Денежно-кредитная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение денежно-кредитной политики, выявление основных проблем и пути их решения. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность денежно-кредитной политики Республики Беларусь, её основные направления и инструменты, изучить основные проблемы и пути их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 5
Глава 2. Денежно-кредитная политика, ее основные направления и инструменты 9
Глава 3. Основные проблемы денежно-кредитной политики и пути их решения. Антиинфляционная политика 20
Заключение 28
Список используемых источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.денежно-кредитная политика рб.docx

— 120.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение  3

Глава 1. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 5

Глава 2. Денежно-кредитная политика, ее основные направления и инструменты 9

Глава 3. Основные проблемы денежно-кредитной политики и пути их решения. Антиинфляционная политика 20

Заключение 28

Список используемых источников 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный Эмиссионный Банк государства. Такими банками, например, являются центральный банк Российской Федерации, Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Республики Беларусь. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро и микроуровне.

Денежно- кредитная политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.

В своей работе я  рассмотрю основные вопросы денежно-кредитной политики: ее цели, задачи, принципы, типы, методы регулирования, основные направления и инструменты, основные проблемы и пути их решения.

Целью данной работы является изучение денежно-кредитной политики, выявление основных проблем и пути их решения. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность денежно-кредитной политики Республики Беларусь, её основные направления и инструменты, изучить основные проблемы и пути их решения.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, сравнительный анализ, системный анализ, графический и группировки данных, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики, проводимой в Республике Беларусь.

При написании работы использовались учебные пособия, монографии, нормативно-правовые документы, статьи из газет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Денежно-кредитная система Республики Беларусь

 

На основе кредитно-денежных отношений возникает и формируется кредитно-денежная система, основу которой составляют банки.

Создание денежно-кредитной системы Республики Беларусь произошло в декабре 1990 года, когда были приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского Республиканского банка Госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь.

Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк.

На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки.

Среди них - Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие [7, с.95].

Банковский сектор Республики Беларусь на 1 января 2013 года включал в себя 32 действующих банка. Доминирующее положение на рынке банковских услуг по-прежнему занимают госбанки, хотя за последний год их позиции несколько ослабли: по состоянию на 1 января  2013 г. на долю четырех госбанков в активах банковской системы приходится 78,99% против 84,51% годом ранее. Два крупнейших банка в Республике, госбанки: Беларусбанк 37,9% активов и Белагропромбанк 19,8% активов.

Кроме банков, принадлежащих государству, в Беларуси действует 23 иностранных банка, на долю которых в активах по состоянию на 1 января 2013 года приходится 34,17%, 33,63% - на 1 января 2012 года [14].

В Республике Беларусь в настоящее время создана двухуровневая банковская система, состоящая из Национального банка Республики Беларусь (первый уровень) и коммерческих банков (второй уровень).

Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности республики и действует исключительно в ее интересах. Он регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь.

Основными целями Национального банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются:

1) кредитно-денежное регулирование  экономической системы Республики Беларусь;

          2) поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь;

3) обеспечение устойчивости  официальной денежной единицы  Республики Беларусь.

Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются:

-  проведение единой  государственной денежно-кредитной  политики;

- регулирование денежного обращения;

- валютное регулирование;

-  выполнение функций центрального депозитария;

- организация и осуществление валютного контроля;

- организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;

- консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Совета Министров Республики Беларусь;

- совместное с Министерством финансов Республики Беларусь исполнение республиканского и местных бюджетов;

-  государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;

-  выдача лицензий на осуществление банковских операций;

- надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;

-  регулирование внешнеэкономической  банковской деятельности;

-  регулирование кредитных  отношений;

-  осуществление контроля  за соблюдением установленного  порядка кредитования;

-  определение и утверждение  порядка и правил организации  безналичных расчетов в народном хозяйстве Республике Беларусь и ответственности за их нарушение;

-  создание и накопление  золотовалютных резервов Республики  Беларусь;

-  осуществление всех  видов банковских операций, необходимых  для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь;

-  регистрация эмиссии ценных бумаг банков;

-  проведение анализа  и прогнозирование кредитно-денежных  и валютных отношений;

- инкассация и доставка  денежной наличности, валютных и  других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования.

Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции. В настоящее время в Республике Беларусь в нормальном режиме работает 31 коммерческих банка [19, с.135].

Специфику деятельности коммерческих банков (финансовое посредничество) определяют трансформационные функции банков в экономике:

- трансформация капиталов (укрупнительная функция). Банки  привлекают значительное количество мелких вкладов (остатки по счетам) и выдают некоторое количество крупных кредитов;

- трансформация сроков. Банки  привлекают и размещает ресурсы  с разными сроками погашения (возврата), т.е. балансируют интересы вкладчиков и кредитополучателей в отношении обязующих сроков;

-  трансформация рисков. Банки гарантируют возврат денежных  средств, т.е. берут на себя риски  размещения ресурсов.

К основным видам деятельности банков второго уровня относятся:

- предоставление кредитов  от своего имени за счет  собственных средств;

- кассовое обслуживание;

- открытие и ведение  счетов физических и юридических  лиц, в том числе банков-корреспондентов, осуществление расчетов по их  поручению;

- ломбардная деятельность;

- факторинг и форфейтинг;

- поручительство (предоставление  гарантий);

- доверительное управление  активами;

- банковское хранение;

- предоставление сейфов  в имущественный найм;

- перевозка ценностей;

- деятельность по обмену  валюты;

- инвестиционное посредничество;

- финансовое посредничество;

- дилинг с наличной  и безналичной валютой;

- деятельность депозитария;

- инвестиционное консультирование;

- финансовое консультирование;

- деятельность инвестиционного  банкира;

- деятельность инвестиционного  поверенного;

- выпуск векселей;

- скупка, продажа и обмен  драгоценных металлов, драгоценных  и полудрагоценных камней.

Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. К данным методам взаимодействия относится:

- порядок установления  экономических нормативов банками  второго уровня, выполнение которых  обязательно;

- контроль за их выполнением  осуществляет управление надзора  за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы:

- минимальный размер уставного  фонда для вновь создаваемого  банка, минимальный размер собственных  средств (капитала) для действующих  банков;

- норматив не денежной части уставного фонда банка;

- норматив ликвидности  банка;

- норматив достаточности  банка;

- норматив обязательных  отчислений в фонд резервов;

- норматив максимального  риска на одного заемщика и  др.

Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функций. В странах с рыночной экономикой действуют целостные банковские системы с разделением функций у взаимодействующих в ее составе отдельных банков: сберегательные банки аккумулируют денежные средства, инвестиционные вкладывают капиталы в определенные сектора экономики. В переходный период при недостаточном развитии отдельных операций (ипотечные, инновационные, инвестиционные и др.) белорусские банки для обеспечения устойчивой прибыльности своей деятельности, диверсификации рисков, вынуждены быть универсальными [10, с.119].

Таким образом, в Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система. Первый уровень представляет эмиссионный центральный банк страны, второй - коммерческие банки. Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь.

 

 

 

2 Денежно-кредитная политика, её основные направления и инструменты

Информация о работе Денежно-кредитная система Республики Беларусь