Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 20:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является более подробно изучить денежно-кредитную (монетарную) политику, как одну из важнейших составных частей экономической политики государства. Центральный банк, воздействуя на объем и структуру денежного предложения, может тем самым влиять на деловую активность, что находит отражение в основных макроэкономических показателях.
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение. 5
1.1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения 5
1.2 Виды денежно-кредитной политики и их применение. Передаточный механизм денежно-кредитной политики, её связь с бюджетно-налоговой политикой 12
ГЛАВА 2. Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 15
2.1 Особенности денежно-кредитной политики
в Республике Беларусь……………………………………………………………………………… 15
2.2 Состояние и перспективы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. Эффективность монетарной политики 17
Заключение……………………..……………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………………..………………………………..35
2.2 Состояние и перспективы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. Эффективность монетарной политики
Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов. Во-первых, Беларуси одной из немногих стран, входивших в состав СССР, удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 году, оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику республики, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги. Во-вторых, в последние годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации.
Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992 году были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 году Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования. Выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь является основной задачей Национального Банка Республики Беларусь (Центральный Банк). Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный Банк представляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики на очередной год. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать денежно-кредитную политику РБ, рассмотрим эволюцию денежно-кредитной политики Беларуси за последнее десятилетие.
Первый этап. Период 1992 - 1995 годов. Рублевая денежная масса за этот период возросла почти на 17,3 процента в среднем за месяц. Потребительские цены возросли за этот период почти в 25 000 раз (или на 23,5 процента в среднем за месяц), официальный курс доллара - в 68 900 раз (на 21,6 процента ежемесячно). В то же время ВВП и реальные доходы населения снизились соответственно на 33 и 38 процента. В 1995 году предпринималась попытка финансовой стабилизации в Республике Беларусь.
Второй этап. Политику, проводимую в 1996-1999 годах, можно назвать умеренно мягкой. Она принесла определенные положительные результаты: темпы денежной эмиссии по сравнению с периодом 1992 - 1995 годов. снизились более чем в 2,5 раза, темпы инфляции и девальвации - в 3,8 и 3,5 раза. Большое внимание в 1999 году уделялось повышению качества кредитных портфелей банков. В результате проделанной работы удельный вес безнадежных к погашению кредитов снизился с 9,3 до 7,5процентов.
Третий этап. Начиная с 2000 года, Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. В эти годы ее приоритетными задачами были:
Уже в 2000 году были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало более устойчивой национальную валюту. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 году упал до 27,5 процентов. В 2001-2004 годах Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась. Начиная с 2004 года контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 году была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 процента. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17-21 процента.
Четвертый этап. В 2008 году мировая экономика столкнулась с одним из самых серьезных экономических и финансовых кризисов со времен Великой депрессии 1930-х годов, возникновение которого было обусловлено, по оценкам экспертов, нарастанием нестабильности и структурных диспропорций в мировой экономике и финансовой сфере.
Финансовый кризис, начавшийся с возникновения проблем на ипотечных рынках США в 2006 году, получил дальнейшее развитие и приобрел общемировой характер, оказав негативное влияние на финансовые системы практически всех промышленно развитых и большинства развивающихся стран мира. К концу 2008 года мировая экономика столкнулась с полномасштабным экономическим кризисом, проявлениями которого служат замедление темпов роста на фоне нарастания инфляции, увеличения безработицы, ухудшения финансового состояния предприятий реального и финансового сектора, домашних хозяйств. Мировой валовой внутренний продукт, рассчитанный по методологии доклада о мировом экономическом развитии МВФ, вырос в 2008 году на 3,4 процента по сравнению с 5,2 процента роста в 2007 году, в том числе по группе промышленно-развитых стран - на 1 процент, развивающихся стран - на 6,3 процента.
Основными итогами денежно-кредитной
политики Республики Беларусь в 2008 году
явились обеспечение
Денежно-кредитная политика в 2012 году была направлена на замедление инфляционных процессов и формирование условий для сбалансированного развития экономики Республики Беларусь (см.табл. 2.5). Снижение инфляции являлось первоочередной задачей денежно-кредитной политики в 2012 году, на решение которой были ориентированы все инструменты денежно-кредитной политики. Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства в 2012 году было определено снижение инфляции до 19-22 процентов.
Основными итогами, характеризующими денежно-кредитную сферу в первом полугодии 2012 года являются:
Уровень потребительских цен за шесть месяцев 2012 году увеличился на 10,5процентов. Это соответствует инфляции 22 процента в годовом выражении.
Таблица 2.5 Изменение показателей монетарной политики 2012-2013 год
Цель денежно-кредитной политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжают реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны. С учетом погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте, привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (4,5 млрд. долларов США на чистой основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год возрастут на 0,3 – 0,7 млрд.долларов США.
Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков. С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13 – 15 процентов годовых.
В мае 2013 года наблюдались следующие основные тенденции, характеризующие состояние денежно-кредитной сферы:
Рис. 2.6 Динамика объемов покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Рис. 2.7 Динамика объемов покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Итогом реализации денежно-кредитной
политики в 2013 году станет замедление
инфляционных процессов, создание условий
для устойчивого и
Рис. 2.8 Инфляция(месячная динамика)
Наиболее значимые меры, которые были направлены на исправление сложившихся макроэкономических дисбалансов и на создание условий для стабильного, сбалансированного экономического роста:
В ближайшие годы денежно-кредитная политика должна сохранить стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Общие усилия Национального Банка и Правительства должны быть направлены на устойчивое замедление инфляции.[9]
Для ограничения инфляционных процессов Правительством реализуется комплекс мер, направленных на:
Национальным банком, со своей стороны, предпринимаются меры по поддержанию сбалансированности валютного рынка и ограничению давления на цены со стороны спроса. При этом обеспечение стабильности, наряду с кредитной поддержкой банками предприятий и населения в обоснованных объемах, является главным вкладом денежно-кредитной политики и банковской системы в экономическое развитие страны.
В истёкшем периоде 2013 года денежно-кредитная политика проводилась с учетом влияния внешних и внутренних факторов на развитие экономики. Замедление инфляционных процессов на фоне устойчивой ситуации на внутреннем валютном и депозитном рынках позволило Национальному банку осуществить снижение ставки рефинансирования. С начала года ставка была снижена на 3 процентных пункта и с 17 апреля она составляет 27 процентов годовых. Снижались ставки по инструментам регулирования ликвидности.
Это определило динамику ставок межбанковского и депозитно-кредитного рынков (рис. 2.9). Ставка рынка межбанковских кредитов снизилась с 27,6 процентов годовых в декабре 2012 года до 18,5 процентов годовых в марте 2013 года. Средняя ставка по новым срочным депозитам в рублях в марте 2013 года составила 28,9 процентов годовых (снизившись с начала года на 4,6 процентного пункта), в том числе по депозитам физических лиц—37,2 процента годовых (снизившись на 5,2 процентного пункта). Средняя ставка по новым кредитам в белорусских рублях в марте 2012 года находилась на уровне 35,4 процентов годовых (снизившись с начала года 4 процентных пункта).
Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности её реализации в Республике Беларусь