Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:54, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение денежно-кредитной политики, выявление основных проблем и пути их решения. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность денежно-кредитной политики Республики Беларусь, её основные направления и инструменты, изучить основные проблемы и пути их решения.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 5 Глава 2. Денежно-кредитная политика, ее основные направления и инструменты 9 Глава 3. Основные проблемы денежно-кредитной политики и пути их решения. Антиинфляционная политика 20 Заключение 28 Список используемых источников 29
Денежно-кредитная (монетарная)
политика является одним из основных инструментов
регулирования экономики. Под денежно-кредитной
политикой понимают совокупность мероприятий,
предпринимаемых правительством в денежно-кредитной
сфере с целью регулирования экономики.
Она является частью общей макроэкономической
политики. [5].
Другими словами, денежно-кредитная
политика вызывает увеличение денежного
предложения во время спада для поощрения
расходов, а во время инфляции, наоборот,
ограничивает предложение денег для ограничения
расходов. [12, с.130-131].
В зависимости от экономической
ситуации, которая складывается в тот
или иной период в стране, центральный
банк проводит политику «дешевых» или
«дорогих» денег. Политика «дешевых» денег
характерна, как правило, для ситуации
экономического спада и высокого уровня
безработицы. Ее цель – сделать кредит
более дешевым и легкодоступным, с тем
чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции,
производство и занятость. Какие меры
могут обеспечить достижение этой цели?
Политика «дорогих» денег имеет
своей целью ограничение денежного предложения,
с тем чтобы сократить совокупные расходы
и снижать темпы инфляции.
Центральный банк выбирает
тот или иной тип денежно-кредитной политики
исходя из состояния экономики страны.
При разработке денежно-кредитной политики
необходимо учитывать, что, во-первых,
между проведением того или иного мероприятия
и появлением эффекта от его реализации
проходит определенное время; во-вторых,
денежно-кредитное регулирование способно
повлиять только на монетарные факторы
нестабильности. [9, с. 468].
Юридическую базу денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь составляют
Основные направления денежно-кредитной
политики государства. Этим законодательным
документом определяются важнейшие параметры
развития денежно-кредитной сферы, цели,
задачи и приоритеты денежно-кредитной
политики государства. В данном документе
конкретизированы на планируемый период
мероприятия, обеспечивающие достижение
поставленных целей, и определены механизмы
регулирования и контроля [9, с.361].
Основные направления взаимоувязываются
с макроэкономической государственной
политикой: прогнозом социально-экономического
развития страны на очередной период,
бюджетно-налоговой политикой (государственным
бюджетом страны на очередной период),
с внешнеэкономической политикой (прогнозом
платежного баланса страны). В этих целях
национальный банк взаимодействует с
министерствами финансов, экономики и
внешнеэкономических связей, другими
органами государственного управления,
коммерческими банками [9, c. 362].
Так как денежно-кредитная политика
проводится главным образом Центральным
банком, то конечной целью проводимой
Центральным банком и государственными
институтами денежно-кредитной политики
является организация стабильности денежного
обращения, обеспечивающего достижение
устойчивого роста национального производства,
характеризующегося полной занятостью
и отсутствием инфляции.
Денежно-кредитная
политика состоит в регулировании
денежного обращения: во время экономического
спада – в увеличении предложения денег
для стимулирования поощрения расходов,
а во время экономического роста, сопровождаемого
инфляцией, – в ограничении предложения
денег для ограничения расходов.
Как известно, денежная масса
является основным фактором, определяющим
уровень цен, кроме того, денежная масса
также играет значительную роль в определении
реального уровня производства и занятости
в экономике. Считая, что у центрального
банка есть возможность влиять на денежную
массу, рассмотрим ее основные (конечные)
цели, которым придается приоритетное
значение при разработке денежно-кредитной
политики: это – высокий уровень занятости,
экономический рост, стабильность цен,
стабильность ставки процента, стабильность
на финансовом рынке и стабильность валютного
курса. Некоторые цели согласуются друг
с другом: высокий уровень занятости и
экономический рост, стабильность ставки
процента и стабильность на финансовом
рынке. Но, тем не менее, это не всегда бывает
так. Задача поддержания стабильного уровня
цен часто противоречит задаче поддержания
стабильной ставки процента и высокого
уровня занятости в краткосрочном периоде.
Например, на фоне экономического роста
и снижения уровня безработицы, инфляция
и ставка процента могут начать расти.
В случае, если центральный банк будет
пытаться предотвратить рост ставки процента
путем покупки облигаций, повышая их цену
и таким образом вынуждая ставку процента
понижаться, то такая операция на открытом
рынке увеличит и предложение денег, что
стимулирует инфляцию. Но если центральный
банк приостановит рост предложения денег,
чтобы предотвратить инфляцию, то в краткосрочном
периоде и ставка процента, и уровень безработицы
могут повыситься. Таким образом, существует
проблема конфликта целей, что ставит
центральный банк перед трудным выбором.
Стратегия центрального банка
состоит в том, что после выбора конечных
целевых значений, определяется набор
целевых показателей, непосредственно
влияющих на уровень занятости или уровень
цен, которые называют промежуточными
целями.
Центральные банки сталкиваются
с проблемой выбора денежной массы (жесткая
монетарная политика) или процентной ставки
(гибкая монетарная политика) в качестве
цели своей деятельности. Основной мотив
поддержания на том или ином уровне денежных
агрегатов состоит в долгосрочном контроле
над инфляцией. Однако в коротком периоде
денежно-кредитная политика воздействует
именно на ставку процента и тем самым
на общую экономическую ситуацию. Поэтому
центральному банку зачастую приходится
выбирать между долгосрочными и краткосрочными
интересами. Кроме того, исходя из теории
спроса и предложения центральный банк
не может одновременно ограничивать денежную
массу и снижать процентную ставку. Он
может влиять на тот либо другой параметр,
но не на оба сразу.
Варианты денежно-кредитной
политики по-разному интерпретируются
на графике денежного рынка. Жесткая политика
поддержания денежной массы соответствует
вертикальной кривой предложения денег
на уровне целевого показателя денежной
массы (когда изменения в спросе на деньги
влияют лишь на норму процента, не затрагивая
количество денег в обращении) (рис. 2.1).
Гибкая монетарная политика
может быть представлена горизонтальной
кривой предложения денег на уровне целевого
значения процентной ставки (сдвиг в спросе
на деньги влияет лишь на изменение количества
денег) (рис. 2.2).
Промежуточный вариант соответствует
наклонной кривой предложения денег (когда
и количество денег, и ставка процента
реагируют на изменения в спросе на деньги)
(рис. 2.3). Выбор кривой предложения денег
находится в компетенции центрального
банка и представляет собой его стратегию,
зависящую от причин произошедшего сдвига
в спросе на деньги.
Рисунок 2.1. Жесткая
денежно-кредитная политика
Рисунок 2.2. Гибкая
денежно-кредитная политика
Рисунок 2.3. промежуточный
вариант
денежно-кредитной
политики
Но так как выбор между целями
должен быть сделан, следует остано-виться
на критериях, по которым его можно осуществить.
Критериями выбора промежуточных целей
являются измеримость, управляемость
и предсказуемость воздействия на конечную
цель [12, с.107-109].
Разработка денежно-кредитной
политики опирается на общие целевые ориентиры
экономического развития страны и включает
в себя определение стратегических целей
и основных задач денежно-кредитной политики
на планируемый период (год), разработку
мер регулирования направленности денежных
потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных
показателей, конкретизацию направлений
совершенствования банковской и платежной
систем, их нормативно-правовой базы, развитие
рынка ценных бумаг, политику валютного
регулирования, направления международного
сотрудничества и др. [11, с. 459].
В Республике Беларусь важнейшие
цели обеспечения высоких темпов долговременного
экономического роста следующие:
- По мере повышения внутренней
и внешней сбалансированности экономики
в целях поддержания конкурентоспособности
отечественных производителей и ограничения
инфляционных процессов предусматривается
постепенный переход к более гибкому формированию
обменного курса в рамках привязки к корзине
иностранных валют.
-Продолжится работа по совершенствованию
системы рефинансирования банков, основанной
на рыночных условиях формирования цены
кредитных ресурсов, что позволит повысить
эффективность процентной политики и
снизить процентные риски для банковской
системы.
-Особое внимание будет уделено
поддержанию процентных ставок на положительном
уровне, обеспечивающем сохранность и
привлекательность ресурсов в национальной
валюте, а также доступности банковского
кредита для нефинансового сектора экономики.
-Реализация мер процентной
политики будет ориентирована на обеспечение
стабильного функционирования финансовой
системы. По мере замедления инфляционных
процессов и сохранения устойчивой ситуации
на валютном рынке продолжится снижение
процентных ставок.
-В результате данных действий
будут обеспечены условия для укрепления
макроэкономической и финансовой стабильности
в стране. При уменьшении инфляции до 5–6
процентов ставка рефинансирования Национального
банка к концу 2015 года будет снижена до
6–8 процентов годовых.
-Приток в страну иностранного
капитала (преимущественно в форме прямых
иностранных инвестиций), улучшение сбалансированности
экономики станут основой для дальнейшего
наращивания международных резервных
активов Республики Беларусь.
-С учетом состояния платежного
баланса предусматривается последовательное
доведение объемов золотовалютных резервов
до уровня, обеспечивающего внешнеэкономическую
безопасность страны, – более 3 месяцев
импорта.
Таким образом, главными задачами
денежно-кредитной политики являются:
- содействие поддержанию финансовой
стабильности путем проведения эффективной
монетарной политики;
- поддержание низких темпов
инфляции с помощью мер экономической
политики Правительства Республики Беларусь
и монетарных инструментов Национального
банка;
- обеспечение устойчивости
белорусского рубля [17].
Эффективность монетарной политики
в значительной мере зависит от выбора
методов (инструментов) денежно-кредитного
регулирования.
Под инструментами денежно-кредитной
политики подразумеваются способы воздействия
центрального банка на денежно-кредитную
сферу посредством формирования определенных
условий на денежном рынке и рынке капиталов.
Выбор инструментов денежно-кредитной
политики довольно широк. Использование
различных видов инструментов варьируется
в зависимости от направленности экономической
политики страны, степени открытости ее
экономики, сложившихся традиций и конкретных
обстоятельств [16, с. 271].
Методы регулирования денежно-кредитной
политики классифицируются по ряду признаков
[11, с. 459]:
- в зависимости7от объекта воздействия
(предложение либо спрос на деньги);
- по срокам воздействия
– кратко- и долгосрочные;
- по характеру параметров регулирования:
количественные (например, границы кредитования
коммерческих банков) и качественные (цена
кредита);
- по форме воздействия – прямы
и косвенные;
- по числу объектов – общие
и селективные.
Прежде всего, важнейшими методами
регулирования являются прямые (административные)
и косвенные (экономические), а также общие,
влияющие на рынок ссудного капитала в
целом, и селективные, предназначенные
для регулирования определенных форм
кредита, кредитования отдельных отраслей
и т.д. [11, с. 460].
Посредством прямых (административных)
инструментов в кредитных организациях
изменяют операционные показатели, к примеру,
лимиты процентных ставок, размер маржи,
объемы операций. Методы прямого контроля
применяются при регулировании банковских
систем. В условиях слабо развитого государственного
финансового рынка и при кризисе кредитной
системы инструменты прямого воздействия
эффективны. В то же время их использование
может вызвать определенный отток денежных
средств с контролируемого внутреннего
рынка на зарубежные рынки и в теневую
экономику.
С помощью косвенных инструментов
формируют условия для целенаправленного
изменения основных параметров финансового
рынка. При этом косвенные инструменты
вначале воздействуют на баланс центрального
банка, на процентные ставки по операциям
центрального банка и далее, посредством
этих изменений, - на денежно-кредитные
отношения в государстве. Так, уровень
процентных ставок центрального банка
влияет на уровень рыночных процентных
ставок; нормативы резервов и рефинансирование
– на объем и структуру операций коммерческих
банков. Косвенные инструменты являются
частью функционирования денежных рынков
и их использование не ведет к появлению
диспропорций в денежно-кредитной сфере,
что следует отнести к достоинствам данного
механизма.
Общие методы влияют на весь
кредитный рынок и в основном являются
косвенными. Селективные методы регулируют
отдельные виды кредита либо применяются
к ограниченному перечню банков [11, с. 462].
Инструменты денежно-кредитной
политики не должны обязательно использоваться
по отдельности. Напротив, обычно используется
сразу два инструмента или более, чтобы
соответствующие эффекты взаимно усиливали
друг друга. Мероприятия такого рода часто
называют комплексной политикой [9, с.184].
В разных странах на разных
стадиях развития финансового рынка применяются
различные комбинации инструментов денежно-кредитной
политики.
В совокупности инструментов
денежно-кредитного регулирования выделяют
следующие основные группы [11, с. 463]:
рефинансирование банков;
процентные ставки по операциям
центрального банка;
обязательное резервирование;
валютные операции;
операции на открытом рынке;
прямые количественные ограничения;
установление ориентиров роста
денежной массы;
Механизмы рефинансирования
представляют собой совокупность каналов
снабжения банков дополнительной ликвидностью,
посредством которых денежные средства
поступают от центрального банка нуждающимся
в них коммерческим банкам. Одновременно
используемая политика рефинансирования
воздействует на эффективность платежной
системы, что дает возможность центральному
банку применять ее в качестве инструмента
проведения денежно-кредитной политики,
ограничения процентных ставок денежных
рынков и в других целях. В Республике
Беларусь данный механизм применяется
в основном для поддержания текущей ликвидности
банковской системы.