Денежно-кредитная политика и особенности её реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является более подробно изучить денежно-кредитную (монетарную) политику, как одну из важнейших составных частей экономической политики государства. Центральный банк, воздействуя на объем и структуру денежного предложения, может тем самым влиять на деловую активность, что находит отражение в основных макроэкономических показателях.

Содержание

Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение. 5
1.1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения 5
1.2 Виды денежно-кредитной политики и их применение. Передаточный механизм денежно-кредитной политики, её связь с бюджетно-налоговой политикой 12
ГЛАВА 2. Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 15
2.1 Особенности денежно-кредитной политики
в Республике Беларусь……………………………………………………………………………… 15
2.2 Состояние и перспективы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. Эффективность монетарной политики 17
Заключение……………………..……………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………………..………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Монетарная политика2.docx

— 425.70 Кб (Скачать файл)

2.2 Состояние и перспективы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. Эффективность монетарной политики

Сегодня можно говорить о  том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов. Во-первых, Беларуси одной из немногих стран, входивших в состав СССР, удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 году, оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику республики, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги. Во-вторых, в последние годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации.

Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992 году были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 году Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования. Выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь является основной задачей Национального Банка Республики Беларусь (Центральный Банк). Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный Банк представляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики на очередной год. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать денежно-кредитную политику РБ, рассмотрим эволюцию денежно-кредитной политики Беларуси за последнее десятилетие.

Первый этап. Период 1992 - 1995 годов. Рублевая денежная масса за этот период возросла почти на 17,3 процента в среднем за месяц. Потребительские цены возросли за этот период почти в 25 000 раз (или на 23,5 процента в среднем за месяц), официальный курс доллара - в 68 900 раз (на 21,6 процента ежемесячно). В то же время ВВП и реальные доходы населения снизились соответственно на 33 и 38 процента. В 1995 году предпринималась попытка финансовой стабилизации в Республике Беларусь.

Второй этап. Политику, проводимую в 1996-1999 годах, можно назвать умеренно мягкой. Она принесла определенные положительные результаты: темпы денежной эмиссии по сравнению с периодом 1992 - 1995 годов. снизились более чем в 2,5 раза, темпы инфляции и девальвации - в 3,8 и 3,5 раза. Большое внимание в 1999 году уделялось повышению качества кредитных портфелей банков. В результате проделанной работы удельный вес безнадежных к погашению кредитов снизился с 9,3 до 7,5процентов.

Третий этап. Начиная с 2000 года, Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. В эти годы ее приоритетными задачами были:

    • снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
    • развитие и укрепление банковской системы;
    • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны.

Уже в 2000 году были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало более устойчивой национальную валюту. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 году  упал до 27,5 процентов. В 2001-2004 годах Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась. Начиная с 2004 года контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 году была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался   официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 процента. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17-21 процента.

Четвертый этап. В 2008 году мировая  экономика столкнулась с одним  из самых серьезных экономических  и финансовых кризисов со времен Великой  депрессии 1930-х годов, возникновение которого было обусловлено, по оценкам экспертов, нарастанием нестабильности и структурных диспропорций в мировой экономике и финансовой сфере.

Финансовый кризис, начавшийся с возникновения проблем на ипотечных  рынках США в 2006 году, получил дальнейшее развитие и приобрел общемировой  характер, оказав негативное влияние  на финансовые системы практически  всех промышленно развитых и большинства  развивающихся стран мира. К концу 2008 года мировая экономика столкнулась с полномасштабным экономическим кризисом, проявлениями которого служат замедление темпов роста на фоне нарастания инфляции, увеличения безработицы, ухудшения финансового состояния предприятий реального и финансового сектора, домашних хозяйств. Мировой валовой внутренний продукт, рассчитанный по методологии доклада о мировом экономическом развитии МВФ, вырос в 2008 году на 3,4 процента по сравнению с 5,2 процента роста в 2007 году, в том числе по группе промышленно-развитых стран - на 1 процент, развивающихся стран - на 6,3 процента.

Основными итогами денежно-кредитной  политики Республики Беларусь в 2008 году явились обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению  к доллару США; развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной  базы, нормативного капитала, рентабельности банков; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

        Денежно-кредитная политика в 2012 году была направлена на замедление инфляционных процессов и формирование условий для сбалансированного развития экономики Республики Беларусь (см.табл. 2.5). Снижение  инфляции  являлось  первоочередной  задачей денежно-кредитной политики  в 2012 году,  на  решение которой были ориентированы все инструменты денежно-кредитной политики. Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства в 2012 году было определено снижение инфляции до 19-22 процентов.

Основными итогами, характеризующими денежно-кредитную сферу в первом полугодии 2012 года являются:

    1. замедление инфляционных процессов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;
    2. улучшение внешнеторгового сальдо и достижение его положительного уровня;
    3. рост золотовалютных резервов государства;
    4. снижение ставки рефинансирования и ставок по инструментам Национального банка;
    5. значительный рост срочных рублевых депозитов населения в банках;

Уровень потребительских  цен за шесть месяцев 2012 году увеличился на 10,5процентов. Это соответствует инфляции 22 процента в годовом выражении.

                   Таблица 2.5 Изменение показателей монетарной политики 2012-2013 год

Цель денежно-кредитной  политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Наряду  с  достижением  цели  денежно-кредитной  политики Национальный  банк  и  Правительство  Республики  Беларусь  продолжают реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны. С учетом погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних обязательств  в  иностранной  валюте,  привлечения  прямых  иностранных инвестиций  в  экономику  страны (4,5 млрд.  долларов  США  на  чистой основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год  возрастут на 0,3 – 0,7 млрд.долларов США.

Инструменты денежно-кредитной  политики в 2013 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является  поддержание  положительного  уровня (в  реальном  выражении) процентных  ставок  в  экономике  как  важного  условия  для  обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков. С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13 – 15 процентов годовых.

В мае 2013 года наблюдались следующие основные тенденции, характеризующие состояние денежно-кредитной сферы:

    1. замедление инфляционных процессов при некотором увеличении долгосрочных инфляционных ожиданий;
    2. формирование положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами по итогам января-апреля 2013 года;
    3. соответствие спроса и предложения на внутреннем валютном рынке;
    4. сохранение избыточной ликвидности в банковской системе;
    5. рост рублевых депозитов населения;
    6. замедление объемов роста кредитов банков в иностранной валюте при увеличении темпов роста рублевого кредитования.[14]

Рис. 2.6 Динамика объемов покупки и продажи иностранной валюты  на внутреннем валютном рынке.

Рис. 2.7 Динамика объемов покупки и продажи иностранной валюты  на внутреннем валютном рынке.

Итогом реализации денежно-кредитной  политики в 2013 году станет замедление инфляционных процессов, создание условий  для устойчивого и сбалансированного  развития экономики страны. Прирост потребительских цен за первый квартал 2013 года составил 5,4процента, что выше прогнозной ценовой траектории(рис. 2.8)

Рис. 2.8 Инфляция(месячная динамика)

Наиболее значимые меры, которые были направлены  на исправление  сложившихся макроэкономических дисбалансов и на создание условий для стабильного, сбалансированного экономического роста:

    • отказ от эмиссионного кредитования государственных программ;
    • поддержание положительного уровня реальных процентных ставок;
    • использование гибкого механизма курсообразования.

В ближайшие годы денежно-кредитная политика должна сохранить стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Общие усилия Национального Банка и Правительства должны быть направлены на устойчивое замедление инфляции.[9]

Для ограничения инфляционных процессов Правительством реализуется  комплекс мер, направленных на:

    • усиление контроля за регулируемыми ценами и тарифами;
    • развитие конкурентной среды;
    • ограничение инфляции издержек.

Национальным банком, со своей стороны, предпринимаются меры по поддержанию сбалансированности валютного рынка и ограничению давления на цены со стороны спроса. При этом обеспечение стабильности, наряду с кредитной поддержкой банками   предприятий и населения в обоснованных объемах, является главным вкладом денежно-кредитной политики и банковской системы в экономическое развитие страны.

В истёкшем периоде 2013 года денежно-кредитная политика проводилась с учетом влияния внешних и внутренних факторов на развитие экономики. Замедление инфляционных процессов на фоне устойчивой ситуации на внутреннем валютном и депозитном рынках позволило Национальному банку осуществить снижение ставки рефинансирования. С начала года ставка была снижена на 3 процентных пункта и с 17 апреля она составляет 27 процентов годовых. Снижались ставки по инструментам регулирования ликвидности.

Это определило динамику ставок межбанковского и депозитно-кредитного рынков (рис. 2.9). Ставка рынка межбанковских кредитов снизилась с 27,6 процентов годовых в декабре 2012 года до 18,5 процентов годовых в марте 2013 года. Средняя ставка по новым срочным депозитам в рублях в марте 2013 года составила 28,9 процентов годовых (снизившись с начала года на 4,6 процентного пункта), в том числе по депозитам физических лиц—37,2 процента годовых (снизившись на 5,2 процентного пункта). Средняя ставка по новым кредитам в белорусских рублях в марте 2012 года находилась на уровне 35,4 процентов годовых (снизившись с начала года 4 процентных пункта).

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности её реализации в Республике Беларусь