Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение уровня инфляции и разработки принципов антиинфляционного регулирования на современном этапе Казахстана.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
 определение сущности инфляции;
 выявление причинно-следственных связей факторов, обуславливающих возникновение и развитие инфляции;
 определение роли государства в регулировании инфляции;
 изучить причины повышения средних издержек производства;
 анализ особенностей инфляционного механизма в Казахстане;
 определение целей экономической политики для эффективного саморегулирования инфляции;

Содержание

Введение
1 Сущность инфляции и ее измерение
1.1 Понятие инфляции, ее виды и измерение
1.2 Причины повышения средних издержек производства
1.3 Опыт зарубежных стран по регулированию уровня инфляции
2 Анализ причин и уровня инфляции Республики Казахстан
2.1 Причины и уровень инфляции в Республике Казахстан за период с 2008 по 2011 года
2.2 Денежно-кредитное регулирование инфляционных процессов
3 Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция. Средние издержки производства.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

 

Во втором квартале 2011 года по сравнению с соответствующим кварталом 2010 года при возведении жилых домов удорожание отмечено на работы по подготовке участка к строительству – на 5,3%, электротехнические, слесарные и строительно-монтажные прочие – на 4%, отделочные работы завершающего цикла – на 2,4%, строительные специализированные прочие – на 1,3%.

Цены оптовых  продаж в октябре 2011 года по сравнению с сентябрем снизилсиь на 2,7%, на продукцию промежуточного потребления – на 5,2%, потребительские товары – на 0,2%, на средства производства – повысились на 0,3% (рисунок 6).

  

                Рисунок 6 - Изменение цен оптовых продаж

 

Приоритетным аспектом решения  проблемы инфляции является совершенствование  антимонопольной политики на основе рационального пересмотра ряда положений  антимонопольного законодательства.

 

2.2 Денежно-кредитное регулирование инфляционных процессов

 

В соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2011 год основной целью Национального Банка было определено удержание инфляции в пределах 6-8%.

При этом формирование инфляционных процессов в 2011 году будет  происходить на фоне несбалансированности совокупного спроса и предложения. Ожидается некоторое усиление инфляционного давления ввиду планируемого в июле 2011 года повышения заработных плат, пособий и иных социальных выплат из бюджета. Кроме того, в 2011 году ситуация на мировых товарных рынках, по всей видимости, останется нестабильной, что окажет некоторое повышательное давление на инфляцию внутри Казахстана.

Денежно-кредитная  политика будет адекватна складывающимся макроэкономическим условиям. Денежное предложение в экономике будет сохраняться на уровне, соответствующем росту экономики.

По итогам июня 2011 года годовая инфляция ожидается  на уровне 8,5-8,7%.

В июле-сентябре 2011 года ожидается снижение цен на отдельные виды продовольственных  товаров, такие как яйца, молочная, плодоовощная, мясная продукция, отдельные жилищно-коммунальные услуги. Между тем, возможно нарастание инфляционных ожиданий ввиду планируемого повышения бюджетных выплат в июле 2011 года. Кроме того, сохранение стабильного роста мировых цен на нефть в долгосрочном периоде будет создавать давление на формирование цен на топливо и горюче-смазочные материалы внутри страны. Учитывая, что данные товары используются в производстве отдельных видов товаров и услуг, это может способствовать росту затрат на производство и, соответственно, конечной стоимости товаров и услуг.

На данном этапе  укрепление тенге не имеет понижающее действие на инфляцию. В структуру инфляции входят и индикаторы цен на импортные товары, которые со снижением курса доллара становятся дешевле, что, однако, не сдерживает общий рост цен.

Для Казахстана важно не номинальное значение курса  национальной валюты, а сохранение равновесной ситуации, когда не страдает конкурентоспособность отечественных  товаров.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация долгосрочного неравновесия денежного рынка, а в конечном счёте - достижения относительно долгосрочного равновесия на всех рынках.

К методам антиинфляционного  воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции и разрушения причин её реализации.

При этом наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В  то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению  последствий инфляции и псевдоантиинфляционные  меры, которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят её из открытой формы в скрытую.

