Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение уровня инфляции и разработки принципов антиинфляционного регулирования на современном этапе Казахстана.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определение сущности инфляции;
выявление причинно-следственных связей факторов, обуславливающих возникновение и развитие инфляции;
определение роли государства в регулировании инфляции;
изучить причины повышения средних издержек производства;
анализ особенностей инфляционного механизма в Казахстане;
определение целей экономической политики для эффективного саморегулирования инфляции;
Введение
1 Сущность инфляции и ее измерение
1.1 Понятие инфляции, ее виды и измерение
1.2 Причины повышения средних издержек производства
1.3 Опыт зарубежных стран по регулированию уровня инфляции
2 Анализ причин и уровня инфляции Республики Казахстан
2.1 Причины и уровень инфляции в Республике Казахстан за период с 2008 по 2011 года
2.2 Денежно-кредитное регулирование инфляционных процессов
3 Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора
Заключение
Список использованной литературы
– денежное предложение и временная структура рыночных процентных ставок;
– бюджетный дефицит.
Кроме того, был введен жесткий контроль над движением капитала, действовавший на протяжении всех 90-х годов. Это позволило снизить волатильность иностранных инвестиций, увеличить их срок, сделало страну более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры.
Интересным является и опыт Японии, с точки зрения, развития внутреннего производства. Японская модель базировалась на следующих основных принципах.
Во-первых, это примат задач развития производства над другими задачами, в том числе над финансовой стабилизацией, а также отказ от слепого следования законам так называемого свободного рынка (например, отказ от рекомендаций послевоенной Японии ориентироваться, при отсутствии у неё собственного сырья и наличия мощной квалифицированной рабочей силы, прежде всего, на развитие трудоемких отраслей).
Во-вторых, это длительное сохранение жесточайшего государственного контроля за внешнеэкономической и валютной деятельностью (по сути настоящей монополии внешней торговли).
Таким образом, можно говорить о формировании в Японии по сути особой модели экономического развития, получившей название «планово-рыночной экономики».
В стране была создана своя модель государственного регулирования на базе взаимодействия административного аппарата и хозяйственной системы частного предпринимательства. С помощью этой системы вырабатываются и успешно применяются различные методы воздействия на хозяйственные решения частных предприятий, связанные с инвестициями, научно-технической политикой, ценообразованием на важнейшие продукты и ресурсы и пр. Эти методы не подменяют рыночный механизм, а поддерживают, дополняют и корректируют его функционирование.
Учет японского опыта особенно важен для современного Казахстана, основными задачами которого являются сегодня: восстановление производства, национального сельского хозяйства, развитие банковского сектора, что является, в свою очередь, необходимыми условиями для преодоления инфляционных процессов.
Наряду с этим при построении антиинфляционной политики чрезвычайно важно учитывать опыт стран, успешно справившихся с проблемой инфляции.
2 Анализ причин и уровня инфляции Республики Казахстан
2.1 Причины и уровень инфляции в Республике Казахстан за период
с 2008 по 2011 года
Как любой многофакторный экономический процесс инфляция имеет целый ряд последствий:
Для регулирования инфляционных процессов и стабилизации макроэкономических показателей Республики Казахстан создана «Стратегия развития Казахстана на период до 2030 года», поскольку инфляция относится к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства [3, с.6].
Для экономики любой страны, прежде всего, важно иметь относительно низкий уровень инфляции и устойчивую валюту.
При высоком темпе прироста денежной массы, инфляция представлена на высоком уровне; если темп роста денежной массы низкий, то инфляция находится на невысоком уровне. Поэтому задача государства - регулирование потока денежной массы, осуществление особенно жесткого ее контроля в периоды инфляции.
Национальный Банк Республики Казахстан располагает всеми необходимыми для влияния на инфляцию инструментами денежно-кредитной политики (таблица 1).
Таблица 1
Темп инфляции за 2007-2010 годы
Год |
2007 год, % |
2008 год, % |
2009 год, % |
2010 год, % |
Темп инфляции |
18,8 |
9,5 |
6,2 |
7,8 |
Изменение (%) |
2,2 |
0,5 |
0,7 |
1,3 |
По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике:
Рисунок 2 - Изменение цен на потребительские товары и услуги
За период с начала года (июль 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года) цены и тарифы на потребительские товары и услуги увеличились на 5,6%, продовольственные товары – на 8,2%, непродовольственные – на 3,1% и платные услуги – на 4,9% (таблица 2).
