Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может
устанавливать различные
При нарушении коммерческими
банками банковского
Очевидно, что использование
административного воздействия
со стороны центрального банка по
отношению к коммерческим банкам
не должно носить систематического характера,
а применяться в порядке
Допустим экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.
Во-первых, центральный банк
должен совершить покупку ценных
бумаг на открытом рынке у населения
и у коммерческих банков. Во-вторых,
необходимо провести понижение учетной
ставки и, в-третьих, нужно снизить
нормативы по резервным отчислениям.
В результате проведенных мер
увеличатся избыточные резервы системы
коммерческих банков. Так как избыточные
резервы являются основой увеличения
денежного предложения
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор
заключается в следующем. Скорость
обращения денег имеет
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
Периоды развития российской экономики в условиях «дорогих» и «дешевых» денег можно проследить на основе реальных процентных ставок (приложение 1, рис. 1). Из графика видно, что за последние двенадцать лет политика «дорогих» денег проводилась лишь в 1997 г. – первой половине 1998 г. Тогда целями подобной политики выступали снижение инфляции и сохранение стабильного курса рубля, а инструментом – доходность ГКО. В результате в тот период отмечались снижение инфляции, стабильность обменного курса рубля, рост сбережений населения. Но, правда, известен и итог той политики – системный финансовый кризис. Напротив, в 2000-х годах проводилась политика «дешевых» денег. Эта политика реализовывалась за счет притока в страну нефтяных средств и привлечения внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате политика «дешевых» денег изменила модель роста, сделав основным фактором экономического развития расширение внутреннего спроса.
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
2.1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Фактически, кредитно-денежная политика как инструмент государственного регулирования сформировалась только в 1992 году. Трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе кредитно-денежной политики России. В начале перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, которая во многом ориентировалась на монетаристский подход регулирования экономики, то есть Банк России в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики использовал денежные агрегаты. Это является особенностью современной монетарной политики России.
Основной целью денежно-
Основным методом
С 1992 Центральный Банк России
пытался проводить жесткую
В 1995 году был принят ряд
законодательных актов, которые
предоставили Банку России независимость
в осуществлении денежно-
Задача стабилизации валютного курса выходила на первый план в период с июля 1995 года по август 1998 года. Оценивая эффективность денежно-кредитной политики в этот период нельзя не отметить тот факт, что в 1997 году ВВП впервые вырос на 0,4%, общий объем инвестиций превысил показатель прошлого года на 4,7%. Однако политика регулирования валютного курса имеет недостатки. До 1998 года таргетирование обменного курса происходило при дефиците государственного бюджета, с ростом цен на энергоносители на мировом рынке удалось покрыть этот дефицит, но это в свою очередь привело к укреплению реального курса рубля. В результате Банк России оказался перед выбором: сокращать инфляцию для обеспечения стабильности экономического развития или сдерживать рост реального курса рубля в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. В этот же период отмечено абсолютное сокращение денежной массы М2 и снижение доходности государственных облигаций. Был взят курс на ограничение темпов инфляции, что, в конце концов, привело к финансовому кризису и обвалу курса рубля.
В ряде работ иностранных исследователей, занимающихся вопросами денежно-кредитной политики России, отмечается проблема несоответствия изменений денежной массы и темпов инфляции. При росте денежной массы сокращается инфляция, а при уменьшении количества денег в обращении усиливаются инфляционные процессы. Эксперты объясняют это следующей особенностью денежно-кредитной системой России. Поскольку в 1990-е гг. иностранная валюта, преимущественно доллар, выполняла функции денег в России, необходимо включать валютные активы, находящиеся вне банковской системы, в определение денежной массы. Политика регулирования обменного курса в разных сочетаниях с изменением денежного предложения может способствовать развитию инфляционных процессов.
Пересмотрев на основании этих выкладок свою политику, Центральный банк в 1999 году вновь вернулся к поддержанию темпов роста денежной массы. Для достижения этой цели Банк России использовал номинальные и реальные ставки процента, динамику валютного курса, динамику мировых цен на товары российского экспорта и импорта. Начиная с этого времени, фактические темпы инфляции сокращаются, денежная масса (агрегаты М2 и М3) ежегодно увеличивается, зачастую превышая плановые темпы роста, отмечается рост ВВП.
Фактически Банк России перешел к инфляционному таргетированию. Отечественные и иностранные специалисты считают такое решение Центрального банка самым рациональным, так как в попытках одновременного таргетирования денежного предложения и обменного курса Банк России попадает в ловушку.
Проблема в том, что методы решения этих задач носят противоречивый характер. К снижению инфляционного давления на экономику приводят меры по повышению процентных ставок и ограничению денежного предложения, однако это вызывает укрепление рубля. Укрепление рубля, теоретически являющееся инструментом снижения инфляционного давления, на практике приводит к удорожанию экспорта и снижению конкурентоспособности отечественных компаний.
Использование политики инфляционного таргетирования эффективна во многих странах и дала положительные результаты и в России. Реальный рост ВВП в период 1999-2006 годов в среднем составляет 7% ежегодно, инфляционные процессы, наоборот, сокращаются.
Проблема, однако, заключается в том, что вследствие сырьевого характера российской экономики динамика рубля в значительной степени зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков. При резком изменении цен на нефть значительные колебания стоимости рубля становятся неблагоприятным фактором для развития экономики. В подобном случае денежно-кредитных мер может оказаться недостаточно для стабилизации ситуации, и тогда действия Банка России должны быть поддержаны мерами бюджетного характера. Это ещё одна отличительная особенность монетарной политики России.
Традиционно в экономической литературе Россию относят к странам, на которые распространяется так называемое «ресурсное проклятье». Согласно данной гипотезе, экономическое развитие стран, имеющих большие запасы природных ресурсов, в среднем происходит медленнее, чем стран, этими запасами не обладающих. Одним из объяснений этого парадокса является феномен «голландской болезни. Суть его заключается в том, что повышение цен на сырье и увеличение объемов производства в добывающих отраслях приводит к повышению реального валютного курса и снижению темпов роста обрабатывающей промышленности.