К первоочерёдным мерам, направленным на стабилизацию денежного  обращения и сдерживании инфляции,   можно отнести:

  • ежегодное установление государством верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использования экономических стимулов, что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики. При этом политика доходов должна затрагивать не только зарплату, но и прибыли предприятий в целях компенсации трудящимся ущерба от роста цен, поскольку мировая практика свидетельствует о том, что стабилизированные программы всегда осуществляются за счёт трудящихся;
  • оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета  путём размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов – банков, страховых и финансовых компаний. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой системы с учётом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и стимулирующего, связанного с развитием приоритетных отраслей;
  • гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласительную политику между правительством и банком, между  центральным банком и коммерческими банками;
  • совершенствование денежного обращения с учётом того, что, судя по мировой практике, монетаризм  в чистом виде потерпел фиаско. Важное значение имеют совершенствование структуры денежной массы, введение безналичных расчётов и кредитных карточек, использование нетрадиционных методов связывание излишек денежных доходов;
  • внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности торгового и платёжного балансов, привлечения в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов;
  • определённое место  в сдерживании инфляции должна занять борьба компетентных органов с конкуренцией, теневой экономикой и мафией, что в свою очередь предполагает разработку эффективной методики выявления нарушений законодательства.

Поэтому исходная база разработки антиинфляционной программы, включает в себя  оздоровление денежного обращения, - использование двух  регуляторов: рыночного и государственного.

Стабилизировать денежное обращение можно путём  повышения оптовых и розничных  цен или так  называемой  либерализации  цен, а также посредствам расширения объёмов производства продукции и платных услуг. В рыночной экономике денежное обращение регулируется путём использования учётной ставки Национального Банка, операций на открытом рынке ценных бумаг, использование нормативов обязательных банковских резервов, установление стандартов банковской ликвидации.

Национальный  Банк Республики Казахстан определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной  политики, ориентированной на обеспечение  стабильности цен.

Это предполагает построение прогнозов основных параметров денежно-кредитной политики, исходя из целевых ориентиров по инфляции.

Прогнозы основных макроэкономических показателей представлены на три года (2009-2011 годы) с детализацией мер, намеченных к реализации в  2009 году, что подчеркивает среднесрочную направленность данного документа. Показатели на последующие годы будут уточняться в конце текущего года.

При разработке денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы Национальным Банком Республики Казахстан были рассмотрены два  сценарных варианта.

Критерием разделения на сценарные варианты является уровень  мировых цен на нефть (сценарий умеренных  цен и сценарий высоких цен). Сценарий низких мировых цен на нефть Национальным Банком Республики Казахстан не рассматривается, поскольку резкое снижение цен на рынке в краткосрочной перспективе маловероятно.

В рассматриваемых  сценарных вариантах предполагается сохранение высоких темпов экономического роста, макроэкономической стабильности и благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры.

Опыт последних лет демонстрирует значительное влияние объемов внешних заимствований на денежно-кредитную политику. Этот фактор будет оставаться одним из значимых при проведении денежно-кредитной политики. Это связано с тем, что объемы внешних заимствований банков и предприятий будут значительными вне зависимости от процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках.

При расчетах не учитывались изменения механизма  функционирования Национального фонда  Республики Казахстан, которые произойдут во втором полугодии 2009 года.

При подготовке прогнозов использовались результаты разработанной Национальным Банком Республики Казахстан модели трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Главной задачей  экономической политики Правительства  Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан является сохранение макроэкономической стабильности в стране, что, наряду с благоприятными внешнеэкономическими факторами, будет способствовать поддержанию высоких темпов экономического роста.

В рамках регулирования  инфляционных процессов Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан будут приниматься меры воздействия, как на монетарную, так и немонетарную стороны инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        3. Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора.

Цели:

Сдерживание инфляции, недопущение негативных последствий "перегрева" экономики, поддержание  необходимой гибкости реального  обменного курса для снижения отрицательных последствий инфляции и стимулирования экономического роста, обеспечение стабильности финансового рынка.

В течение трех последних лет наша экономическая  стратегия заключалась в достижении стабилизации макроэкономики, что означает сокращение дефицита государственного бюджета и последовательное проведение жесткой монетарной и кредитной политики. Сегодня мы как никогда близки к решению этой задачи. Однако сегодняшние успехи не дают нам оснований для успокоения.

