Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 21:02, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью проведения адекватной денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, основными целями которой являются, предотвращение раскручивания инфляционной спирали, обеспечение инвестиционной активности и экономического роста. На сегодняшний день, несмотря на общие положительные тенденции в денежно-кредитной сфере, наблюдаются негативные моменты, связанные в первую очередь с неэффективность некоторых инструментов денежно-кредитной политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, цели, инструменты…………….…..5
1.1Основные направления денежно-кредитной политики…………………....5
1.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования…………..…………....7
2 Виды денежно – кредитной политики и механизмы их реализации…………….11
2.1 Виды денежно-кредитной политики................……………………….......11
2.2 Эффективность денежно-кредитной политики…………....…………...…12
3 Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования……………………………………..………………………….….15
3.1 Характеристика и результативность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………….……………….…………………………...15
3.2 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в
Республике Беларусь……………………… …………………………………....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................................27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, цели, инструменты…………….…..5
1.1Основные направления денежно-кредитной политики…………………....5
1.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования…………..…………....7
2 Виды денежно – кредитной политики и механизмы их реализации…………….11
2.1 Виды денежно-кредитной политики................………………
2.2 Эффективность денежно-
3 Денежно-кредитная политика в Республике
Беларусь и пути ее совершенствования…………………………………
3.1 Характеристика и результативность денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь……………….……………….……………………
3.2 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в
Республике Беларусь……………………… …………………………………....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем. Государство оказывает существенное воздействие как на экономическое, так и на социальное развитие почти во всех странах. Поэтому денежно-кредитная политика (ДКП) является важной составной частью общей экономической политики государства. Цели и задачи ДКП должны координироваться с целями экономической политики государства: обеспечение полной занятости, обеспечение экономического роста и стабильности национальной денежной единицы.
Денежно-кредитная политика представляет
собой демократичный инструмент воздействия
государства на смешанную экономику, не
нарушающий суверенитета большинства
субъектов хозяйствования. В идеале денежно-кредитная
политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость
и экономический рост - таковы ее высшие
и конечные цели.
Денежно-кредитная политика приводит
к изменению значений основных макроэкономических
параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы.
Это происходит потому, что посредством
её инструментов можно изменить предложение
денег в экономической системе.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Национальный банк Республики Беларусь, Центральный банк Российской Федерации, Банк Англии. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков.
Вместе с тем взаимоотношения банка и
правительства в проведении денежно-кредитной
политики обычно четко определены. Главное место
здесь занимает так называемая финансовая
конституция, т.е. закрепление принципов
взаимоотношения банка с бюджетом. Правительство
ограничено в своих действиях и обычно
не вмешивается в повседневную деятельность
банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую
политику.
Влияя на основной объект монетарной политики
- денежную массу, центральный финансовый
орган играет одну из ведущих ролей в государственном
регулировании рыночной экономики. Экономически
развитые государства предоставляют своим
Центральным банкам возможность самостоятельно
выбирать основные направления и механизмы
ДКП. Такая независимость центрального
банка является необходимым условием
реализации денежно-кредитной политики.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью проведения адекватной денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, основными целями которой являются, предотвращение раскручивания инфляционной спирали, обеспечение инвестиционной активности и экономического роста. На сегодняшний день, несмотря на общие положительные тенденции в денежно-кредитной сфере, наблюдаются негативные моменты, связанные в первую очередь с неэффективность некоторых инструментов денежно-кредитной политики.
Рассматриваемая тема является актуальной, так как формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования является необходимым для устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики. Именно рассмотрение всего многообразия методов регулирования денежно-кредитной политики позволит выбрать оптимальный вариант для Республики Беларусь.
Целью работы является исследование административных методов регулирования денежно-кредитной политики. Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
Объект работы: денежно-кредитные взаимоотношения
в государстве
Предмет работы: механизм реализации денежно-кредитной
политики государства.
При написании курсовой работы были использованы
материалы размещенные у учебных пособиях, научных
трудах а также материалы белорусских
периодических изданий («Банковский вестник»,
«Вестник Ассоциации белорусских банков»,
«Белорусский экономических журнал» и
др.).
1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 Основные направления денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Эта часть государственной политики играет стабилизирующую роль в макроэкономике и является инструментом антициклического регулирования. В ее основе лежит ускорение движения и сдерживание прироста денежной массы, а так же изменения стоимости кредита.
Денежно-кредитную политику определяют - как совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.
В настоящее время эту позицию принято исчислять уравнением ''Количественной теории денег'', которая была сформулирована И. Фишером:
MV=PQ, (1)
где: M – денежная масса;
V – скорость обращения денег;
P – средний уровень цен;
Q – количество сделок.
Это уравнение и означает обусловленность расширенного воспроизводства и реализацию вновь созданного общественного продукта требованием новых платежных средств. Регулирование количества денег в обращении и предоставляемых кредитов особенно важно т.к. с ними связана функция стоимости денег.[1, с. 230]
Денежно-кредитная политика – это целенаправленное воздействие государства на денежный оборот и внутренний кредит для выполнения основных показателей экономической политики. Денежно-кредитная политика ответственна за стабильность цен, поддержание внутренней и внешней стоимости денег.
Основополагающей целью данной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными, так и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При всех различиях в механизме данной политики в отдельных странах существует общепринятый инструментарий, используемый центральными банками.
Политика обязательных резервов. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным Банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных либо активных операций. Использование нормативов может иметь как тотальный, так и селективный характер воздействия.
Минимальные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Они являются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. [2, с. 127-128]
Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя: определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год); разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей; конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы; развитие рынка ценных бумаг; политику валютного регулирования; направления международного сотрудничества и др.
Процесс формулирования целей включает следующие этапы.
На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, равновесное состояние платежного баланса, уровня занятости. Приоритетной целью монетарной политики является стабильный уровень цен в стране.
На втором определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей (объем денежной массы, процентная ставка, обменный курс национальной валюты).
На третьем этапе устанавливаются набор тактических цели, которые определяются в соответствии с промежуточными. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др.
На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. [3, с. 285]
Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Многие экономисты и представители центральных банков различных государств выделяют следующие шесть основных целей: стабильность цен - приоритетная цель, экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность процентной ставки, стабильность на финансовых рынках, стабильность валютного рынка.
Главной задачей денежно-кредитной политики является создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.
1.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования
Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, Центральный Банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном Банке.
Тем самым он вынуждает банки сократить
объем активных операций.
Изменение нормы обязательных резервов влияет
на рентабельность кредитных учреждений.
Так, в случае увеличения обязательных
резервов происходит как бы недополученные
прибыли. Поэтому, по мнению многих западных
экономистов, данный метод служит наиболее
эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается
в том, что некоторые учреждения, в основном
специализированные банки, имеющие незначительные
депозиты, оказываются в преимущественном
положение по сравнению с коммерческими
банками, располагающими большими ресурсами. [4,
с. 98]
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования