поэтому спрос на деньги не падал, а, наоборот, возрастал.

Оценка текущего спроса на деньги по показателю оборота платежной  системы, адекватному объему сделок в экономике, способна, на наш взгляд, правильно отразить потребности  хозяйствующих субъектов в деньгах. В последние восемь лет темпы  роста платежного оборота в России опережали темпы роста реального  ВВП почти в семь раз. Использование  рациональной методики оценки спроса на деньги на основе показателя динамики объема сделок (платежного оборота) позволит проводить эффективную и обоснованную ДКП и избежать ошибок 1990-х годов, имевших катастрофические последствия  для российской экономики.

Накопление Банком России значительных международных резервов и перспективы их последующего роста  в случае высокой конъюнктуры  мирового рынка энергоносителей  создают возможность сформировать в России международный финансовый центр как инструмент повышения  эффективности инвестирования этих резервов через российские финансовые институты, минуя иностранных посредников [1]. В этой связи должны быть реализованы следующие мероприятия: развитие крупных банковских холдингов (при активном участии государства) и реструктуризация большинства коммерческих банков в иные формы деятельности, в том числе учреждения кредитной кооперации; формирование крупной фондовой биржи с единым депозитарием; развитие национального рынка золота (платины и алмазов) с котировками в рублях; принятие транспарентного законодательства в сфере регулирования финансового рынка (фондового, банковского, страхового и пенсионных накоплений); внедрение практики кредитования иностранных государств, в том числе участников СНГ и стран Восточной Европы, в рублях; стимулирование перехода государственных компаний на расчеты в рублях при экспортных поставках.

Эффективное управление международными резервами должно обеспечивать как  их сохранность, так и высокую  доходность. При этом в первую очередь  необходимо минимизировать инвестиционные риски. Инвестирование в 2007 г. значительного  объема резервов Банка России в облигации  компаний с недиверсифицированным бизнесом - американские ипотечные агентства Fannie Мае и Freddie Mac, позднее в ходе кризиса фактически национализированные, - предопределило высокий риск таких вложений, создало ситуацию неопределенности в отношении сохранности инвестированных средств.

В сентябре-октябре 2008 г. в  условиях неустойчивости рынка межбанковского кредитования Банк России предпринял ряд мер по созданию новых инструментов увеличения ликвидности в экономике. Но было бы большой ошибкой допустить  инвестиционные и управляющие компании к системе рефинансирования

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать основные выводы.

Денежно-кредитная политика представляет собой одну из важнейших  подсистем экономической политики государства. В целом все современные  западные теории, так или иначе  разрабатывающие проблему экономической  роли государства в условиях рыночной экономики, располагаются между  двумя концепциями, которые можно  рассматривать как выражение  крайних позиций. Это, с одной  стороны, неокейнсианство, выступающее за расширение государственного вмешательства в экономику, а с другой стороны, неоклассические модели, призывающие последовательно сокращать государственное регулирование. Все другие теории, по существу, представляют определенный синтез отмеченных крайних позиций. Возникновение этих теорий в значительной мере является результатом критики вышеназванных противоположных подходов к масштабам, границам и методам государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование есть система, включающая разнородные элементы: цели, методы, инструменты, мультипликаторы и  т. п. Чем удачнее сочетание разнородных  элементов системы, а также чем  больше она и ее структура соответствуют  сложившейся экономической среде, тем эффективнее решаются социально-экономические  проблемы, неподвластные рынку. В  то же время активное государственное  вмешательство сопровождается побочными  негативными эффектами.

Одним из ключевых элементов  государственного регулирования экономики  является денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика есть регулирование  денежной массы и денежного обращения  в стране путем непосредственного  государственного воздействия или  воздействия через центральный  банк страны. Денежно-кредитная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного  оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.

Информация о работе Денежно-кредитная политика