Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение уровня инфляции и разработки принципов антиинфляционного регулирования на современном этапе Казахстана.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определение сущности инфляции;
выявление причинно-следственных связей факторов, обуславливающих возникновение и развитие инфляции;
определение роли государства в регулировании инфляции;
изучить причины повышения средних издержек производства;
анализ особенностей инфляционного механизма в Казахстане;
определение целей экономической политики для эффективного саморегулирования инфляции;
Введение
1 Сущность инфляции и ее измерение
1.1 Понятие инфляции, ее виды и измерение
1.2 Причины повышения средних издержек производства
1.3 Опыт зарубежных стран по регулированию уровня инфляции
2 Анализ причин и уровня инфляции Республики Казахстан
2.1 Причины и уровень инфляции в Республике Казахстан за период с 2008 по 2011 года
2.2 Денежно-кредитное регулирование инфляционных процессов
3 Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора
Заключение
Список использованной литературы
В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:
Прочие виды инфляции:
Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:
1.2 Причины повышения средних издержек производства
В мировой экономической теории и практике известны два вида инфляции спроса и инфляция предложения.
Инфляция предложения (издержек) возникает вследствие роста цен из-за увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть – увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы [10, с.87].
Инфляция издержек (предложения) – это такая инфляция, при которой рост цен вызван уменьшением совокупного предложения либо ростом цен на факторы производства, ресурсы, в результате чего и растут издержки (затраты) выпускаемой продукции.
Инфляция издержек в известной мере самоограничена: спад производства сдерживает дополнительный рост издержек производства, так как при возрастающем уровне безработицы номинальная заработная плата постепенно снижается.
Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль «цены–заработная плата». В условиях инфляции спроса экономические агенты постепенно корректируют свое поведение: ставки номинальной заработной платы повышаются в новых трудовых соглашениях в соответствии с возросшими инфляционными ожиданиями. Повышение ставок номинальной заработной платы вызывает рост средних издержек производства, что является основой для развертывания инфляции издержек.
Причины повышения средних издержек производства:
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение средних издержек в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса. Два самых важных источника инфляции, обусловленной ростом издержек - это увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию.
Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими - либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции, значит произойдет сокращение предложения, что при неизменном спросе приведет к повышению цен. Увеличение стоимости сырья и энергоресурсов также приводит к увеличению издержек производства, сокращению предложения и, в конечном итоге, к росту цен.
На практике трудно различить два типа инфляции: спроса или предложения.
Например, военные расходы резко возросли и, следовательно, увеличились общие расходы, вызвав инфляцию спроса. Когда стимулы для повышения спроса действуют на рынке товаров и ресурсов, некоторые фирмы обнаруживают, что их расходы на зарплату и материальные ресурсы растут. В своих интересах они вынуждены поднять цены, так как увеличились издержки производства. Хотя в данном случае явно имеет место инфляция спроса, для многих предприятий она выглядит как инфляция предложения. Трудно выделить тип инфляции, не зная первичного источника, то есть подлинной причины роста цен и зарплаты.
Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. Инфляция предложения автоматически сама себя ограничивает, так как из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Иными словами, инфляция предложения порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.
1.3 Опыт зарубежных стран по регулированию уровня инфляции
Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования, способности банков достигать заявленные стратегические цели – снижение уровня инфляции, весьма значимым представляется исследование опыта антиинфляционного регулирования западных стран и применение наиболее успешных методов в отечественной практике. Необходимо отметить, что антиинфляционная политика всегда играла важную роль среди направлений макроэкономического регулирования. Но придаваемое этому направлению значение существенно изменялось на протяжении всей истории антиинфляционного регулирования.
Преодоление инфляции – как основная цель денежно-кредитного регулирования возникает только в период расцвета монетаризма. В период господства кейнсианского подхода в государственном регулировании основной целью регулирования, в том числе денежно-кредитного, – было достижение полной занятости, преодоление инфляции приоритетной задачей не являлось. Впервые необходимость борьбы с инфляцией остро проявилась после Второй Мировой Войны.
Разрушенная войной экономика характеризовалась дезорганизацией денежного обращения, недостатком товарного предложение, что вело к высоким темпам роста цен. В этот период борьба с инфляцией осуществлялась в рамках общеэкономического восстановления разрушенного хозяйства и, в первую очередь, денежного обращения.
Между тем уже в этот период в ряде западноевропейских стран возникли первые элементы политики доходов; наиболее яркими примерами могут служить Великобритания и Нидерланды.
Политика экономического роста, проводимая в западных странах в послевоенное время, основывалась на кейнсианской модели государственного регулирования. Одним из основных элементов кейнсианской модели выступал тезис об инфляции как побочном явлении расширения эффективного спроса, неизбежной платы за высокие темпы экономического роста, которые обеспечивались, во многом, за счет практики дефицитного финансирования.
Конъюнктурный характер инфляционного процесса того периода требовал и конъюнктурных мер антиинфляционной политики. В её задачу входила стабилизация цен в период «перегрева экономики», сохранение умеренной инфляции, не ведущей к нарушению экономического равновесия и возникновению острых хозяйственных диспропорций и социальных конфликтов. Основными направлениями борьбы с ростом цен были дефляционная политика и политика доходов.
Оба эти направления базировались на двух частях кейнсианской теории инфляции: первая – на концепции инфляции спроса, вторая – на концепции инфляции издержек. В принципе и дефляционная политика и политика доходов направлены на сокращение платежеспособного спроса, различен только используемый инструментарий.
Такой вид антиинфляционной политики сводился к ограничению цен на некоторые товарные группы и сдерживанию или замораживанию роста заработной платы, сокращению государственных расходов, повышению уровня налогообложения, а также к увеличению процентных ставок и сокращению кредита путем введения ограничений на отдельные виды кредитов, кассовые резервы банков.
Постепенно преодоление инфляции становится основной целью государственного регулирования в западных странах. Теоретической базой антиинфляционного регулирования становится монетаризм. Основными инструментами антиинфляционного регулирования, по мнению монетаристов, должны стать сокращение дефицита бюджета путем снижения государственных расходов и увеличения налогов, а также контроль над кредитами. Смещаются акценты и в приоритетных формах воздействия государства на экономику. На первый план выходит денежно-кредитное регулирование как основной рычаг управления инфляционными процессами.
Основными целями денежно-кредитного регулирования того периода становятся динамика валютного курса, стабильность процентных ставок, уровень определенных денежных агрегатов.
Как показал опыт, использование данных целей как конечных оказалось малоэффективным. Например, из всех стран, использующих монетарное таргетирование, то есть установление целевых темпов прироста денежной массы, только Германии удавалось достигать заявленные ориентиры. Установленных ориентиров роста денежной массы немецкому Бундесбанку удавалось достигать в основном за счет дифференциации размеров минимальных обязательных резервов на различные виды банковских депозитов (нормы обязательных резервов дифференцируются в зависимости от сроков обязательств и от валюты обязательств банка). А также Бундесбанком активно использовался кредитный контроль, включающий изменение стоимости кредита, предоставляемого коммерческим банкам, и норму переучета векселей.
Денежно-кредитная политика Великобритании с приходом в 1979 году администрации М. Тэтчер также исходя из монетаристских позиций. Основной целью была провозглашена борьба с инфляцией, а основными инструментами ограничительная денежно-кредитная политика, либерализация валютного регулирования, снижение государственных расходов, ликвидация дефицита бюджета и погашение государственного долга. В качестве основной меры сдерживания роста инфляции было провозглашено монетарное правило: поддерживать равенство темпов прироста денежной массы и потенциального роста национального дохода. При этом предлагалось ограничивать темпы прироста денежной массы в несколько этапов, постепенно сокращая устанавливаемые пределы прироста денежных агрегатов. Центральным элементом экономической программы выступала среднесрочная финансовая стратегия, отличительной чертой которой являлась явная антиинфляционная направленность. Планировалось добиться устойчивого уровня цен посредством денежно-кредитного таргетирования.
Финансовой политике отводилась подчиненная роль – она должна была способствовать достижению контрольных ориентиров прироста денежных агрегатов, посредством изменения уровня государственных расходов и прямого налогообложения.
Наиболее полно монетаристские принципы были реализованы в практике таргетирования денежной массы.
Неудачи монетарного таргетирования в большинстве стран заставляют национальные банки пересмотреть используемый монетарный режим. С начала 90-х годов начинается переход на использования инфляционного таргетирования как основополагающего монетарного режима денежно-кредитной политики. В 1990 году на данный режим переходит Новая Зеландия, в 1991 году – Канада, в 1992 году – Великобритания, в 1993 году – Финляндия, Швеция, Австралия, в 1994 года – Испания, в 1997 году – Израиль, Чехия, в 1999 году – страны Еврозоны. С конца 90-х гг. начинается переход развивающихся стран и стран с переходной экономикой к использованию режима целевой инфляции: Польша – 1998 од, Чили, Бразилия – 1999 год ЮАР, Таиланд – 2000 гож, Норвегия, Колумбия – 2001 год. Как показал опыт этих стран инфляционное таргетирование позволяет достичь значительных успехов в борьбе с инфляцией.
В результате снижения инфляции с двухзначных до однозначных цифр инфляционный ориентир приобрел статус цели денежно-кредитной политики. Антиинфляционная политика была разбита на два этапа: первый этап состоял в сокращении инфляции, второй – в удержании её на постоянном уровне. Официальный переход произошел только на втором этапе в 1999 году. Помимо инфляционного ориентира проводился мониторинг и таргетировалось несколько показателей:
– темп прироста ВВП, безработицы, а также реальной и номинальной заработной платы;
Информация о работе Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора