Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью проведения адекватной денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, основными целями которой являются, предотвращение раскручивания инфляционной спирали, обеспечение инвестиционной активности и экономического роста. На сегодняшний день, несмотря на общие положительные тенденции в денежно-кредитной сфере, наблюдаются негативные моменты, связанные в первую очередь с неэффективность некоторых инструментов денежно-кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, цели, инструменты…………….…..5
1.1Основные направления денежно-кредитной политики…………………....5
1.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования…………..…………....7
2 Виды денежно – кредитной политики и механизмы их реализации…………….11
2.1 Виды денежно-кредитной политики................……………………….......11
2.2 Эффективность денежно-кредитной политики…………....…………...…12
3 Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования……………………………………..………………………….….15
3.1 Характеристика и результативность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………….……………….…………………………...15
3.2 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в
Республике Беларусь……………………… …………………………………....22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_1_1 (2).doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                          

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                    3

 

1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, цели, инструменты…………….…..5

1.1Основные направления денежно-кредитной политики…………………....5

1.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования…………..…………....7

2 Виды денежно – кредитной политики и механизмы их реализации…………….11

2.1 Виды денежно-кредитной политики................……………………….......11

2.2 Эффективность денежно-кредитной  политики…………....…………...…12

3 Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования……………………………………..………………………….….15

3.1 Характеристика и результативность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………….……………….…………………………...15

3.2 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в

Республике Беларусь……………………… …………………………………....22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем. Государство оказывает существенное воздействие как на экономическое, так и на социальное развитие почти во всех странах. Поэтому денежно-кредитная политика (ДКП) является важной составной частью общей экономической политики государства. Цели и задачи ДКП должны координироваться с целями экономической политики государства: обеспечение полной занятости, обеспечение экономического роста и стабильности национальной денежной единицы.

Денежно-кредитная политика представляет собой демократичный инструмент воздействия государства на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов хозяйствования. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. 
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством её инструментов можно изменить предложение денег в экономической системе.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Национальный банк Республики Беларусь, Центральный банк Российской Федерации, Банк Англии. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков.

Вместе с тем взаимоотношения банка и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Главное место здесь занимает так называемая финансовая конституция, т.е. закрепление принципов взаимоотношения банка с бюджетом. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. 
Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Экономически развитые государства предоставляют своим Центральным банкам возможность самостоятельно выбирать основные направления и механизмы ДКП. Такая независимость центрального банка является необходимым условием реализации денежно-кредитной политики.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью проведения адекватной денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, основными целями которой являются, предотвращение раскручивания инфляционной спирали, обеспечение инвестиционной активности и экономического роста. На сегодняшний день, несмотря на общие положительные тенденции в денежно-кредитной сфере, наблюдаются негативные моменты, связанные в первую очередь с неэффективность некоторых инструментов денежно-кредитной политики.

Рассматриваемая тема является актуальной, так как формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования является необходимым для устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики. Именно рассмотрение всего многообразия методов регулирования денежно-кредитной политики позволит выбрать оптимальный вариант для Республики Беларусь.

Целью работы является исследование административных методов регулирования денежно-кредитной политики. Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

    1. раскрыты особенности реализации денежно-кредитной политики государства в современных условиях;
    2. проанализированы виды денежно-кредитной политики и возможности ее регулирования;
    3. изучены особенности регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и рассмотрены основные направления ее возможного совершенствования;

Объект работы: денежно-кредитные взаимоотношения в государстве 
Предмет работы: механизм реализации денежно-кредитной политики государства. 
При написании курсовой работы были использованы материалы размещенные у учебных пособиях, научных трудах а также материалы белорусских периодических изданий («Банковский вестник», «Вестник Ассоциации белорусских банков», «Белорусский экономических журнал» и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ 

1.1 Основные направления  денежно-кредитной политики

 

Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Эта часть государственной политики играет стабилизирующую роль в макроэкономике и является инструментом антициклического регулирования. В ее основе лежит ускорение движения и сдерживание прироста денежной массы, а так же изменения стоимости кредита.

Денежно-кредитную политику определяют - как совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. 

Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.

В настоящее время эту позицию принято исчислять уравнением ''Количественной теории денег'', которая была сформулирована И. Фишером: 

MV=PQ, (1)

где: M – денежная масса;

V – скорость обращения денег; 

P – средний уровень цен; 

Q – количество сделок. 

Это уравнение и означает обусловленность расширенного воспроизводства и реализацию вновь созданного общественного продукта требованием новых платежных средств. Регулирование количества денег в обращении и предоставляемых кредитов особенно важно т.к. с ними связана функция стоимости денег.[1, с. 230] 

Денежно-кредитная политика – это целенаправленное воздействие государства на денежный оборот и внутренний кредит для выполнения основных показателей экономической политики. Денежно-кредитная политика ответственна за стабильность цен, поддержание внутренней и внешней стоимости денег.

Основополагающей целью данной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными, так и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При всех различиях в механизме данной политики в отдельных странах существует общепринятый инструментарий, используемый центральными банками. 

Политика обязательных резервов. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным Банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных либо активных  операций. Использование нормативов может иметь как тотальный, так и селективный характер воздействия.

Минимальные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Они являются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. [2, с. 127-128] 

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя: определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год); разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей; конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы; развитие рынка ценных бумаг; политику валютного регулирования; направления международного сотрудничества и др.

Процесс формулирования целей включает следующие этапы.

На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, равновесное состояние платежного баланса, уровня занятости. Приоритетной целью монетарной политики является стабильный уровень цен в стране.

На втором определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей (объем денежной массы, процентная ставка, обменный курс национальной валюты).

На третьем этапе устанавливаются набор тактических цели, которые определяются в соответствии с промежуточными. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др.

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. [3, с. 285] 

Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Многие экономисты и представители центральных банков различных государств выделяют следующие шесть основных целей: стабильность цен - приоритетная цель, экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность процентной ставки, стабильность на финансовых рынках, стабильность валютного рынка.

Главной задачей денежно-кредитной политики является создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

 

1.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования

 

Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте  превосходит необходимую потребность, Центральный Банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном Банке.

Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.  
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополученные прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.  
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами. [4, с. 98] 

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования