Денежно-кредитная политика и особенности её реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является более подробно изучить денежно-кредитную (монетарную) политику, как одну из важнейших составных частей экономической политики государства. Центральный банк, воздействуя на объем и структуру денежного предложения, может тем самым влиять на деловую активность, что находит отражение в основных макроэкономических показателях.

Содержание

Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение. 5
1.1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения 5
1.2 Виды денежно-кредитной политики и их применение. Передаточный механизм денежно-кредитной политики, её связь с бюджетно-налоговой политикой 12
ГЛАВА 2. Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 15
2.1 Особенности денежно-кредитной политики
в Республике Беларусь……………………………………………………………………………… 15
2.2 Состояние и перспективы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. Эффективность монетарной политики 17
Заключение……………………..……………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………………..………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Монетарная политика2.docx

— 425.70 Кб (Скачать файл)

Изменение рыночной ставки процента происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате расширительной денежной политики Центрального Банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть в итоге - снижение ставки процента.(рис. 1.8)

Рис.1.8

Денежно-кредитная политика (т.е. изменение  предложения денег) способствует установлению ставки процента, но сама процентная ставка не воздействует на предложение денег. В данном случае именно реальная, а  не номинальная ставка процента будет  влиять на принятие инвестиционных решений. Здесь мы исходим из постоянства  цен и предполагаем, что равновесная  ставка процента является реальной. Сочетание относительно пологой кривой спроса на деньги и относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что изменения денежного предложения не вызовут больших изменений инвестиций. Кроме того, действие денежно-кредитной политики может осложниться в результате изменений расположения кривой спроса на инвестиции.(рис. 1.4) Например, политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое воздействие на инвестиции, если одновременно кривая спроса на инвестиции сместится вправо вследствие технологического прогресса, ожиданий в будущем более высоких цен на капитал либо по другим причинам. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов центральный банк должен поднять процентные ставки очень высоко.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды денежно-кредитной политики и их применение.

Передаточный механизм денежно-кредитной политики, её связь с бюджетно-налоговой политикой

 

Реальная кредитно-денежная политика не может опираться на какую-либо одну, «единственно верную»  концепцию.  Выбранная  модель  проведения  монетарной  политики  зависит  от  того,  как осуществляется  выбор  промежуточной  и  конечной  цели  денежно-кредитного  регулирования  и  его последствий.

Монетаристский передаточный механизм денежно-кредитной политики выглядит следующим образом: изменение денежно-кредитной политики – изменение резервов коммерческих банков – изменение денежного предложения – изменение совокупного спроса

Гибкая, жесткая и эластичная денежно- кредитная политика. Если Центральный банк избирает фиксацию ставки процента, он  стремиться ее удержать, изменяя предложение денег. Чтобы не допустить рост процентной ставки под влиянием увеличения спроса на деньги Центральный банк увеличивает предложение денег. Если же спрос этим не удовлетвориться, увеличение предложения денег приведет к инфляции. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой. При фиксированной денежной  массе  рост спроса  приведет  к  увеличению  процентной  ставки.  По  мере ее  роста  будут сокращаться  избыточные  резервы  и  увеличиваться  денежный  мультипликатор,  что  даст  прирост предложения денег. Таким  образом,  фиксация  процентной  ставки  (кейнсианская  модель)  может  привести  к инфляции, а зафиксировать предложение денег ЦБ не может, так как не контролирует его полностью.

Поэтому он проводит эластичную кредитно-денежную политику, которая заключается в определенном расширении  денежной  массы при контроле  темпов  ее роста и корректировки по  мере  надобности процентной ставки на краткосрочных временных интервалах.

Политика  «дорогих»  и  «дешевых»  денег.  В  условиях  инфляции  проводиться  политика «дорогих»  денег»  (политика  кредитной рестрикции).  Она  направлена  на  сокращение  предложения денег путем ужесточения  условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков: продает  ценные  бумаги,  на  открытом  рынке,  увеличивает  норму обязательных  резервов; повышает процентную  ставку.  Если  эти  меры  оказываются  недостаточно  эффективными,  вводятся административные  ограничения:  понижают  потолок  выдаваемых кредитов,  лимитируют  депозиты, сокращают объем потребительского кредита. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводиться политика «дешевых  денег».  Она  заключается  в  расширении  объемов  кредитования,  ослаблении  контроля  за приростом денежной  массы,  увеличении  предложения денег.[12]

Если валовому продукту на уровне Y* (потенциальный объём производства) сопутствует безработица и недоиспользование производственных мощностей, то центральный банк прибегает к политике дешевых денег (кредит дешевый и легкодоступный). Рост денежного предложения приведет к снижению процентной ставки, вызывая рост инвестиций и валового продукта. Если равновесному уровню валового продукта (Y*) соответствует инфляция спроса, то центральный банк прибегает к политике дорогих денег, которая понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Сокращение предложения денег повысит процентные ставки, в результате чего сократятся инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию спроса.

