Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:54, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение денежно-кредитной политики, выявление основных проблем и пути их решения. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность денежно-кредитной политики Республики Беларусь, её основные направления и инструменты, изучить основные проблемы и пути их решения.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 5 Глава 2. Денежно-кредитная политика, ее основные направления и инструменты 9 Глава 3. Основные проблемы денежно-кредитной политики и пути их решения. Антиинфляционная политика 20 Заключение 28 Список используемых источников 29
Важнейшей задачей является
также увеличение международных резервных
активов. Это способствует повышению доверия
к проводимой курсовой политике и расширяет
возможности Национального банка для
проведения валютных интервенций и сглаживания
колебаний обменного курса. Поэтому наряду
со снижением инфляции Национальный банк
и Правительство реализуют меры, направленные
на постепенное доведение резервов до
уровня, обеспечивающего экономическую
безопасность страны. С учетом предстоящих
выплат по погашению внешнего долга задача-минимум
— не допустить снижения резервов по сравнению
с уровнем на начало года.
Основными источниками увеличения
международных резервных активов в 2013
г. должны стать:
1) сбалансированная внешняя
торговля. Согласно Прогнозу социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2013 г.
сальдо внешней торговли товарами и услугами
должно составить (+0,5) — (+0,7)% к ВВП;
2) прямые иностранные
инвестиции в экономику страны. В 2013 г.
предполагается привлечение прямых иностранных
инвестиций на чистой основе в объеме
4,5 млрд. долл. США.
Достижение заявленных целей
во многом обеспечивается за счет сбалансированности
бюджетно-налоговой и денежно-кредитной
политики.
Инструменты денежно-кредитной
политики направлены на замедление инфляционных
процессов с учетом складывающихся внешних
и внутренних макроэкономических условий.
С конца февраля 2012 г. Национальный
банк осуществляет изъятие у банков ликвидности
для недопущения избыточного роста денежной
массы. В Беларуси продолжается быстрый
рост объема рублевых средств в банковской
системе: по данным Национального банка
РБ, величина рублевой денежной массы
в июне 2013 года выросла на 2,7% и достигла
80,724 трлн. руб. Процентная политика
Национального банка направлена на поддержание
монетарной стабильности и обеспечение
сбалансированного развития экономики.
Такая процентная политика требует взвешенного
подхода, учитывающего интересы как заемщиков,
так и вкладчиков.
Национальный банк обеспечивает
поддержание положительного уровня реальных
процентных ставок в экономике. При этом
снижение инфляции, стабилизация макроэкономической
ситуации и состояния внешней торговли
позволили Национальному банку начать
понижение ставок. С начала 2013 г. ставка
рефинансирования снижалась четыре раза.
В результате ставка была снижена на 6,5
процентных пунктов, до 23,5% годовых [18].
По оценкам Национального банка, уровень
ставки в реальном выражении составляет
4—8% годовых.
Дальнейшая динамика ставок
будет зависеть от развития инфляционных
процессов в экономике, изменения ситуации
в денежно-кредитной сфере и на валютном
рынке. Однако в любом случае уровень ставок
будет нацелен на защиту рублевых сбережений
от инфляции и превышение их доходности
по сравнению с иностранной валютой.
Основным итогом проводимой
денежно-кредитной политики стало повышение
сбалансированности экономики. В частности,
можно отметить повышение внутренней
сбалансированности.
Наблюдается снижение инфляции,
что является основной целью денежно-кредитной
политики. За январь-август 2013 года прирост
цен на потребительские товары составил
8,2%.
Сальдо внешней торговли достигло
отрицательного уровня. По итогам января
— августа 2013 г. с учетом перечисления
в российский бюджет пошлин за экспорт
нефтепродуктов сальдо составило (-548)
млн. долл. США, или (-5,9)% к ВВП.
Сальдо текущего счета также
сложилось отрицательным и за январь —
май 2013 г. Составило минус 3,6 млрд. долл.
США.
По итогам торгов 15 ноября 2013
года на единой сессии в ОАО "Белорусская
валютно-фондовая биржа" курс доллара
США снизился на 10 руб. и составил 9270 руб.
Курс российского рубля снизился на 0,5
руб. до 283,5 руб. Евро подешевел на 20 руб.
до 1247,0 руб. Это показывает нам что белорусский
рубль укрепился к основным валютам.
В первом полугодии 2013 г. усилился
приток средств населения в банковские
вклады. При этом опережающими темпами
росли вклады в национальной валюте по
сравнению с инвалютными вкладами: 5,7%
и 1,5% соответственно, против 5,1% и 6% годом
ранее.
Согласно данным банковской
статистики, за восемь месяцев 2013 года
в экономику поступило 216,7 трлн. рублей
долгосрочных и краткосрочных кредитных
ресурсов.
В ВВП доля долгосрочных и краткосрочных
кредитов снизилась на 0,8 процентного
пункта до 54,8%.
Объем предоставленных долгосрочных
кредитов по сравнению с январем-августом
2012 года увеличился на 4% в сопоставимых
ценах, их доля в ВВП возросла до 17,5%.
Реализуемые меры и итоги развития
экономики в начале 2012 г. были позитивно
восприняты международными экспертами,
участниками рынка и рейтинговыми агентствами.
В частности, экспертами Международного
валютного фонда по итогам мониторинга
ситуации в феврале 2012 г. было отмечено:
“Правительство и Национальный банк добились
успеха в снижении инфляции и сокращении
внешних дисбалансов. В значительной степени
их успех был обеспечен за счет проведения
надлежащей экономической политики...
Правительство и Национальный банк также
определили взвешенную экономическую
политику на 2012 г.: сбалансированный бюджет,
жесткие ограничения кредитования в рамках
государственных программ и надлежащий
контроль за кредитом”.
Эффективность принятых мер
была отмечена Советом Антикризисного
фонда ЕврАзЭС. На заседании Совета 8 июня
2012 г. было одобрено выполнение Стабилизационной
программы Правительства и Национального
банка и выделен очередной (3-й) транш финансового
кредита.
Вместе с тем риски в экономике
и денежно-кредитной сфере сохраняются.
Поэтому Правительству и Национальному
банку важно продолжить проведение политики
макроэкономической стабилизации и в
2013-2014 году.
В ближайшие годы денежно-кредитная
политика должна сохранить стратегическую
направленность на поддержание ценовой
стабильности в экономике. Общие усилия
Правительства и Национального банка
должны быть направлены на устойчивое
замедление инфляции.
Для достижения обозначенной
цели Национальный банк намерен сохранить
те принципы денежно-кредитной политики,
которые позволили стабилизировать ситуацию
в прошлом году и действуют в настоящее
время: краткосрочное рефинансирование
банков, положительные реальные процентные
ставки, гибкий механизм курсообразования.
Другой стратегической задачей
остается формирование золотовалютных
резервов государства до уровня, обеспечивающего
экономическую безопасность страны, за
счет мер Национального банка и Правительства.
Важнейшее условие для этого — поддержание
положительного сальдо внешней торговли,
что предполагает ориентацию на внешние
рынки и особую роль экспорта как источника
устойчивого роста белорусской экономики.
Увеличение золотовалютных
резервов осложняется необходимостью
значительного погашения Правительством
и Национальным банком в ближайшие годы
обязательств перед внутренними и внешними
кредиторами. В этой связи необходимо
отметить роль прямых иностранных инвестиций.
В условиях значительных внешних обязательств
иностранные инвестиции могут стать источником
наращивания международных резервных
активов. Кроме того, прямые иностранные
инвестиции должны стать основой модернизации
и структурной перестройки белорусской
экономики. Одних только внутренних финансовых
ресурсов белорусской экономики для этого
недостаточно.
От того, насколько тесно будут
взаимодействовать Правительство и Национальный
банк по вопросу обеспечения макроэкономической
стабильности, от активности предприятий
по завоеванию внешних рынков, от эффективности
принимаемых мер по повышению инвестиционной
привлекательности белорусской экономики
привлечению прямых иностранных инвестиций
зависит будущее экономическое развитие
нашей страны [2, с. 17-19].
Естественно ключевым параметром
утвержденных основных направле-ний денежно-кредитной
политики является именно уровень инфляции.
Остальные показатели (ставка рефинансирования,
темп роста требований банков к экономике)
скорее зависимые, достижение которых
будет обусловлено именно инфляционным
сценарием.
Основными методами стабилизации
денежного обращения являются антиинфляционная
политика и денежная реформа. Антиинфляционная
политика представляет собой комплекс
мер по государственному регулированию
экономики, направленному на ограничение
инфляции. Эти меры можно подразделить
на стратегические, включающие цели и
методы долговременного характера, и тактические,
ориентированные на получение краткосрочных
результатов.
Антиинфляционная стратегия
включает в себя уменьшение инфляцион-ных
ожиданий путем укрепления рыночных механизмов
(комплекс институциональных преобразований)
и искоренения неуправляемой инфляции
за счет повышения компетенции органов
управления, долгосрочную монетарную
политику, предусматривающую регулирование
спроса на деньги (регулирование прироста
денежной массы) путем введения жестких
лимитов на ежегодный прирост денежной
массы, бюджетную политику, направленную
на сокращение дефицита бюджета, защиту
национальной экономики от внешних инфляционных
воздействий (политика ограничения импорта
инфляции), включающую в себя регулирование
сальдо платежного баланса и валютного
курса [17, стр. 103]
Антиинфляционная тактика направлена
не столько на устранение причин инфляции,
сколько на использование краткосрочных,
но сильных мер воздействия, т.е. направленных
на уменьшение текущего инфляционного
давления и подготавливающих почву для
применения долгосрочных стратегических
мер. Методы антиинфляционной тактики
позволяют резко увеличить предложение
без соответствующего повышения спроса
или способствуют резкому снижению текущего
спроса без соответствующего уменьшения
предложения (косвенное воздействие на
денежную массу путем повышения нормы
сбережений и уменьшения их ликвидности
и т.п.).
Основой антиинфляционных мер
является достижение относительно долгосрочного
равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного
воздействия относится та деятельность
государства, которая направлена на устранение
причин инфляции (в макроэкономическом
аспекте — на устранение неравновесия
рынков по предложению и спросу) и разрушение
механизма ее реализации. Наиболее эффективной
является борьба с инфляцией, если она
носит открытые формы. В то же время от
собственно антиинфляционных мер следует
отличать меры по смягчению последствий
инфляции (социальную защиту населения,
компенсации, индексацию доходов и т.п.)
и всевдоантиинфляционные меры (меры государственного
воздействия — тотальный государственный
контроль за ценами, прямое административное
регулирование спроса и предложения и
т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции,
а лишь переводят ее из открытой формы
в скрытую.
Мировая практика накопила
богатый опыт форм и методов антиинфляционной
политики. Она включает в себя широкий
набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых
мероприятий, политику доходов и программы
стабилизации вплоть до проведения радикальных
денежных реформ. Одним из самых распространенных
инструментов кредитной политики является
учетная ставка процента. Ее повышение
затрудняет получение кредитов у центрального
банка и, соответственно, сокращая ресурсы
других банков, ограничивает их операции.
Действенной формой регулирования в денежно-кредитной
области выступает изменение норм обязательных
резервов, т.е. резервов, которые кредитные
институты должны держать в центральном
банке [16, стр.104].
Борьба с инфляцией осуществляется
с помощью мер, которые негативно сказываются
на экономическом росте и содержат потенции
падения производства и увеличения безработицы.
В то же время попытки стимулировать развитие
производства приводят к росту инфляции.
Сами по себе способы регулирования и
в том и в другом случаях одни и те же, но
действовать они должны в противоположных
направлениях. Борьба с монополизмом также
должна рассматриваться как одно из важных
направлений антиинфляционной политики.
В качестве ключевого момента
в деле стабилизации денежного обращения
выступает установление контроля над
изменением денежной массы со стороны
центрального банка. Центральный банк,
воздействуя на денежную массу (базу),
имеет возможность влиять на ее размеры.
Непосредственный контроль центрального
банка возможен лишь за эмиссией банкнот,
которая осуществляется под государственные
ценные бумаги. В то же время их выпуск
под частные, коммерческие векселя, иностранную
валюту, а так же депозитно-чековая эмиссия
коммерческих банков могут находиться
лишь под косвенным воздействием.
Кейнсианцы обеспечение стабильного
экономического роста видят в умеренной
инфляции. Инфляция, с их точки зрения,
выгодна правительству, поскольку увеличение
номинального дохода хозяйственного агента
позволяет повысить налогообложение и
увеличить налоговые поступления. Правительство
выигрывает также на продаже облигаций
вследствие уменьшения их выкупной стоимости.
Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных
ограничений в случае чрезмерного "перегрева"
экономики, чтобы не допустить галопирующей
инфляции.
В противоположность кейнсианской
схеме представители монетарист-ской
теории пытаются достичь стабильности
экономики с помощью денежно-кредитного
регулирования, в частности путем борьбы
с инфляцией. Они отвергают практику регулярного
вмешательства госорганов в экономику,
проповедуя политику поддержания стабильного
роста предложения денег в соответствии
со спросом на них. Монетаристы считают
инфляцию долгосрочным денежным феноменом,
борьба с которым возможна только ценой
временного спада производства. Стагфляция
объясняется влиянием инфляционных ожиданий,
поскольку при спаде, вызванном ограничительными
мероприятиями, цены могут некоторое время
расти ввиду того, что товаропроизводители
определяют их с учетом прошлых инфляционных
тенденций.
Для разработки антиинфляционной
политики исходным пунктом является совершенствование
теории инфляции как многофакторного
социально-экономического процесса, корни
которого лежат в механизме воспроизводства.
Это означает, что должна быть разработана
долгосрочная антиинфляционная стратегия
и определены меры, сдерживающие факторы
инфляции. К этим самым общим мерам можно
отнести: