Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 134.40 Кб (Скачать файл)

Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов.

 МОНЕТАРИСТСКАЯ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ  ТЕОРИЯ  ДЕНЕГ

Послевоенный период вплоть до конца 60-х - начала 70-х гг. отмечен  самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран  за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60--70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.

Они состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении  роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования  конъюнктуры, переоценке реального  эффекта дефицитного финансирования.

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег  в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.

Монетаризм - школа экономической  мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении  как определяющей функции цен, доходов  и занятости.

Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но, и прежде всего, в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х - начала 80-х гг.

Недооценка роли денег, и  денежного обращения в частности, неспособность Федеральной резервной  системы (ФРС) США предотвратить  резкое сокращение количества денег  в обращении в конце 20-х гг. существенно усилили, по мнению М. Фридмена, негативные стороны экономического спада. М. Фридмен был убежден, что деньги и денежное обращение всегда имели очень большое значение для развития экономики и игнорирование монетарной теории или неправильное использование ее постулатов в ходе чрезмерного государственного регулирования способно нанести общественному хозяйству огромный вред.

Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку. Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем на цены. Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП. Сначала значительная часть изменений в номинальном ВНП отражает изменения в реальном ВНП, т.е. изменения в реальном количестве товаров и услуг, производимых в экономической системе. В дальнейшем, если темпы роста денежной массы значительно превосходят среднегодовые темпы экономического роста, существенную часть изменений в номинальном ВНП составляют изменения абсолютного уровня цен. Таким образом, ускорение роста номинального ВНП, вызванное увеличением денежной массы, лишь вначале приобретает форму возрастающего реального объема производства, сопровождающегося уменьшением безработицы. Впоследствии замедление темпов роста реального производства приводит к тому, что рост цен поглощает все большую часть влияния на экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. При замедлении темпов роста денежной массы замедляются в обратном порядке соответствующие изменения номинального и реального ВНП.

Новые исследования представителей монетаристского направления дали ключи к пониманию влияния  денежной политики государства на состояние  экономики, позволили объяснить  такое ранее не наблюдавшееся  экономическое явление, как стагфляция, или одновременное существование  высокой безработицы и высокой  инфляции, что совершенно противоречило  кейнсианской теории, и, наконец, предложить соответствующие рекомендации по денежно-кредитной политике государства.

Монетаристы выступали против проведения активной денежной политики, направленной на стабилизацию одновременно предложения денег и процентной ставки.

Кейнсианскую концепцию  они считали ошибочной и внутренне  противоречивой. Поэтому главным  объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а  темпы роста предложения денег. Центральный банк должен проводить  в жизнь постоянную предсказуемую  денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы  должны быть достаточными, чтобы, с  одной стороны, обеспечивать рост реального  ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике.

В 70-е - начале 80-х гг. практическое применение монетаристских положений  позволило выработать довольно эффективные  меры борьбы с инфляцией. В то же время стабилизация инфляционных процессов, изменения финансовых институтов и  переход к новому качеству экономического роста в 80-е гг. значительно снизили  актуальность монетаристских рецептов денежной политики, разработанных в  инфляционный период предыдущего десятилетия. Однако во многом благодаря научным  достижениям монетаристов экономисты навсегда распрощались с утверждением "деньги не имеют значения".

Современная денежная теория все более приобретает синтетические  формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической "экономики предложения" и др.

В целом же в экономической  науке сформировалось направление, получившее название "неоклассический  синтез", которое включает разнообразные  точки зрения по ряду вопросов теории и практики функционирования экономики.

1.3 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

К инструментам денежно-кредитной  политики относятся в первую очередь  изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными  бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных  ограничений.

РЕФИНАНСИРОВАНИЕ  КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

 

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов  денежно-кредитной политики центральных  банков Западной Европы. Центральные  банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной  ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным  операциям коммерческих банков, что  приводит к их сокращению, поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение  официальной процентной ставки оказывает  влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности  коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной  ставки означает удорожание или удешевление  кредита коммерческих банков для  клиентуры, так как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным  операциям.

Также изменение официальной  ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной  политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных  ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками. 

ПОЛИТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ

 

Минимальные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные  учреждения, как правило, либо в форме  наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном  банке или в иных высоколиквидных  формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют  две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный  банк поддерживает степень ликвидности  коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической  ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива  резервных средств центральный  банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем  выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных  учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как  бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые  учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими  банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного  регулирования. Об этом говорит тот  факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы  обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

 

Этот метод заключается  в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг  в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные  возможности, и наоборот. Центральные  банки периодически вносят изменения  в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Информация о работе Денежно-кредитная политика