Способность изменений в  предложения денег влиять на деловую  активность реализуется через передаточный механизм денежно-кредитной политики. Начальным звеном этого механизма  является изменение предложения  денег, промежуточным звеном - изменения  в рыночных инструментах, а конечной - изменения в совокупном спросе и ВВП. Между соответствующими рыночными  инструментами и совокупным спросом  есть каналы, которые реализуют способность  предложения денег влиять на деловую  активность.

Способность изменений в предложения  денег влиять на деловую активность реализуется через передаточный механизм денежно-кредитной политики. Передаточный механизм денежно-кредитной политики - это цепь экономических переменных, благодаря которым центральный банк, меняя предложение денег, целенаправленно влияет на деловую активность.

Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев  зависит эффективность политики в целом.

Можно выделить 4 звена передаточного  механизма кредитно-денежной политики:

  • изменение величины реального предложения денег (М) в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики;
  • изменение ставки процента на денежном рынке;
  • реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;
  • изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

 

 Рис. 1.8

Однако реакция денежного рынка  зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента (пологая LD), то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки.(рис. 1.9, рис. 1.10)

                    Рис.1.9                          Рис.1.10

Очевидно, что нарушения в любом  звене передаточного механизма  могут привести к снижению или  даже отсутствию каких-либо результатов  денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Кредитно-денежная политика имеет значительный внешний лаг2 так как влияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания ставки процента с изменением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если Центральный Банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа Центральным Банком иностранной валюты на валютном рынке) в целях под-

держания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике (например, при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается, так как Центральный Банк расплачивается за нее своими обязательствами).

Между фискальной и монетарной политикой  существует тесная взаимосвязь.

Например, меры и инструменты фискальной политики, направленные на увеличение объемов производства, должны сопровождаться сбалансированным увеличением денег в обращении. Это является необходимым условием оптимального увеличения покупательной способности национальной экономики. С увеличением государственных закупок увеличивается спрос на товарном рынке и на денежном рынке. При условии, если центральный банк не осуществляет сбалансированного роста номинальной денежной массы, то могут вырасти цены и процентная ставка. Это повлечет за собой уменьшение спроса на потребительские и инвестиционные товары, что сведет эффективность фискальной политики до нуля.

Существование тесной взаимосвязи  между фискальной и монетарной политикой означает, что их автономное применение уменьшает эффективность стабилизационной политики. Именно поэтому для обеспечения высокой эффективности стабилизационной политики меры фискальной и монетарной политик должны согласовываться между собой. Так, если целью стабилизационной политики является обуздание и контроль за уровнем инфляции, то нужно применять не только меры контроля за денежной массой, но и средства минимизации бюджетного дефицита.

Аналогично при условии, когда  денежная политика является стимулирующим, а фискальная - ограничительной, то эффективность стабилизационной политики может иметь или достаточно незначительные положительные результаты, или же негативный эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Эффективность денежно-кредитной  политики в Республике                Беларусь.

      1. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической  политики.

Правовой основой денежно-кредитной  политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального  банка и Правительства Республики Беларусь.

Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной  сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства  и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий  и механизмов регулирования и  контроля.[16]

Большинство экономистов рассматривают  денежно-кредитную политику в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:

  • гибкость и быстрота. Денежно-кредитная политика может быстро меняться. Центральный банк ежедневно принимает решения об операциях на открытом рынке и других инструментах и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки;
  • независимость от политического давления. Данное положение позволяет центральному банку легче, чем правительству принимать непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики в долгосрочном периоде.

Однако денежно-кредитная  политика имеет определенные недостатки, поэтому ее применение в реальной действительности сталкивается с рядом  сложностей. К этим недостаткам относятся  следующие:

  • циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Но проведение политики дешевых денег сталкивается с проблемой, когда обеспечение банков необходимыми резервами, не будет автоматически гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег возрастет. Если коммерческие банки не желают предоставлять кредит, усилия центрального банка по проведению политики дешевых денег окажутся малоэффективными. Кроме того, население может решить не брать избыточные резервы в ссуду и тем самым также свести на нет усилия центрального банка. Это явление получило название циклической асимметрии
  • изменение скорости обращения денег. Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя изменения предложения денег. Когда принимаются меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег весьма вероятно упадет. Это объясняется воздействием на скорость обращения денег изменениями в спросе на деньги со стороны активов. Так, политика дешевых денег, например, приведет к снижению процентной ставки (рис.2.1).
  • влияние на инвестиции. Существуют сомнения относительно сильного влияния денежно-кредитной политики на инвестиции (рис. 2.2, 2.3, 2.4).

 


 

 

 

 


 


 

 

 

    

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь является неотъемлемой частью экономической политики государства, осуществляется Национальным Банком Республики Беларусь (НБ РБ), который с 1992 г. проводит независимую политику денежного и валютного регулирования и контроля на территории страны. Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам. Достижение и поддержание устойчивости белорусского рубля является основным вкладом денежно-кредитной политики в создание условий для стабильного развития национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности её реализации в Республике Беларусь