Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:54, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение денежно-кредитной политики, выявление основных проблем и пути их решения. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность денежно-кредитной политики Республики Беларусь, её основные направления и инструменты, изучить основные проблемы и пути их решения.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 5 Глава 2. Денежно-кредитная политика, ее основные направления и инструменты 9 Глава 3. Основные проблемы денежно-кредитной политики и пути их решения. Антиинфляционная политика 20 Заключение 28 Список используемых источников 29
Центральным банком используются
следующие инструменты рефинансирования:
переучет векселей;
ломбардный механизм, состоящий
из кредита овернайт (однодневный расчетный
кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего
– предоставление кредита под залог ценных
бумаг, включенных в Ломбардный список
и принадлежащих банку на праве собственности;
ломбардный кредитный аукцион;
операции РЕПО и др.
Процентная политика (изменение
учетной ставки) — старейший метод денежно-кредитного
регулирования, с помощью которого национальный
банк влияет на денежную базу и ликвидность
банков [9, с. 372].
Процентная политика центрального
банка призвана формировать условия для
обеспечения внутренней и внешней устойчивости
официальной денежной единицы. В этих
целях эмиссионным банком осуществляется
регулирование базовой ставки рефинансирования.
Она также используется в качестве базовой
при установлении процентных ставок по
операциям центрального банка. Различают
жесткую (ставка значительно превышает
уровень инфляции), мягкую (ставка меньше
уровня инфляции) и нейтральную процентную
политику (ставка умеренно позитивная).
Заниженный уровень процентной ставки
центрального банка по сравнению с уровнем
инфляции представляет собой форму внеэкономического
распределения денежных ресурсов, дополнительный
источник дотирования предприятий за
счет ресурсов коммерческих банков).
Во всех случаях понижение процентной
ставки вызывает увеличение спроса коммерческих
банков на кредиты, их повышение – замедляет
темп роста спроса на денежные ресурсы.
Таким образом, изменение процентных ставок
центрального банка непосредственно воздействует
на цены денежного рынка и одновременно
служит ограничением верхнего предела
их колебаний (устанавливает их границы).
Как следствие, изменение процентных ставок
влияет на основные параметры экономики:
производство, потребление, сбережения,
инвестиции, цены.
С ростом глобализации финансовых
рынков результаты процентной политики
все больше зависят не от абсолютного
уровня регулирования ставок, а от соотношения
их с уровнем ставок на денежном рынке.
Таким образом, эффективность процентной
политики определяется ее гибкостью. Как
правило, используя процентную политику,
центральный банк может оказывать влияние
на валютный курс.
Обязательное резервирование
(резервные требования) относится к числу
инструментов привлечения ресурсов банков.
Коммерческие банки в законодательном
порядке должны постоянно хранить часть
денежных резервов на специальных счетах
в центральном банке или в ценных бумагах
в качестве обеспечения своих обязательств
по привлеченным средствам [9, с, 374].
Система обязательного резервирования
выполняет следующие функции: контрольную
(за расширением денежной ассы путем изъятия
избыточных резервов банковской системы),
стабилизирующую (уменьшает диапазон
колебаний процентных ставок) и страхования
ликвидности и платежеспособности банков.
Коммерческий банк обязан депонировать
часть привлеченных денежных средств
в фонде обязательных резервов, размещенном
в центральном банке. Платность данных
ресурсов не носит обязательный характер.
В Республике Беларусь недовнесенные
в фонд денежные средства Национальный
банк вправе взыскивать на основании своего
распоряжения путем бесспорного их списания
с корреспондентского счета банка.
Норматив резервных требований
устанавливается в законодательном порядке
и представляет собой процентное отношение
суммы минимальных резервов к абсолютным
или относительным (приращению) показателям
пассивных или активных операций. По характеру
воздействия различают нормативы общие
(установленные ко всей сумме обязательств
или кредитов) и селективные (установленные
по отношению к определенной части обязательств
или кредитов).
Устанавливая и пересматривая
норматив резервных требований, центральный
банк регулирует объемы, структуру и динамику
привлеченных ресурсов коммерческих банков,
влияет на их стоимость, объемы, структуру
и динамику доходных активов, на уровень
прибыльности кредитных организаций.
При использовании данного
инструмента денежно-кредитной политики
следует учитывать, что даже небольшие
изменения норм обязательных резервов
вызывают значительные сдвиги в объеме
резервов, масштабе и структуре кредитных
операций. Частые и значительные изменения
резервных норм могут даже привести к
нарушению денежно-финансового равновесия
экономики. Поэтому они осуществляются
во время инфляции, спада производства,
когда необходимы сильнодействующие средства
Центральный банк проводит
разнообразные валютные операции. Валютная
политика включает в себя такие структурные
элементы, как целевые установки, нормативные
акты, реальные механизмы регулирования
внешних валютно-кредитных отношений,
степень либерализации валютно-кредитного
механизма. Центральным банком устанавливаются
официальные курсы национальной денежной
единицы по отношению к другим валютам,
создаются золотовалютные резервы и осуществляется
управление ими. Центральные банки регулируют
обращение валютных ценностей на территории
своего государства, в том числе устанавливают
порядок открытия, ведения и режим счетов
(включая счета в драгоценных металлах)
резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых
организациях в иностранной валюте и нерезидентов
в банках в национальной валюте; порядок
и условия открытия резидентам счетов
в национальной валюте и иностранной валюте,
в драгоценных металлах в банка за пределами
страны.
Операции на открытом рынке,
проводимые эмиссионным банком, состоят
из операций покупки-продажи ценных бумаг,
операций на рынке кредитных ресурсов
и на валютном рынке. Наиболее широко используются
операции на рынке ценных бумаг. Это самый
гибкий метод регулирования денежных
ресурсов коммерческих банков. При покупке
центральным банком ценных бумаг у кредитных
организаций резервы последних увеличиваются
на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность
как отдельных банков, так и банковской
системы в целом. Как центральный банк
изменяет цену продажи (покупки) ценных
бумаг коммерческим банкам, тем самым
он воздействует на объем свободных ресурсов,
которым располагают коммерческие банки,
что стимулирует расширение (сокращение)
кредитных вложений в реальный сектор
экономики со стороны кредитных организаций.
Таки образом операции эмиссионного банка
на открытом рынке влияют на краткосрочные
процентные ставки денежного рынка и на
диапазон колебаний ликвидности (недостаточная
– избыточная) банковской системы. Данный
инструмент денежно-кредитной политики
применяется и на первичном, и на вторичном
рынках ценных бумаг. Обычно эта политика
используется центральным банком для
сокращения объема денежного предложения
в государстве, реже - для его увеличения.
Центральный банк инициирует
операции на открытом рынке, определяет
их условия, сроки и инструменты. Применяются
стандартные, ускоренные тендеры либо
двухсторонне процедуры. При проведение
операций на открытом рынке используются
различные виды инструментов: сделки РЕПО,
валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов,
привлечение средств на депозиты с фиксированным
сроком и др. Выбор механизма операции
зависит от объекта и целей их проведения,
которыми могут быть управление ликвидностью,
сглаживание сезонных колебаний процентных
ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще
применяются центральными банками для
воздействия на денежно-кредитный рынок;
прямые операции с государственными ценными
бумагами могут влиять на изменение валютного
курса, и потому используются центральными
банками для воздействия на денежно-кредитный
рынок и на валютный курс.
На открытом рынке различают
операции, осуществляемые на регулярной
и нерегулярной основе. Регулярные операции
проводятся для широкого круга участников
на аукционной основе. Например, продажа
краткосрочных казначейских векселей,
долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные
операции более многообразны, они могут
быть и конфиденциальными на двухсторонней
основе. Операции эмиссионного банка на
валютном рынке, которые он проводит в
целях реализации денежно-кредитной политики,
в основном осуществляются на нерегулярной
основе. Наиболее часто центральные банки
используют операции валютного СВОПа.
В Республике Беларусь осуществляется
процентная политика. Достижение конечной
цели денежно-кредитной политики в условиях
ориентации на поддержание стабильного
обменного курса предполагает необходимость
усиления роли процентной ставки в качестве
инструмента денежно-кредитной политики.
Принципиально это означает переход от
управления объемом денежного предложения
к управлению ценой денег в экономике.
Данная задача решается путем повышения
роли ставки рефинансирования как основной
процентной ставки Национального банка.
Процентная политика направлена
на поддержание положительных в реальном
выражении процентных ставок по операциям
банков для привлечения срочных депозитов
и предоставления кредитов в белорусских
рублях. Политика процентных ставок по
инструментам Национального банка проводится
прежде всего для сглаживания колебаний
ставок на краткосрочном денежном рынке.
Важными условиями эффективности
осуществления процентной политики в
Республике Беларусь является недопущение
рефинансирования банков по льготным
процентным ставкам (ниже ставки рефинансирования)
и финансовая устойчивость банков. При
этом банкам не устанавливаются размеры
процентных ставок и других параметров
по операциям с денежными средствами физических
и юридических лиц.
Значимым элементом повышения
прозрачности и эффективности реализации
денежно-кредитной политики и формирования
экономических ожиданий участников рынка
в соответствии с целями денежно-кредитной
политики является раскрытие информации
о совершаемых операциях, об обязательном
резервировании, о динамике ликвидности
банковской системы.
По-прежнему операционной целью
останется ставка однодневного (овернайт)
межбанковского рынка кредитов в национальной
валюте, на котором осуществляется основной
объем операций. В то же время обеспечивается
реализация принципа, при которой величина
процентной ставки на краткосрочном рынке
приближается к уровню ставки рефинансирования.
Кроме того, Национальный банк
Республики Беларусь проводит снижение
уровня нормативов отчислений в фонд обязательного
резервирования. Это метод направлен на
постепенное выравнивание нормы обязательного
резервирования по различным категориям
привлеченных средств без предоставления
льгот и преференций банкам.
3 Основные проблемы
денежно-кредитной политики и пути их
решения. Антиинфляционная политика
Функционирование денежно-кредитной
сферы в январе 2013 г. характеризовалось
следующими основными тенденциями:
- замедление темпов роста потребительских
цен и снижение инфляционных ожиданий;
- превышение предложения иностранной
валюты над спросом на валютном рынке
как результат роста поступлений валютной
выручки и увеличения продажи валюты населением;
- сохранение уровня процентных
ставок на денежном рынке в условиях высоких
и неизменных процентных ставок Национального
банка;
- усиление притока рублевых
средств населения в банки, в том числе
обусловленное высокой привлекательностью
вкладов в белорусских рублях [13, с.37].
В текущем году в экономике
страны наблюдается быстрая стабилизация.
Улучшились показатели внешнеэкономической
деятельности, предложение иностранной
валюты устойчиво превышает спрос на нее.
Инфляция снизилась с гиперинфляционного
уровня до умеренных размеров. В основе
стабилизационных процессов лежат в том
числе изменения стратегии и принципов
денежно-кредитной политики, сформированные
еще во второй половине 2011 г. Данные изменения
были направлены на исправление сложившихся
макроэкономических дисбалансов и создание
условий для стабильного, сбалансированного
экономического роста.
Среди наиболее значимых мер
можно отметить:
- отказ от эмиссионного кредитования
государственных программ. Национальный
банк с 1 июня 2011 г. полностью прекратил
кредитование госпрограмм за счет эмиссионных
ресурсов. Соответствующее обязательство
закреплено в соглашении с Антикризисным
фондом ЕврАзЭС. Рефинансирование банков
осуществляется исключительно на рыночных
условиях, на короткие сроки и только в
рамках стандартных инструментов регулирования
ликвидности. При необходимости Национальный
банк может осуществлять изъятие ликвидности
для недопущения избыточного роста денег
в экономике;
- поддержание положительного
уровня реальных процентных ставок. В
частности, это потребовало резкого понижения
номинальных процентных ставок в период
2012-2013 гг. Ставка рефинансирования Национального
банка была понижена с 45% годовых на 1 января
2012 г. до 30% годовых на 1 январь 2013 г., на
сегодняшний день ставка рефинансирования
составляет 23,5% годовых[18]. Средние процентные
ставки межбанковского рынка были понижены
с 62,6% годовых в декабре 2011 г. до 27,6% годовых
в декабре 2012 г.[14];
- использование гибкого
механизма курсообразования. Система
курсообразования, при которой на каждый
год устанавливались жесткие границы
колебаний обменного курса, сегодня, в
условиях высокой мировой нестабильности,
не позволяет адекватно реагировать на
изменения внешних условий и сохранять
сбалансированность экономики. В то же
время гибкий режим курсообразования
позволяет обменному курсу реагировать
на изменение внешнеэкономической конъюнктуры,
осуществляя автоматическую корректировку
внешнеэкономических дисбалансов. Поэтому
Национальный банк стремится постепенно
повышать гибкость обменного курса. В соответствии
с Основными направлениями денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2013 год
Национальный банк продолжит реализацию
курсовой политики, ключевые принципы
которой действовали в 2011-2012 году. В 2011 г. был осуществлен переход
к режиму “управляемого плавания”. В
рамках данного режима обменный курс белорусского
рубля формируется при минимальном непосредственном
участии Национального банка исходя из
спроса и предложения иностранной валюты
под воздействием фундаментальных макроэкономических
факторов. Валютные интервенции проводятся
Национальным банком в ограниченном объеме
и исключительно в целях сдерживания резких
колебаний курса. При этом устойчивость
обменного курса поддерживается не напрямую
— за счет валютных интервенций Национального
банка, а косвенно — за счет мер эмиссионной
и процентной политики.
В 2013 г. при проведении курсовой
и денежно-кредитной политики Национальный
банк сохраняет приверженность отмеченным
принципам.
Низкий уровень инфляции и устойчивость
курса национальной валюты являются важнейшими
условиями стабильного экономического
развития страны в среднем и долгосрочном
периоде. Именно поэтому Национальный
банк совместно с Правительством сосредоточил
свои усилия на решении данной задачи.
Основной целью денежно-кредитной
политики Национального банка совместно
с экономическими мерами Правительства
в 2013 г. определено снижение инфляции.
При этом Национальный банк
продолжает проводить курсовую политику
в режиме “управляемого плавания” и не
принимает никаких жестких ориентиров
по величине обменного курса. Вместе с
тем поддержание внутренней стабильности
национальной валюты — низкой инфляции
— создаст фундаментальные предпосылки
для обеспечения ее внешней устойчивости
— стабильности обменного курса.