Деньги и денежное обращение в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы определена тем, что современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны - это неотъемлемый элемент рыночной экономики, через которую реализуются различные экономические возможности. Создание надежной платежной системы в России имеет особую значимость и является одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. .2-3
1. Сущность, функции, виды и роль денег в российской экономике….4-24
1.1. Происхождение, сущность и виды денег………………………………....4-9
1.2. Функции денег в российской экономике….........…………………….....9-11
Деньги как средство обращения……………………………………...11-13
Функции мировых денег……………………………………………...13-14
1.3. Теория денег и их эволюция………………………………….……..…14-24
2. Денежное система и денежное обращение в российской экономике……………………………………………………………………24-43
2.1. Денежная система…………………………………………………….…24-25
2.2. Налично-денежный оборот....................................………………….….25-32
2.3. Безналичный денежный оборот…………………………………….......33-39
3. Прогнозы развития денежной системы Российской Федерации.
3.1. Сравнительный анализ денежной системы РФ и зарубежных стран...40-53
3.2. Основные цели российской экономики на 2013-2015 год……………53-61
3.3. Выводы и предложения…………………………………………………61-65
Заключение......................................................................................................66-67
Список используемой литературы...................................................................68

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 105.23 Кб (Скачать файл)

Важную роль в стабилизации денежного обращения в нашей  стране сыграло утвержденное Банком России 5 января 1998 г. Положение «О правилах организации наличного денежного  обращения на территории Российской Федерации», которое обязательно  для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми  центрами, кредитными организациями  и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ (в дальнейшем — учреждения банков), а также  организациями, предприятиями и  учреждениями на территории Российской Федерации.

В соответствии с этими  правилами организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее — предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях  банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы  предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счет этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно  в кассы учреждений банков через  объединенные кассы при предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться  предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих  операций по инкассации денежных средств  и других ценностей.

Порядок и сроки сдачи  наличных денег устанавливаются  обслуживающими учреждениями банков каждому  предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости  ускорения оборачиваемости денег  и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых  и других сборов, сдаются администрациями  и сборщиками этих платежей непосредственно  в учреждения банков или путем  перевода через предприятия Госкомсвязи России.

Предприятия могут иметь  в своих кассах наличные деньги в  пределах лимитов, установленных банками  по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка наличных денег  в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, имеющим  кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.

Для установления лимита остатка  наличных денег в кассе предприятие  представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию  лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в  его кассу».

При наличии нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в  кассе. После установления лимита остатка  кассы в одном из учреждений банка  предприятие направляет уведомления  об этом в другие учреждения банков, в которых у него открыты соответствующие  счета. При проверке данного предприятия  учреждения банков руководствуются  этим лимитом остатка наличных денег  в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка  наличных денег в кассе ни в  одно из обслуживающих учреждений банков, лимит остатка кассы считается  нулевым, а несданная денежная наличность — сверхлимитной.

Лимит остатка кассы устанавливается  исходя из объемов налично-денежного  оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Этот лимит может пересматриваться в течение года в установленном  порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором с учреждениями банков.

Предприятия должны сдавать  в банк всю денежную наличность сверх  установленных лимитов остатка  наличных денег в кассе. Они могут  хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов  только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и  стипендий не более трех рабочих  дней.

По согласованию с обслуживающими учреждениями банков предприятия могут  расходовать поступающую в кассу  денежную выручку на цели, предусмотренные  федеральными законами и иными правовыми  актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.

Важное значение имеет  согласование предприятиями с обслуживающими учреждениями банков сроков выдачи денежной наличности на заработную плату, выплаты  социального характера и стипендии. Для равномерного использования  кассовых ресурсов и упорядочения выдач  наличных денежных средств в учреждениях  банков ежегодно составляется (по усмотрению их руководителя) календарь выдач  наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии (по дням) на основании  сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.

Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты  социального характера и стипендии  по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода  в целом по Российской Федерации.

Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных  выплат по заработной плате и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России.

Выдача наличных денег  предприятиям производится, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных  организаций. Для обеспечения своевременной  выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также  со счетов по вкладам граждан территориальные  учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной  организации и их филиалов сумму  минимально допустимого остатка  наличных денег в операционной кассе  на конец дня.

В целях максимального  привлечения наличных денег в  свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки  от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют  соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного  денежного оборота, соблюдению предприятиями  порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью  в соответствии с указанным выше Положением.

Прогнозирование наличного  денежного оборота. С 1991 г. в нашей  стране осуществлен переход от кредитного и кассового планирования денежного  обращения к составлению прогнозов  кассовых оборотов. Основной их целью  являются определение потребности  в наличных деньгах в целом  по Российской Федерации, по регионам и учреждениям банков и в соответствии с этим разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы отражают объем и источники  поступлений всех наличных денег  в кассы банков, размеры и целевое  направление их выдач предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным  лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумму выпуска или изъятия их из обращения.

Основная задача банков всех уровней в работе по прогнозированию  кассовых оборотов заключается в  достижении наибольшей достоверности  и реальности составляемых расчетов и определении изменения наличной денежной массы в обороте. Важным этапом является и разработка мероприятий  по увеличению поступлений наличных денег, их экономному использованию  с целью ограничения эмиссии.

С 1 января 1998 г. Центральным  банком РФ вышеуказанным Положением установлен определенный порядок прогнозирования  наличного денежного оборота. Для  выявления объема источников поступлений  количества денег в кассы учреждений банков и направления их выдач, а  также эмиссионного результата в  областях, краях, республиках и в  целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.

Кредитные организации для  определения потребности в наличных деньгах, необходимых для обеспечения  расходных операций своих клиентов, составляют прогнозные расчеты ожидаемых  поступлений наличных денег в  кассы и их выдач на основании  динамических рядов и «Отчета  о кассовых оборотах учреждений Банка  России и кредитных организаций» или на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий.

Эти расчеты составляются кредитными организациями ежеквартально  с распределением по месяцам и  направляются в расчетно-кассовый центр, где открыт корреспондентский счет данной организации, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала. Расчетно-кассовые центры ежеквартально с распределением по месяцам составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым  кредитным организациям на основе анализа  оборотов наличных денег, проходящих через  их кассы, и получаемых от кредитных  организаций прогнозных расчетов. За семь дней до начала квартала данные прогнозы сообщаются территориальному учреждению Банка России.

Прогнозные расчеты ожидаемой  эмиссии денег используются расчетно-кассовыми  центрами при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы. Территориальные  учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике по источникам поступлений  наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал с разбивкой  по месяцам на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также полученных от расчетно-кассовых центров или  кредитных организаций сообщений  о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате.

Территориальные учреждения Банка России за три дня до начала прогнозируемого квартала сообщают расчетные данные по оборотам в целом  по региону по приходу наличных денег  в кассы учреждений банков и их выдачам Департаменту регулирования  денежного обращения Центрального банка РФ.

Прогнозные расчеты эмиссии  денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично-денежного  оборота в регионе, а также  при составлении планов завозов  наличных денег в резервные фонды  расчетно-кассовых центров.

Кроме того, территориальные  учреждения Банка России и кредитные  организации составляют и направляют в Центральный банк РФ статистические отчеты о кассовых оборотах за месяц  и по пятидневкам.

Ежеквартально территориальные  учреждения Центрального банка РФ анализируют  состояние наличного денежного  оборота в регионах. Результаты анализа  используются ими для составления  прогнозов кассовых оборотов, а также  для разработки и осуществления  совместно с учреждениями банков мер по улучшению организации  оборота наличных денег и сокращению эмиссии.

 

 

    1. Безналичный денежный оборот.

Одной из базовых структур рыночной экономики является платежный  механизм, который делится на налично-денежный и безналичный. Безналичный платежный  оборот в России составляет около 60%, в экономически развитых странах  — до 90%.

Безналичный платежный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей  денежных средств или путем зачетов  взаимных требований. Именно широкое  развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения  их в банковскую систему.

На Центральный банк РФ как главный регулирующий орган  платежной системы возложены  обязанности по установлению правил, сроков и стандартов осуществления  расчетов с соблюдением следующих  принципов их организации.

    1. Правовой режим осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 1990-х гг. Это соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.

Общий порядок осуществления  расчетов на территории Российской Федерации  регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 861— 885), а также Положением Центрального банка РФ «О безналичных  расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Приняты также специальные  законодательные и подзаконные  акты, которые включают федеральные  законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О переводном и простом векселе» и др.

  1. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя, поставщика и плательщика. Для расчетного 
    обслуживания заключается договор банковского счета между клиентам и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают 
    корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.
  2. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений. Это необходимое условие своевременного выполнения долговых обязательств.
  3. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа — чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов — платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
  4. Срочность платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.
  5. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью 
    и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.

Информация о работе Деньги и денежное обращение в российской экономике