Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью проведения адекватной денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, основными целями которой являются, предотвращение раскручивания инфляционной спирали, обеспечение инвестиционной активности и экономического роста. На сегодняшний день, несмотря на общие положительные тенденции в денежно-кредитной сфере, наблюдаются негативные моменты, связанные в первую очередь с неэффективность некоторых инструментов денежно-кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, цели, инструменты…………….…..5
1.1Основные направления денежно-кредитной политики…………………....5
1.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования…………..…………....7
2 Виды денежно – кредитной политики и механизмы их реализации…………….11
2.1 Виды денежно-кредитной политики................……………………….......11
2.2 Эффективность денежно-кредитной политики…………....…………...…12
3 Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования……………………………………..………………………….….15
3.1 Характеристика и результативность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………….……………….…………………………...15
3.2 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в
Республике Беларусь……………………… …………………………………....22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_1_1 (2).doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения. 

Другой негативный фактор, заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию.

И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег. Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. [10, с. 320] 

Известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики.

Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.  
Однако, несмотря на все стороны как положительные так и отрицательные, на мой взгляд, эффективность денежно-кредитной политики может многократно возрастать, если монетарная политика тесно увязана с другими блоками общеэкономической политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1 Характеристика и результативность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

В Республике Беларусь денежно-кредитная политика в 2013 г. проводится в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год.

Главной целью денежно-кредитной политики на 2013 г. так же, как и экономических мер Правительства, является снижение инфляции до уровня не более 12%. Этот показатель утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.09.2012 № 418 "О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития".

Важной задачей на 2013 г. является также увеличение международных резервных активов. С учетом погашения внутренних и внешних валютных обязательств рост резервов за год должен составить 0,3-0,7 млрд. долл. США.

За прошедшие 7 месяцев текущего года сформировались основные тенденции развития экономики и денежно-кредитной сферы, которые во многом будут определять ситуацию до конца года (рисунок 3.1.).

 

Рисунок 3.1 - Макроэкономическая ситуация (темпы роста, %)

Примечание. - Источник: [12]

 

Результаты первого полугодия показали нарастание проблем в экономике, обусловленных, в первую очередь, сжатием внешних рынков. Существенно замедлился экономический рост в России. В первом полугодии 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост российского промышленного производства составил 0,1%. Продолжилось снижение экономической активности в Европейском союзе. В мае 2013 г. по сравнению с маем 2012 г. объем промышленного производства в ЕС сократился на 1,6% . В связи с изменением условий поставок нефти и нефтепродуктов наблюдалось снижение объемов внешней торговли энергоносителями. Все это отразилось на снижении объемов экспорта, которые за январь - май 2013 г.   по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. сократились на 20,9%.[11]

При этом в условиях сокращения внешнего спроса рост внутреннего спроса был достаточно интенсивным, опережая прогнозную динамику. Так, прирост реальной заработной платы в январе - мае 2013 г. по отношению к январю - маю 2012 г. составил 21,5% (при прогнозе на год 7,1%), при этом он существенно опережает увеличение производительности труда - 2,6% за январь - май (при прогнозе -9,3%). Прирост инвестиций в основной капитал за январь - июнь составил 8,8% (при прогнозе  6%).

 

 

 

Рисунок 3.2 - Сезонно сглаженный индекс промышленного производства (декабрь 2011=100)

Примечание. - Источник: [12]

 

Существенно выросли складские запасы - за 6 месяцев 2013 г.  их прирост составил 11,2 трлн. руб., и на 1 июля они достигли 78,1% среднемесячного объема производства. Это позволило поддержать темпы экономического роста. Прирост ВВП по итогам января - июня 2013 г. составил 1,4%. В то же время ускоренный рост внутреннего спроса и складских запасов способствовал быстрому росту объемов неэнергетического импорта (на 15,1% за январь - май). Энергетический импорт при этом сократился на 41,4%. В целом объемы импорта товаров и услуг в январе - мае 2013 г. к аналогичному периоду 2012 г. снизились на 10,9%.

Таким образом, в прошедшем периоде 2013 г. экономический рост замедлился и сопровождался ускоренным ростом внутреннего спроса, значительным ростом складских запасов и ухудшением состояния внешней торговли.

Прирост потребительских цен за 6 месяцев 2013 г. составил 7%, или 1,1% в среднем за месяц, что выше прогнозной ценовой траектории (0,9% в среднем за месяц).

За январь - июнь 2013 г. базовая инфляция составила 5,6% (9,5% за январь - июнь 2012 г.) и дала, по оценке Национального банка, 3,7% прироста индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 52,6% против 60,8% годом ранее). Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, дали 3,3% прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес составил 47,4 и 39,2% соответственно), увеличившись с начала года на 9,6% (рисунок 3.3).

 

 

Рисунок 3.3 - Изменение потребительских цен

Примечание. - Источник: [12]

 

Для выполнения целевого параметра на 2013 г. среднемесячный прирост индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) за второе полугодие не должен превысить 0,8%.

В результате опережающего снижения экспорта по отношению к импорту сальдо внешней торговли товарами и услугами за январь - май 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года существенно ухудшилось (на 2,7 млрд. долл. США), составив всего 0,3 млрд. долл., при этом сложился значительный отрицательный счет текущих операций платежного баланса - минус 3,4 млрд. долл. (ухудшение на 3,8 млрд. долл. США) (рисунок 3.4).

 

 

 

Рисунок 3.4 - Сальдо внешней торговли товарами и услугами и неэнергетическими товарами

Примечание. - Источник: [12]

 

В финансировании сложившегося дефицита текущего счета важную роль в 2013 г. играли банки. Так, банками на чистой основе привлечено средств от нерезидентов в размере 0,8 млрд. долл. США. В то же время чистое привлечение прямых иностранных инвестиций без реинвестированных доходов остается на низком уровне (0,4 млрд. долл. США) при утвержденном годовом прогнозе 4,5 млрд. долл. США. При этом по обязательствам Правительства и Национального банка на чистой основе выплачено 0,6 млрд. долл. США. [13]

Отмечается снижение валютной выручки предприятий. За январь - июнь 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. она снизилась на 18,4%. Ухудшилось сальдо поступлений по экспорту и выплат по импорту товаров и услуг, по доходам и трансфертам, которое составило 0,5 млрд. долл. США против 2,8 млрд. долл. США в январе - июне 2012 г. В феврале и мае 2013 г. отмечалось превышение выплат над поступлениями.

За январь - май 2013 г. увеличилась внешняя дебиторская задолженность субъектов хозяйствования Республики Беларусь, в том числе просроченная. При этом стоит отметить важную роль, которую должны играть банки через проведение консультативной работы с клиентами по вопросам проведения внешнеторговых операций и оказания содействия в снижении дебиторской задолженности резидентов-экспортеров, а также в своевременном возврате экспортной выручки.

В условиях относительной сбалансированности внешнеторговых платежей и привлечения внешнего финансирования в экономику ситуация на валютном рынке оставалась относительно стабильной (рисунок 3.5).

 

 

Рисунок 3.5 - Чистая покупка иностранной валюты субъектами валютного рынка

Примечание. - Источник: [12]

 

На протяжении первого полугодия 2013 г. субъекты хозяйствования - резиденты преимущественно выступали продавцами валюты. Вместе с тем в мае 2013 г. в результате сокращения поступления валютной выручки и роста запасов готовой продукции на складах и, как следствие, снижения предложения иностранной валюты они выступили чистыми покупателями иностранной валюты (47,6 млн. долл. США). В июне в данном сегменте сформировалась чистая продажа иностранной валюты в размере 164 млн. долл. США, что в значительной мере обусловлено снижением остатков депозитов юридических лиц в иностранной валюте в банках, а также продажей на внутреннем валютном рынке полученных от банков валютных кредитов.

Купленная в январе - июне 2013 г. субъектами хозяйствования иностранная валюта направлялась в основном на погашение кредитов - 32,5% (25,7% - в январе - июне 2012 г.), а также оплату топливно-энергетических ресурсов - 19% (27%), оплату сырья и материалов - 15% (19,2%), оборудования и комплектующих - 11,4% (9,8%). Следует отметить, что с февраля 2013 г. наблюдается тенденция к увеличению приобретения иностранной валюты на погашение кредитов.

Что касается населения, то в период с февраля по май 2013 г. население выступало продавцом иностранной валюты, в результате чего на 1 июня 2013 г. чистое предложение составило 98,1 млн. долл. США. Между тем с июня 2013 г. отмечается изменение ситуации - население стало выступать покупателем иностранной валюты. Данная тенденция сохранилась и в июле 2013 г. Покупка валюты со стороны населения обусловлена как сезоном отпусков и ростом в связи с этим спроса на валюту, так и увеличением девальвационных ожиданий на фоне снижения в номинальном выражении процентных ставок на рынке депозитов и ускоренного роста заработной платы в экономике. При этом в июне 2013 г. чистая покупка валюты населением составила 265 млн. долл., в июле 2013 г. - 621,6 млн. долл. США. [14]

В результате принятых в середине июля 2013 г. Национальным банком мер ситуация на внутреннем валютном рынке к концу июля стабилизировалась. В частности, важный вклад внесли банки, которые обеспечили бесперебойную работу обменных пунктов, что способствовало удовлетворению спроса населения на покупку иностранной валюты.

Динамика золотовалютных резервов формировалась с учетом состояния внешней торговли, платежного баланса, погашения внутренних и внешних валютных обязательств Правительства и Национального банка, а также ситуации на мировом финансовом рынке.

Международные резервные активы Республики Беларусь, рассчитанные в соответствии с методологией Международного валютного фонда, уменьшились с начала 2013 г. на 77,4 млн. долл. и на 1 июля 2013 г. составили 8 млрд. долл. США. Снижение объема золотовалютных резервов в основном обусловлено погашением Национальным банком и Правительством внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте, которые в первом полугодии текущего года были исполнены в полном объеме (2,3 млрд. долл. США), а также снижением цены на золото на международном рынке драгоценных металлов.

При этом Правительством и Национальным банком принимались меры по наращиванию золотовалютных резервов посредством привлечения четвертого (в январе 2013 г.) и пятого (в апреле 2013 г.) траншей стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС на сумму 880 млн. долл. США. Росту международных резервных активов в первом полугодии 2013 г. способствовала покупка Национальным банком иностранной валюты.

Динамика обменного курса белорусского рубля формировалась под влиянием тенденций во внешней торговле, на внутреннем валютном рынке, а также с учетом ситуации на мировом финансовом рынке.

С учетом укрепления на мировом валютном рынке доллара США и евро к российскому рублю обменный курс белорусского рубля в январе - июле 2013 г. снизился по отношению к доллару США на 3,6%, к евро - на 3,9% и укрепился по отношению к российскому рублю на 4,3% . Обменный курс белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют снизился на 1%.

В истекшем периоде 2013 г. проведение процентной и эмиссионной политики было направлено на сохранение монетарной стабильности.

Национальный банк с учетом замедления инфляционных процессов на фоне сохранения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами, а также относительно устойчивой ситуации на внутреннем валютном и депозитном рынках в январе - июне 2013 г. осуществлял постепенное снижение ставки рефинансирования. С начала года она была снижена на 6,5 процентного пункта и на 1 июля 2013 г. составила 23,5% годовых. Значение ставки рефинансирования находится на положительном уровне в реальном выражении.

Вместе с тем, учитывая ситуацию, сложившуюся в июне 2013 г. на кредитно-депозитном и валютном рынках, Правление Национального банка 9 июля 2013 г. приняло решение о неизменности ставки рефинансирования в июле 2013 г. При этом процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности с 22 июля 2013 г.   повышены до 40% годовых. [15]

Динамика ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности, а также ситуация с банковской ликвидностью в основном определяли динамику ставок межбанковского и депозитно-кредитного рынков.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования