Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:55, контрольная работа
Виды и функции денег в экономике. Денежные агрегаты. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги.
Модель предложения денег. Банковский мультипликатор. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег.
Денежные агрегаты.
Центральный банк РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов:
МО - наличные деньги в обращении;
Ml = МО плюс средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, плюс средства страховых компаний, плюс депозиты населения до востребования в Сбербанке и в коммерческих банках;
М2 = Ml плюс срочные вклады населения в Сбербанке;
МЗ = М2 плюс сертификаты и облигации госзайма.
Все денежные агрегаты выстраиваются в иерархичную систему: каждый последующий денежный агрегат включает в свой состав предыдущий. Денежные агрегаты отличаются по степени ликвидности, под которой понимается "возможность быстрой конвертации актива в наличность без каких-либо потерь его стоимости".
Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат МО (наличные деньги), ликвидность Ml ниже, чем МО, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут в течение всего срока вклада использоваться банком для своих целей и возвращаются вкладчику по истечении этого срока.
Денежная масса М2 определяется движением наличных денег и безналичных средств, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от сбережений населения и остатков средств на счетах юридических лиц. Отсюда следует, что если процесс сбережений населения идет интенсивно, население доверяет банкам и держит свои деньги на их счетах, то Центральный банк имеет большие возможности увеличить денежную массу. Сбережения населения выполняют как бы функцию обеспечения новых денег.
Характеристика денежных агрегатов будет неполной без разъяснения понятия “денежная база”.
Денежная база – сумма наличных денег (МО) и денежных средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов. Эти деньги не только имеют большую ликвидность, но и показывают дееспособность ЦБ, его возможности выполнять свои обязательства. Некоторые экономисты называют их сильными деньгами, поскольку эта категория может прямо контролироваться ЦБ, чего нельзя сказать о других элементах совокупной денежной массы. Например, количество и сумма банковских вкладов зависит не только от эффективности политики ЦБ, но и от того, как воспринимают эту политику инвесторы, доверяют ли они банкам или не доверяют.
Для обоснования пределов роста денежной массы (М2) используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрицательных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется как отношение М2 к денежной массе.
Учитывая, что в денежную базу и в М2 входят наличные деньги, мультипликатор отражает увеличение вкладов населения и остатков средств юридических лиц. Если доля этих элементов в составе М2 увеличивается, то это означает, что основная часть денежной массы может увеличиваться в соответствии с величиной мультипликатора.
Существенной спецификой денежного обращения в России является широкое использование иностранной валюты как для оплаты внешнеэкономических контрактов, так и в целях сохранности сбережений населения, сокращения потерь доходов от инфляции. В этой связи для анализа и прогнозирования спроса на деньги, изменения курса рубля, устойчивости финансово-экономической системы, процессов долларизации и бегства капиталов используется показатель широких денег, который включает агрегат М2 и депозиты населения в иностранной валюте в национальной банковской системе.
2.Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги.
Количественная теория денег определяет спрос на деньги с помощью уравнения обмена:
MV=PY
где М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег;
P – уровень цен (индекс цен);
Y – реальный объем выпуска.
Согласно классической теории реальный ВВП (Y) изменяется медленно и только при изменении величины факторов производства и технологии. При условии постоянства V изменение количества денег в обращении (М) должно вызывать пропорциональное изменение номинального ВВП (PY). Предположим, что Y меняется с постоянной скоростью, а на коротких отрезках времени постоянен. Из этого следует, что колебания номинального ВВП будут отражать главным образом изменения цен.
Таким образом, изменение количества денег в обращении не окажет влияния на реальные величины, а отразиться на колебаниях реальных переменных.
Это явление получило название «нейтральность денег».
Уравнение обмена может быть представлено в темповой записи (для небольших изменений входящих в него величин):
Государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП, тогда уровень цен в экономике будет стабилен.
Чтобы исключить влияние инфляции, обычно рассматривают реальный спрос на деньги, то есть
где величина носит название «реальных запасов денежных средств».
Кейнсианская теория спроса на деньги – теория предпочтения ликвидности – выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности:
Обобщая классический и кейнсианский подходы, можно выделить следующие факторы спроса на деньги:
Классическая теория связывает спрос на деньги с реальным доходом. Кейнсианская теория считает основным фактором ставку процента. Издержки при хранении денег в виде наличности равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовав их на покупку финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит, тем ниже спрос на наличные деньги.
Функция спроса на реальные денежные остатки будет выглядеть следующим образом:
где Y – реальный доход,
R – ставка процента.
Если предположить линейную зависимость, получим:
где коэффициенты k и h отражают чувствительность спроса к доходу и к ставке процента. Функция спроса на деньги показывает, что при любом данном уровне дохода величина спроса будет падать с ростом ставки процента и наоборот. Увеличение уровня дохода отразиться сдвигом кривой спроса на деньги LD вправо на величину k∆Y (см. рисунок 1).
Рис. 1 Сдвиг кривой спроса при увеличении дохода.
Различают номинальную и
реальную ставки процента. Номинальная
ставка – это ставка, назначаемая
банками по кредитным операциям.
Реальная ставка процента отражает реальную
покупательную способность
где π – темп инфляции,
r – реальная ставка процента;
i – номинальная ставка процента.
Отсюда следует, что номинальная ставка процента может изменяться из-за изменения реальной ставки и темпа инфляции.
Количественная теория и уравнение Фишера вместе дают связь объема денежной массы и номинальной ставки процента: рост денежной массы вызывает рост инфляции, а она, в свою очередь, приводит к увеличению номинальной ставки процента. Эту связь инфляции и номинальной ставки процента называют эффектом Фишера.
В долгосрочном периоде сохраняется
«нейтральность денег», то есть изменение
номинальной переменной может повлиять
лишь на другую номинальную переменную,
не затрагивая реальные величины. В
краткосрочном периоде
3. Модель предложения
денег. Банковский
Предложение денег (МS) включает в себя наличность вне банковской системы (С) и депозиты (D), которые экономические агенты могут использовать для сделок:
Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд и других активных операций.
Банки обладают способностью увеличивать предложение денег. Кредитная мультипликация – процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков. В общем виде суммарное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита (включая первый депозит), равно:
где rr – норма банковских резервов,
D – первоначальный вклад.
Коэффициент называется банковским мультипликатором, или депозитным мультипликатором.
Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) – это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег.
где МВ – денежная база,
С – наличность,
R – резервы.
Денежный мультипликатор (m) – это отношение предложения денег к денежной базе:
Денежный мультипликатор
можно представить через
Величина cr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным Банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.
Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора (или мультипликатора денежной базы). Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.
Центральный Банк может контролировать предложение денег, прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.
Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный Банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:
1) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), то есть ставки, по которой Центральный Банк кредитует коммерческие банки;
2) изменение нормы обязательных
резервов, то есть минимальной
доли депозитов, которую
3) операции на открытом
рынке: купля или продажа
Центральный Банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:
1) коммерческие банки
сами определяют величину
2) Центральный Банк не
может точно предусмотреть
3) величина определяется
поведением населения и
4.Равновесие на
денежном рынке. Факторы,
Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег.