Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью проведения адекватной денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, основными целями которой являются, предотвращение раскручивания инфляционной спирали, обеспечение инвестиционной активности и экономического роста. На сегодняшний день, несмотря на общие положительные тенденции в денежно-кредитной сфере, наблюдаются негативные моменты, связанные в первую очередь с неэффективность некоторых инструментов денежно-кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, цели, инструменты…………….…..5
1.1Основные направления денежно-кредитной политики…………………....5
1.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования…………..…………....7
2 Виды денежно – кредитной политики и механизмы их реализации…………….11
2.1 Виды денежно-кредитной политики................……………………….......11
2.2 Эффективность денежно-кредитной политики…………....…………...…12
3 Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования……………………………………..………………………….….15
3.1 Характеристика и результативность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………….……………….…………………………...15
3.2 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в
Республике Беларусь……………………… …………………………………....22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_1_1 (2).doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. 

Рефинансирование коммерческих банков. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях.

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.  
В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее, является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном Банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.  
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. [5, с. 153-154] 

Операции на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции Центрального Банка, получившие название операций на открытом рынке. 

Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. 

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе. 

По форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. А обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы. Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный Банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.  
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. [6, с. 340] 

Можно сделать вывод что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1 Виды денежно-кредитной политики

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение хороших результатов по одним параметрам вызывает ухудшение по другим. Основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Дж. Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что главным объектом денежно-кредитного регулирования является процентная ставка. А согласно монетаристской концепции Центральный банк должен регулировать предложение денег. 

Поэтому в зависимости от выбора промежуточной цели денежно-кредитная политика может быть гибкой, жесткой и эластичной.  
Суть гибкой денежно-кредитной политики состоит в том, что когда Центральный банк избирает своей целью фиксацию ставки процента, он стремится удержать ее, изменяя предложение денег путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке или снижая норму обязательных резервов. Но при этом существует угроза инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой, что является целью жесткой денежно-кредитной политики. 

Жесткая политика предполагает сохранение объема денежной массы неизменным. Но с ростом ставки процента будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, а если процентная ставка межбанковского рынка станет выше учетной, то возрастет заимствование средств коммерческими банками через «учетное окно» ― все это обусловит рост предложения денег. Чтобы предложение денег осталось прежним, Центральный банк должен предпринять определенные меры: компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки. Но в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки тоже может привести к инфляции, поэтому центральный банк проводит эластичную денежно-кредитную политику. 

Эластичная политика - корректируется и денежная масса, и уровень процента. Центральный банк расширяет денежную массу, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных интервалах. 

Однако при разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только лишь на монетарные факторы нестабильности. [7, с.13]

Виды денежно-кредитной политики различают также и в зависимости от ее конечных целей: 

Политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции) - проводится в условиях инфляции и направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий выдачи кредитов и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков, на повышение уровня процентных ставок, увеличение налогов. Она может сопровождаться другими мерами, направленными на ограничение инфляции, а в ряде случаев на оздоровление платежного баланса. При этом рестрикционная денежно-кредитная политика может быть нацелена как на борьбу с инфляцией, так и на сглаживание циклических колебаний деловой активности. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования [8, c. 147].

Политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика) – осуществляется в период спада производства для стимулирования деловой активности и связана с расширением объемов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением налоговых и процентных ставок, с увеличением предложения денег. С этой целью центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку, создавая более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Центральный банк выбирает тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. [8, c. 148] 

 

2.2 Эффективность денежно-кредитной  политики 

 

 В настоящее время эффективность  денежно-кредитной политики предмет  больших споров. Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику в качестве неотъемлемой части национальной политики государства. Действительно, в пользу денежно-кредитной политики можно привести несколько конкретных доводов.

Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный Банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

 Второй немаловажный аспект  связан с тем, что в развитых  странах данная политика изолирована  от политического давления, кроме  того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Денежно- кредитная политика действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

В-третьих, следует отметить, что, хотя большинство экономистов считают как фискальную, так и денежно-кредитную политику действенными инструментами стабилизации, существует группа уважаемых экономистов – называемых монетаристами,- которые полагают, что изменение денежного предложения - ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна. 

Однако необходимо отметить, что денежно-кредитная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. [9, с. 147] 

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования