Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью проведения адекватной денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, основными целями которой являются, предотвращение раскручивания инфляционной спирали, обеспечение инвестиционной активности и экономического роста. На сегодняшний день, несмотря на общие положительные тенденции в денежно-кредитной сфере, наблюдаются негативные моменты, связанные в первую очередь с неэффективность некоторых инструментов денежно-кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, цели, инструменты…………….…..5
1.1Основные направления денежно-кредитной политики…………………....5
1.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования…………..…………....7
2 Виды денежно – кредитной политики и механизмы их реализации…………….11
2.1 Виды денежно-кредитной политики................……………………….......11
2.2 Эффективность денежно-кредитной политики…………....…………...…12
3 Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования……………………………………..………………………….….15
3.1 Характеристика и результативность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………….……………….…………………………...15
3.2 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в
Республике Беларусь……………………… …………………………………....22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_1_1 (2).doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Среднедневная процентная ставка межбанковского кредита (далее - МБК) в национальной валюте снизилась с 27,6% годовых в декабре 2012 г. до 17,8% годовых в июне 2013 г.

Средняя процентная ставка по новым срочным банковским вкладам (депозитам) в национальной валюте в июне 2013 г. сложилась на уровне 20,9% годовых, снизившись с начала года на 12,6 процентного пункта.

Средняя процентная ставка по новым срочным банковским вкладам (депозитам) физических лиц в национальной валюте в июне 2013 г. сложилась на уровне 24,3% годовых, снизившись с начала года на 18.1  процентного пункта.

Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в июне 2013 г. составила 29,2% годовых, снизившись с начала года на 10.2  процентного пункта.

Банки во второй половине июля увеличили ставки по краткосрочным депозитам населения в белорусских рублях.

Предоставление и изъятие ликвидности осуществлялось Национальным банком на основе стандартных инструментов регулирования ликвидности. Первая половина 2013 г. характеризовалась ростом основных денежных показателей.

Широкая денежная масса за январь - июнь 2013 г. увеличилась на 8,8%, рублевая денежная масса - на 17,6%.

Основным фактором увеличения рублевой денежной массы стал рост рублевых депозитов населения и наличных денег в обращении при снижении рублевых депозитов предприятий. За январь - июнь 2013 г.  рублевые депозиты населения выросли на 46%, или на 11,2 трлн. руб., в том числе срочные - на 50,7%, или на 7,7 трлн. руб. Наличные деньги в обороте увеличились на 2,5 трлн. руб., или на 22,4% . Рублевые депозиты субъектов хозяйствования снизились на 1,7 трлн. руб., или на 5,6%.

Увеличение девальвационных ожиданий на фоне ускоренного роста заработной платы и снижения в номинальном выражении процентных ставок на рынке рублевых депозитов обусловило снижение срочных рублевых депозитов в июне - июле 2013 г. и их перевод в срочные валютные вклады.

Вместе с тем принятые Национальным банком в июле меры, прежде всего в области процентной политики, позволили в целом стабилизировать ситуацию на депозитном рынке. Возобновился приток срочных рублевых депозитов населения в банки. С 22 по 31 июля 2013 г. их прирост составил 411,1 млрд. руб.

В первом полугодии 2013 г. наблюдалось активное кредитование банковской системой экономики, создающее предпосылки для превышения прогнозного показателя по приросту требований банков к экономике в 2013 г. и, соответственно, ускоренного роста внутреннего спроса. Требования банков к экономике за 6 месяцев 2013 г. возросли на 26,3 трлн. руб., или на 11,9%, в том числе в национальной валюте - на 9,8 трлн. руб. (на 8%), в иностранной валюте - на 1,6 млрд. долл. США (на 13,8%). Их среднемесячный прирост за январь - июнь 2013 г. составил 1,9% при предусмотренном Основными направлениями денежно-кредитной политики росте на 1,3-1,5%.[16]

Рост средних требований банков к экономике в реальном выражении за январь - июнь 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. (122,3%) существенно опережает рост реального ВВП (101,4%). Такое интенсивное увеличение кредитования нельзя назвать недостаточным для нормального экономического роста.

Резервы для ускорения темпов экономического роста лежат в наращивании экспорта и повышении эффективности экономики, что предполагает проведение глубоких структурных реформ, как это и предусмотрено программными документами.

 

3.2 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в

Республике Беларусь

Кредитование экономики является одной из важнейших задач, стоящих перед банковским сектором. Однако обеспечение устойчивых темпов экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики возможно только при условии сохранения макроэкономической сбалансированности.

Важным условием для обеспечения экономического роста должно стать не столько наращивание объемов кредитования, сколько повышение его эффективности. Именно на рациональное использование имеющегося ресурсного потенциала и повышение эффективности кредитования экономики должна быть направлена кредитная политика банков. В этой связи должное внимание необходимо уделять качеству кредитного портфеля.

Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, с начала года сократилась на 1 процентный пункт и на 1 июля 2013 г. составила 4,5%, в том числе в национальной валюте - 3,5%, в иностранной валюте - 5,5%. На 01.07.2012 проблемная задолженность составляла 3,9%, то есть прирост относительно аналогичного периода 2012 г. составил 0,6 процентного пункта.

Существенный рост кредитов, предоставляемых банками экономике в иностранной валюте, генерирует кредитные риски для банков и валютные риски для категории заемщиков, не имеющих достаточных и устойчивых поступлений валютной выручки. Помимо этого, необходимость погашения валютных кредитов при недостаточности собственных источников поступления иностранной валюты приводит впоследствии к существенному повышению спроса на иностранную валюту, что усиливает давление на внутренний валютный рынок и оказывает дополнительное воздействие на инфляционные процессы.

В целях ограничения реализации вышеупомянутых рисков Правлением Национального банка было принято решение о внесении изменений в расчет показателей достаточности нормативного капитала. В соответствии с данными изменениями  при расчете показателей достаточности нормативного капитала предусматривается использование банками весового коэффициента риска 150% (вместо ранее установленных 100%) для активов, номинированных в иностранной валюте. Данное решение согласуется с подходами соглашения по капиталу Базель II и направлено на обеспечение более консервативной оценки банками рисков по активам в иностранной валюте. [17]

В свою очередь, работа банков должна быть направлена на эффективное и рациональное использование имеющегося ресурсного потенциала. Следует обеспечить контроль со стороны банков на всех стадиях кредитования проектов, в первую очередь с государственной поддержкой, за эффективностью и целевым использованием кредитных ресурсов. Валютные кредиты целесообразно направлять, как правило, на валютоокупаемые и импортозамещающие проекты.

Необходимо принять исчерпывающие меры по оказанию поддержки развитию экспорта, в том числе посредством  кредитования  экспортоориентиро-ванных проектов, предэкспортного кредитования, развития финансовых механизмов экспортного кредитования и международного лизинга с привлечением иностранных инвесторов.

Еще одним направлением в деятельности банков должно стать повышение качества предоставляемых услуг. Клиент с его потребностями должен быть в центре внимания банковского сообщества, особенно это касается физических лиц. Мониторинг процентных ставок по кредитам физическим лицам показал, что некоторые банки  установили необоснованно высокие процентные ставки по потребительским и экспресс-кредитам физическим лицам.

Внимание руководителей банков должно быть обращено также на наиболее уязвимую группу - субъектов малого и среднего бизнеса. Развитый малый и средний бизнес является обязательным условием развития реального сектора экономики. Активно работая с данной категорией клиентов, банки должны стать их надежными партнерами по ведению бизнеса, необходимо оказание всесторонней помощи и содействия, в том числе по сопровождению инвестиционных проектов и оказанию кредитной  поддержки.

Одним из проблемных аспектов является также формирование устойчивого ресурсного потенциала банков. Важнейшее условие эффективного и безопасного функционирования банковского сектора, а также его динамичного развития - поддержание банками нормативного капитала на уровне, достаточном для покрытия принимаемых банками рисков. При осуществлении банковского надзора пристальное внимание уделяется не только величине, но и качеству нормативного капитала банков.

Объем нормативного капитала банковского сектора по состоянию на 1 июля 2013 г. составлял порядка 50 трлн. руб., увеличившись с начала года на 4,4 трлн. руб., или практически на 10%.

В целях создания благоприятных условий по наращиванию нормативного капитала Национальным банком принято решение о неприменении до 1 января 2016 г. мер надзорного реагирования за нарушения нормативов ограничения валютного риска в части превышения длинных позиций в пределах размеров денежных вкладов акционеров, внесенных в уставный фонд соответствующего банка в свободно конвертируемой валюте с 13 мая 2011 г.

Во второй половине 2013 г. для достижения целевого параметра по инфляции (не более 0,8% в среднем за месяц), обеспечения стабильной ситуации на валютном и депозитном рынках и в целом для поддержания сбалансированности экономики Национальный банк продолжит проведение жесткой монетарной политики.

Процентная политика будет направлена на поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок в экономике, обеспечивающих устойчивый приток рублевых депозитов в банковский сектор. В этих целях банкам следует проводить более гибкую процентную политику путем формирования привлекательных условий по вкладам, внедрения новых инструментов. Банкам также важно усилить разъяснительную работу с клиентами о преимуществе сбережений в белорусских рублях. Вместе с тем полагаем необходимым обратить внимание банков на недопустимость подогреваний спекулятивных настроений на депозитном рынке и на необходимость взвешенно подходить к определению уровня процентных ставок по линейке депозитов, предлагаемых клиентам. Необходимо отметить, что ряд банков в конце июля 2013 г. значительно повысил процентные ставки по депозитам населения. Национальный банк был вынужден отреагировать на это. Так будет и впредь.

Будут сохранены жесткие подходы Национального банка в части предоставления банкам денежных средств. В этой связи банкам следует ориентироваться на решение проблем с ликвидностью преимущественно путем более активного привлечения средств от клиентов, продажи собственной валюты, которая у многих банков сегодня размещена в иностранных банках, то есть поддерживает экономику других стран. [18]

Национальный банк и Правительство будут предпринимать меры, направленные на недопущение снижения международных резервных активов, учитывая необходимость выполнения ими внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте. Одним из источников пополнения золотовалютных резервов должны стать валютные облигации Министерства финансов, при приобретении которых для банков созданы привлекательные условия. Предполагается, что банки для покупки валютных государственных долгосрочных облигаций (далее - ВГДО) будут привлекать иностранные ресурсы своих материнских компаний.

В целях повышения привлекательности рублевых сбережений и стимулирования покупки банками валютных облигаций Министерства финансов, выпускаемых на внутренний рынок, Правлением Национального банка приняты решения:

о внесении ВГДО в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком в залог при рефинансировании банков;

о включении ВГДО в размере 50%   от суммы требований при расчете максимального риска на одного должника;

об освобождении средств банков, направленных на покупку ВГДО, от формирования фонда обязательных резервов.

Вместе с тем, чтобы освобождение государственных валютных облигаций от обязательного резервирования не привело к ослаблению денежно-кредитной политики за счет возврата банкам значительных сумм ликвидных средств, одновременно принято решение повысить нормы обязательного резервирования от валютных привлеченных средств на два процентных пункта (с 12 до 14%).

Таким образом, задачей денежно-кредитной политики в условиях становления рыночной экономики Республики Беларусь является максимальное содействие процессам экономического роста, в первую очередь посредством обеспечения внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы страны. Для эффективного решения этой задачи предстоит обеспечить продолжение эволюционного развития иерархии монетарных целей и ориентиров, совершенствования системы инструментов денежно-кредитной политики, исследования трансмиссионного механизма в экономике Республики Беларусь и развития системы математического моделирования экономических процессов.

 

Заключение

 

В курсовой работе было дано определение понятию «денежно-кредитная политика», рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. 

От денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков. 

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь и пути ее совершенствования