Мы не сможем реализовать поставленные цели, если инфляция в стране будет выше критического уровня, курс национальной валюты будет неадекватен общему состоянию экономики и нашим стратегическим устремлениям, а процентные ставки будут высоки и недоступны для реального сектора или, напротив, отрицательны в реальном выражении.

Уроки международного опыта однозначны. Любая из стран, добившихся выдающихся экономических успехов, в обязательном порядке предпринимала все меры по жесткому подавлению высокой инфляции в период, предшествующий быстрому экономическому росту, и далее зорко следила за тем, чтобы макроэкономические показатели держались в заданных пределах. Те, кто отклонялись от данного пути, потерпели крах. [3, с.56]

Чтобы стать  первым Азиатским Барсом, в числе  наших приоритетов должно быть использование  лучшего международного опыта в  области макроэкономических показателей. Он предполагает низкую инфляцию, дефицит бюджета, сильную национальную валюту, высокую норму накопления. Этот рецепт сработал в Японии, Корее, Индонезии, Тайване и Чили. Он сработает и в Казахстане.

Перед нами никогда  не стояла и не будет стоять альтернатива: или инфляция, или экономический рост. Нам нельзя упускать из виду тот факт, что конечной целью является экономический рост, и что макростабилизация - лишь средство достижения этой цели. Конечно же, финансовая стабилизация, как никакой другой процесс, серьезно осложнила положение многих социальных групп. Но в условиях системной и структурной перестройки по-другому не могло и быть. Рынок - это демократия, которая зиждется на жесточайшей финансовой ответственности. Большинство населения теперь это поняло. Конечно же, макростабилизация сопровождалась жесткой депрессией и угнетающей нехваткой денег. Но идет структурная перестройка реального сектора, и скоро денежная и товарная массы придут в необходимое соответствие.

Придет время, и люди, закаленные трудным периодом жизни и работы, выйдут из этого кризиса. Как гласит казахская народная пословица: "Тесноту не познавши, простор не оценишь".

Сводя к приемлемому  уровню инфляцию, мы переносим стратегические акценты на экономический рост. Но экономическая, а тем более общегосударственная стратегия далеко не синоним монетарной политике, и сегодня мы способны на гораздо более широкий и адекватный охват. В этом отношении центр нашего внимания в ближайшие годы-реальный сектор экономики, его оздоровление, рост и сильная социальная политика, но в условиях жестких фискальных и монетарных ограничений. Говоря о макростабилизации в долгосрочной перспективе, мы должны быть готовы к отражению возникающих на этом фронте угроз. Большой поток наличности, способный прийти в страну в связи с освоением наших полезных ископаемых и ростом, как мы надеемся, нашего экспорта в отдельных секторах экономики, может подвергать серьезной опасности курс нашей валюты, толкать его вверх. А это будет грозить потерей других отраслей, прежде всего экспортных и перерабатывающих.

Поэтому мы должны быть способны поглотить часть потока валютной наличности без широкого использования  импорта. Но внутренний рынок Казахстана в силу малочисленности населения  и пока низкой покупательной способности  населения крайне мал. Поэтому, тщательно изучив мировой опыт и действующие на рынках инвестиций механизмы, надо заранее готовить стратегии финансовых инвестиций за рубежом. [3, с.35]

Пути решения:

Обеспечение стабильности цен будет достигнуто путем формирования и реализации комплексной антиинфляционной политики Правительства и Национального Банка, предполагающей регулирование денежного предложения в экономике, развитие конкуренции и повышение сбалансированности внутренних товарных рынков, проведение мероприятий по тарифной и торговой политике.

Кроме того, Национальным Банком будет реализован комплекс мер  по переходу к принципам инфляционного  таргетирования, регулированию избыточной ликвидности рынка, дальнейшей либерализации  валютного режима.

Для недопущения  негативных последствий "перегрева" экономики будет проведена оценка влияния развития нефтегазового сектора на экономическое развитие страны с построением оптимального графика добычи нефти и газа. Будет проводиться фискальная политика, обеспечивающая темпы роста расходов государственного бюджета, сбалансированные с темпами роста номинального ВВП, и постепенное снижение не нефтяного дефицита бюджета.

С 1 июля 2006 года будет осуществлен переход к  функционированию Национального фонда  по новой схеме, что позволит усилить роль Национального фонда как макроэкономического регулятора, обеспечивающего сбалансированное развитие экономики и снижение угрозы "перегрева" экономики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора