Денежно-кредитная политика и особенности её реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является более подробно изучить денежно-кредитную (монетарную) политику, как одну из важнейших составных частей экономической политики государства. Центральный банк, воздействуя на объем и структуру денежного предложения, может тем самым влиять на деловую активность, что находит отражение в основных макроэкономических показателях.

Содержание

Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение. 5
1.1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения 5
1.2 Виды денежно-кредитной политики и их применение. Передаточный механизм денежно-кредитной политики, её связь с бюджетно-налоговой политикой 12
ГЛАВА 2. Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 15
2.1 Особенности денежно-кредитной политики
в Республике Беларусь……………………………………………………………………………… 15
2.2 Состояние и перспективы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. Эффективность монетарной политики 17
Заключение……………………..……………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………………..………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Монетарная политика2.docx

— 425.70 Кб (Скачать файл)

Рис. 2.9 Эмисионная и процентная политика

В целом в январе—марте 2013 года отмечалась стабильная работа денежно-кредитной сферы. Банковская система оказывала необходимую финансовую поддержку экономике. Обеспечивался приток неэмиссионных ресурсов и улучшение состояния ликвидности банков3. В то же время сохраняются проблемные вопросы, связанные, прежде всего, с высокими объемами валютного кредитования, не всегда обеспеченными поступлениями валютной выручки у предприятий-заемщиков, и недостаточно устойчивой структурой срочных рублевых вкладов населения. В связи с этим необходимо усилить работу банков с клиентами при выдаче валютных кредитов. Кредитная политика должна выстраиваться исходя из безусловного соблюдения принципов безопасного функционирования. При выдаче кредитов в иностранной валюте необходимо усилить контроль за соблюдением предприятиями требований по валютной окупаемости, экспортной ориентированности инвестиционных проектов, обеспечению импортозамещения4.

В настоящее время проблема эффективной денежно-кредитной политики приобрела особую актуальность, поскольку стало понятно, что от ее решения зависит будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики. В своей основе данная проблема предполагает нахождения оптимального баланса рычагов внутренней и внешней экономической политики, которые обеспечивали бы для государства благоприятные условия с точки зрения достижения положительных параметров экономического роста при стабильности цен и платежного баланса. Эффективность денежно-кредитной политики является предметом больших споров, поскольку она наряду с положительными сторонами имеет и недостатки. В целях достижения не только внешнего (равновесие торгового либо платежного баланса), но и внутреннего равновесия (когда поддерживается полная занятость, а также равновесие между совокупным спросом и предложением), необходимо применять смешанную фискально-денежную политику, чтобы не решать одних проблем за счет других. Хотя распространенным среди современных экономистов является мнение о том, что денежно-кредитная политика является эффективным средством для устранения внешнего равновесия, а фискальная – при решении проблем внутреннего дисбаланса.

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора методов (инструментов) денежно-кредитного регулирования.

Методы регулирования  денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:

-  в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

-  по срокам воздействия – кратко- и долгосрочные;

- по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

-  по форме воздействия – прямы и косвенные;

-  по числу объектов – общие и селективные.

В целях достижения не только внешнего (равновесие торгового либо платежного баланса), но и внутреннего  равновесия (когда поддерживается полная занятость, а также равновесие между  совокупным спросом и предложением) необходимо применять смешанную  фискально-денежную политику, чтобы  не решать одних проблем за счет других. Хотя распространенным среди  современных экономистов является мнение о том, что денежно-кредитная  политика является эффективным средством  для устранения внешнего равновесия, а фискальная – при решении  проблем внутреннего дисбаланса. Для графической интерпретации  данных вопросов целесообразно использовать модель IS-LM-FE(рис. 2.10), показывающую достижение равновесия на товарном, денежном рынках и платежного баланса. Эта модель строится для разных режимов валютных курсов – фиксированного и плавающего, а также для разной степени мобильности капитала. Малая открытая экономика может анализироваться с помощью модели Манделла-Флеминга5.

Рис. 2.10 Равновесие на товарном, денежном рыках и

                                                             платёжного баланса.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь является неотъемлемой частью экономической политики государства, осуществляется Национальным Банком Республики Беларусь, который с 1992 года проводит независимую политику денежного и валютного регулирования и контроля на территории страны. Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам. Достижение и поддержание устойчивости белорусского рубля является основным вкладом денежно-кредитной политики в создание условий для стабильного развития национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Главной задачей, которую  предстоит решить в 2014 году, станет достижение экономического роста при  одновременном обеспечении сбалансированности экономики. Основными целями при  этом являются повышение производительности труда, выручки на одного занятого и  заработной платы на основе ускорения  технологического обновления, модернизации производства и организационно-экономических механизмов и институтов. Денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Работа над проектом бюджета на 2014 год осуществляется с учетом оценки исполнения бюджета в нынешнем году, прогноза макроэкономических показателей развития на 2014 год.

Согласно проекту Основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2014 год, золотовалютные резервы  Беларуси вырастут на 200-500 млн долларов, ставка рефинансирования может составить в среднем за год 15-17 процентов против нынешних 23,5процентов. Инфляция, согласно прогнозу, должна снизиться до 11процентов.

Как ожидается, денежно-кредитная  политика в ближайшие годы будет  ориентирована на поддержание ценовой  стабильности, а замедление инфляции должно стать основой устойчивого  и сбалансированного развития экономики страны. На достижение этой цели будут направлены все инструменты монетарной политики, главным из которых будет выступать ставка рефинансирования. Другой важной задачей в 2014 году будет поддержание золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность, с учетом погашения внешних и внутренних обязательств на сумму свыше 3 млрд долларов.

Для достижения этих целей  Национальный банк планирует в 2014 году сохранить существующие принципы денежно-кредитной  политики, включая гибкий механизм курсообразования. При этом предусматривается уменьшение присутствия Национального банка на валютном рынке, за исключением случаев, когда это необходимо. Тем не менее, изменение курса должно соответствовать изменению инфляции. приоритетом процентной политики будет поддержание положительного уровня в реальном выражении процентных ставок в экономике для обеспечения ценовой стабильности и доверия населения к национальной валюте. Динамика же ставки рефинансирования в течение 2014 года будет во многом зависеть от вытекающих макроэкономических процессов, и ее значение будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения цели по инфляции.

Представляется,   что   дальнейшему   повышению  эффективности  экономической  и денежно-кредитной политики будут содействовать: расширение  учета  внешнеэкономических  факторов  на  основе  анализа и прогноза мировых рынков; формирование  механизма  регулярного  и  комплексного  анализа  положения  РБ  в системе рейтингов наиболее представительных международных организаций. При   этом  в  процедуру  разработки  всех  социально-экономических  программ  и прогнозов  необходимо  дополнительно  включить оценку улучшения положения страны по международным критериям [14, с. 84].

Эффективность  денежно-кредитной  политики,  в конечном счете, определяется тем, насколько  удается  обеспечить  баланс  и  учет  всех  стоящих  перед ней задач, решение   которых   требует   применения  различных,  порой  «разнонаправленных» мероприятий. Нельзя  не  отметить  тот  факт,  что  в данный момент экономика Беларуси, как мировая  экономика находится в состоянии кризиса, который изначально проявился в США  в  виде  кризиса ипотечного рынка, а затем набрал силу и распространился на всю  мировую  экономику.  От финансового кризиса не осталась в стороне и Россия, которая,  в  отличие  от  Беларуси,  достаточно  встроена  в  мировую финансовую систему.  Наш  рынок  ценных  бумаг  весьма  молод,  развивается  неспешно и представлен в основном  государственными ценными бумагами, эмитируемыми Министерством финансов и   ценными   бумагами   Национального  банка.  Это  соответственно  государственные  краткосрочные  и  долгосрочные  облигации, краткосрочные облигации.

Ниже представлены статистические данные основных инструментов денежно - кредитной политики.

 Нормы обязательных  резервов, её статистические данные представлены в таблице 2.11. Для поддержания текущей ликвидности банков, а также создания более благоприятных условий для привлечения рублевых средств населения как важного источника кредитования экономики в 2009 году снижен норматив резервных требований для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях - с 1,5 до 0 процентов; от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях - с 7 до 6 процентов; от привлеченных средств в иностранной валюте - с 7 до 6 процентов. С 1 декабря 2009 г. вследствие замедления инфляционных процессов, стабилизации ситуации на депозитном рынке и в целях повышения доступности кредитов Национальный банк установил ставку рефинансирования на уровне 13,5 процента годовых. В реальном выражении за отчетный год ставка рефинансирования сложилась на положительном уровне 4,2 процента годовых. Что же касается операций на открытом рынке, то главная роль в регулировании текущей ликвидности банков сохранилась за аукционными операциями. Их удельный вес (по остатку задолженности) в общем объеме операций поддержки ликвидности в 2009 году составил 55,3 процента. На период с 1992 года мы наблюдаем падение значений показателей по привлечённым средствам в национальной валюте по вкладам до востребования на 5 процентов, в августе 1995 года это показатель снижается до 12 процентов. В июле1997 года вклады до востребования поднимаются до 15 процентов, а в сентябре этого же года резкий скачок до 21 процента. В 2000 году этот показатель снова снижается до 16 процентов. По привлечённым средствам в иностранной валюте в 2002 году составил 12 процентов, 2005 год - 10,  2008 год 7 процентов, 2 2011 год – 9 и на август 2013 года показатель составил  14,0 процента.                                               

                                              

                              Таблица 2.11 Норма обязательных резервов(%)

                                                                        

                                                                     

  Продолжение таблицы 2.11

                                                         Продолжение таблицы 2.11

Ставка рефинансирования и её статистические данные представлены в таблице 2.12

Пики размера  ставки рефинансирования Национального  Банка РБ отмечались после распада  Советского Союза, когда данный показатель с 1991-го по 1993-й год вырос с 12-ти до 210-ти процентов. Самый высокий  показатель был в конце 1994-го года и составлял 480процентов годовых. Очередной пик был отмечен в феврале 2000-го года, когда размер ставки рефинансирования составлял 175процентов. Следующие пять лет она неуклонно снижалась, достигнув своего минимума в декабре 2006-го года. Тогда этот показатель составил всего 10 процентов годовых. В 2013 году данный показатель поднимается до 23,5 процентов, что на 6,5 процентов меньше по сравнению с 2012 годом. К концу 2011 года этот показатель составил 45 процентов. Здесь мы наблюдаем падение ставки рефинансирования по отношению к 2013 году.                                             

                             Таблица 2.12 Ставка рефинансирования

                                                  

 

 

Операции на открытом рынке (см.табл. 2.13)

Собственная денежная единица  была введена в РБ в 1992 г. В течение 1992 – начала 1993 несколько валютных курсов со значительным уровнем их государственного регулирования. С августа 1993 переход к единому валютному курсу, который устанавливается на основе торгов на международной банковской валютной бирже. До 1995 режим плавающего валютного курса. Апрель – декабрь 1995 – курс стабильный (11500), при этом НБ за этот период скупил 232 млн. долл. В конце 1995 значительно снизились процентные ставки по рублевым депозитам и кредитам, что привело к росту спроса валюты. С целью недопущения истощения валютных резервов начинается административный отбор заявок на покупку валюты на бирже. С начала 1996 вновь ситуация множественности валютных курсов. В конце 1990-х гг. ряд валютных курсов: официальный курс установился на основе торгов на биржевой сессии. Однако спрос полностью регулировался административным путем.

                                                                  Таблица 2.13 Операции на открытом рынке

                                Продолжение таблицы 2.13

В  заключение  можно  отметить, что приступив к реализации намеченного комплекса мероприятий  денежно-кредитной  и валютной политики, Национальному банку удалось добиться   определенного   прогресса.   Динамика   денежно-кредитных   агрегатов выдерживается  в  пределах  запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно   стабильны,  проводятся  необходимые  мероприятия  по  наращиванию золотовалютных  резервов,  платежная  система  функционирует нормально. Конечно, еще  рано  делать  какие-то  окончательные  выводы  об  эффективности проводимой политики,  тем  более  что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также  как  и  большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд  ли  могут  быть  решены  в  течение  нескольких  лет.  Но однозначно можно сказать,  что  сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие  и  серьезность  задач,  стоящих  перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической  политикой,  требуют  комплексности  и  системности  при определении  конкретных  мер  экономической политики, придания им стратегической направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную  политику, государство определяет не только цели такой политики, но и  устанавливает орган, ответственный  за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности её реализации в Республике Беларусь