Таблица 2
Индекс потребительских цен (%)
Индекс потребительских цен | ||||||||
к предыдущему месяцу |
к декабрю предыдущего года | |||||||
товары и услуги |
товары |
плат-ные услуги |
товары и услуги |
товары |
плат-ные услу-ги | |||
продо-вольст-венные |
непро-доволь-ствен-ные |
продо-вольст-венные |
непро-доволь-ствен-ные | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2010 | ||||||||
Январь |
101,4 |
101,1 |
100,3 |
102,8 |
101,4 |
101,1 |
100,3 |
102,8 |
Февраль |
100,9 |
101,3 |
100,4 |
100,7 |
102,3 |
102,4 |
100,7 |
103,5 |
Март |
100,7 |
101,2 |
100,4 |
100,2 |
102,9 |
103,7 |
101,1 |
103,7 |
Апрель |
100,7 |
101,0 |
100,4 |
100,4 |
103,6 |
104,7 |
101,6 |
104,1 |
Продолжение таблицы 2 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Май |
100,6 |
100,7 |
100,5 |
100,4 |
104,2 |
105,5 |
102,1 |
104,5 |
Июнь |
100,2 |
100,1 |
100,5 |
100,1 |
104,4 |
105,6 |
102,7 |
104,6 |
Июль |
100,2 |
100,0 |
100,3 |
100,2 |
104,6 |
105,6 |
103,0 |
104,8 |
Август |
100,0 |
99,9 |
100,4 |
99,9 |
104,6 |
105,5 |
103,4 |
104,7 |
Сентябрь |
100,6 |
100,4 |
100,5 |
100,8 |
105,2 |
106,0 |
103,9 |
105,5 |
Октябрь |
100,9 |
101,3 |
100,6 |
100,7 |
106,2 |
107,4 |
104,5 |
106,2 |
Ноябрь |
100,8 |
101,2 |
100,6 |
100,4 |
107,1 |
108,7 |
105,1 |
106,7 |
Декабрь |
100,7 |
101,2 |
100,4 |
100,1 |
107,8 |
110,1 |
105,5 |
106,8 |
2011 | ||||||||
Январь |
101,7 |
103,0 |
100,5 |
101,2 |
101,7 |
103,0 |
100,5 |
101,2 |
Февраль |
101,5 |
102,0 |
100,2 |
102,2 |
103,2 |
105,1 |
100,7 |
103,4 |
Март |
100,5 |
100,9 |
100,2 |
100,2 |
103,7 |
106,0 |
100,9 |
103,6 |
Апрель |
100,5 |
101,0 |
100,2 |
100,0 |
104,2 |
107,1 |
101,2 |
103,7 |
Май |
100,5 |
100,6 |
100,6 |
100,3 |
104,8 |
107,8 |
101,8 |
103,9 |
Июнь |
100,3 |
100,2 |
100,7 |
100,2 |
105,1 |
108,0 |
102,5 |
104,1 |
Июль |
100,5 |
100,2 |
100,6 |
100,7 |
105,6 |
108,2 |
103,1 |
104,9 |
Темпы потребительской инфляции в Казахстане в июле 2011 года, по данным государственного агентства по статистике, составили 0,5% против 0,3% в июне. Продовольственные товары подорожали за месяц на 0,2%, непродовольственные – на 0,6%, услуги – на 0,7% (рисунок 3).
Рисунок 3 - Изменение цен на потребительские товары и услуги
В группе продовольственных товаров традиционно наибольшим ростом цен отметились крупы – на 2,4%.
Мясо и мясные продукты выросли в цене на 1,6%, что было обусловлено ограничением предложения продукции на внутреннем рынке в связи с увеличением экспорта данных продуктов в Россию.
В группе непродовольственных товаров больше всего подорожал бензин – на 2,6%, дизельное топливо – на 4,2% и сжиженный газ – на 4,5%. Рост цен на топливо обусловлен продолжающимся процессом выравнивания внутренних цен с российским топливным рынком в рамках ЕЭП (Единого экономического пространства с Белоруссией и Россией), а также топливным кризисом в России, случившимся в конце весны.
Вслед за ростом цен на моторное топливо, в июле подорожали услуги железнодорожного и автомобильного транспорта на 2,7% и 3,7% соответственно.
Сравнивая июльский инфляционный показатель 2011 года с показателем июля прошлого года, можно отметить, что в текущем году, цены растут быстрее.
Так, в июле 2010 года инфляция за месяц составила всего 0,2%. Относительно высокий рост цен в прошлом месяце сказался на ускорении годовых темпов инфляции, которые выросли до 8,8%.
Очевидно, что рост цен на топливо продолжит сказываться на транспортных тарифах, в связи с чем рассчитывать на то, что инфляция в летний период может существенно замедлиться, не приходится. С учетом того, что в августе 2010 года темпы инфляции были нулевыми, а в 2011 году этот показатель повторить, скорее всего, не удастся, к началу осени инфляция в годовом выражении может достигнуть 9%.
Изменение цен и тарифов на платные услуги отражено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Изменение цен и тарифов на платные услуги
Осенью темпы инфляции в Казахстане на фоне начала нового делового сезона продолжат умеренно увеличиваться.
Сдерживать рост цен на продукты питания и транспортные услуги будет ожидающийся хороший урожай в стране, а также снижающиеся последнее время мировые цены на нефть. По итогам 2011 года инфляция в Казахстане может составить 9,2%.
В октябре 2011г. инфляция составила 0,2%. Цены в лесном хозяйстве за месяц повысились на 0,1%, строительстве – на 0,5%, а в сельском хозяйстве – снизились на 6%, оптовой торговле – на 2,7%, промышленности – на 0,5%. Тарифы на грузовые перевозки стали выше на 0,1%, а на услуги связи для юридических лиц – не изменились (таблица 3).
Таблица 3
Изменение цен по секторам экономики
Сектора экономики |
Октябрь 2011 года к |
Январь-октябрь 2011 года к январю-октябрю 2010 года | |||
сентяб-рю 2011 года |
октябрю |
декабрю |
декабрю 2005 г. | ||
Потребительские цены |
0,2 |
8,0 |
6,5 |
71,6 |
8,5 |
Цены предприятий- |
-0,5 |
26,6 |
20,0 |
118,4 |
28,5 |
Цены на приобретенную
продукцию производственно- |
-0,1 |
17,4 |
12,8 |
101,6 |
24,9 |
Цены в строительстве |
0,5 |
5,6 |
4,9 |
38,5 |
4,4 |
Цены на продукцию сельского хозяйства |
-6,0 |
10,5 |
1,2 |
98,0 |
33,9 |
Цены на продукцию и услуги лесного хозяйства |
0,1 |
11,3 |
11,1 |
48,9 |
8,3 |
Цены на продукцию рыболовства и аквакультуры |
-0,2 |
1,9 |
1,2 |
… |
6,2 |
Тарифы на перевозку грузов всеми видами транспорта |
0,1 |
16,4 |
16,4 |
63,4 |
14,4 |
Тарифы на услуги почтовые и курьерские для юридических лиц |
0,0 |
-0,5 |
-0,5 |
67,8 |
-0,8 |
Тарифы на услуги связи для юридических лиц |
0,0 |
-5,6 |
-5,5 |
-5,9 |
1,6 |
Цены оптовых продаж |
-2,7 |
8,5 |
6,1 |
58,2 |
14,2 |
Цены экспортных поставок продукции |
-0,4 |
58,6 |
37,8 |
184,9 |
46,3 |
Цены импортных поступлений продукции |
-0,5 |
14,5 |
4,5 |
70,4 |
14,1 |
В октябре 2011 года в среднем по республике Казахстан цена одного квадратного метра перепродажи благоустроенного жилья составила 112,9 тысяч тенге и увеличилась на 0,9%, нового жилья соответственно - 150,6 тысяч тенге и по сравнению с предыдущим месяцем осталась без изменений, что представлено в таблице 4.
Таблица 4
Изменение цен на рынке жилья на конец периода, к декабрю предыдущего года
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Октябрь 2011 |
Продажа нового жилья |
33,8 |
30,2 |
-8,7 |
-6,9 |
4,4 |
4,7 |
Перепродажа благоустроенного жилья |
57,3 |
42,6 |
-20,4 |
-6,7 |
5,1 |
6,6 |
Цены на продукцию сельского хозяйства, реализованную по всем каналам, в октябре 2011 года по сравнению с предыдущим месяцем снизились на 6%, продукцию растениеводства - на 11,6%, а продукцию животноводства - повысились на 1,6% (рисунок 5).
Рисунок 5 - Изменение
цен реализации на продукцию сельского
хозяйства
Во втором квартале 2011 года по сравнению с тем же периодом прошлого года строительные работы (услуги) по возведению жилых домов стали дороже на 2,9%, производственных зданий - на 4,8%, административных зданий - на 4,5% и автомобильных дорог – на 2,8% (таблица 5).
Таблица 5
Изменение цен на строительные работы (услуги) по возведению объектов
ІI квартал 2011г. к |
ІI квартал 2010г. к | |||
I квар-талу 2011 г. |
IІ квар-талу 2010 г. |
I квар-талу 2010 г. |
IІ кварталу 2009 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Работы строительные по возведению: | ||||
Жилых домов |
||||
из кирпича |
0,8 |
2,9 |
0,7 |
1,8 |
из монолита |
0,5 |
2,7 |
1,0 |
2,0 |
Общеобразовательной школы |
1,0 |
3,6 |
1,1 |
2,9 |
Продолжение таблицы 5 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Административного здания |
0,9 |
4,5 |
1,2 |
3,5 |
Производственного здания | ||||
промышленного назначения |
0,8 |
4,8 |
-0,1 |
1,9 |
сельскохозяйственного назначения |
0,5 |
3,9 |
3,0 |
4,3 |
Автомобильной дороги с твердым покрытием |
1,1 |
2,8 |
0,3 |
2,1 |
Информация о работе Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора