Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:16, курсовая работа
Актуальность работы определена тем, что современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны - это неотъемлемый элемент рыночной экономики, через которую реализуются различные экономические возможности. Создание надежной платежной системы в России имеет особую значимость и является одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.
Введение………………………………………………………………………. .2-3
1. Сущность, функции, виды и роль денег в российской экономике….4-24
1.1. Происхождение, сущность и виды денег………………………………....4-9
1.2. Функции денег в российской экономике….........…………………….....9-11
Деньги как средство обращения……………………………………...11-13
Функции мировых денег……………………………………………...13-14
1.3. Теория денег и их эволюция………………………………….……..…14-24
2. Денежное система и денежное обращение в российской экономике……………………………………………………………………24-43
2.1. Денежная система…………………………………………………….…24-25
2.2. Налично-денежный оборот....................................………………….….25-32
2.3. Безналичный денежный оборот…………………………………….......33-39
3. Прогнозы развития денежной системы Российской Федерации.
3.1. Сравнительный анализ денежной системы РФ и зарубежных стран...40-53
3.2. Основные цели российской экономики на 2013-2015 год……………53-61
3.3. Выводы и предложения…………………………………………………61-65
Заключение......................................................................................................66-67
Список используемой литературы...................................................................68
Важную роль в стабилизации
денежного обращения в нашей
стране сыграло утвержденное Банком
России 5 января 1998 г. Положение «О правилах
организации наличного
В соответствии с этими правилами организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее — предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счет этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы при предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Порядок и сроки сдачи
наличных денег устанавливаются
обслуживающими учреждениями банков каждому
предприятию по согласованию с их
руководителями исходя из необходимости
ускорения оборачиваемости
Предприятия могут иметь
в своих кассах наличные деньги в
пределах лимитов, установленных банками
по согласованию с руководителями предприятий.
Лимит остатка наличных денег
в кассе устанавливается
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
При наличии нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об этом в другие учреждения банков, в которых у него открыты соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность — сверхлимитной.
Лимит остатка кассы устанавливается
исходя из объемов налично-денежного
оборота предприятия с учетом
особенностей режима его деятельности,
порядка и сроков сдачи наличных
денежных средств в учреждения банков,
обеспечения сохранности и
Этот лимит может
Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий не более трех рабочих дней.
По согласованию с обслуживающими
учреждениями банков предприятия могут
расходовать поступающую в
Важное значение имеет
согласование предприятиями с обслуживающими
учреждениями банков сроков выдачи денежной
наличности на заработную плату, выплаты
социального характера и
Территориальные учреждения
Банка России на основании получаемых
от учреждений банков материалов ежегодно
составляют календарь выдач наличных
денег на заработную плату, выплаты
социального характера и
Данные сведения используются
также при прогнозировании
Выдача наличных денег
предприятиям производится, как правило,
за счет текущих поступлений денежной
наличности в кассы кредитных
организаций. Для обеспечения своевременной
выдачи кредитными организациями наличных
денег со счетов предприятий, а также
со счетов по вкладам граждан
В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с указанным выше Положением.
Прогнозирование наличного
денежного оборота. С 1991 г. в нашей
стране осуществлен переход от кредитного
и кассового планирования денежного
обращения к составлению
Основная задача банков всех
уровней в работе по прогнозированию
кассовых оборотов заключается в
достижении наибольшей достоверности
и реальности составляемых расчетов
и определении изменения
С 1 января 1998 г. Центральным банком РФ вышеуказанным Положением установлен определенный порядок прогнозирования наличного денежного оборота. Для выявления объема источников поступлений количества денег в кассы учреждений банков и направления их выдач, а также эмиссионного результата в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.
Кредитные организации для
определения потребности в
Эти расчеты составляются кредитными организациями ежеквартально с распределением по месяцам и направляются в расчетно-кассовый центр, где открыт корреспондентский счет данной организации, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала. Расчетно-кассовые центры ежеквартально с распределением по месяцам составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций прогнозных расчетов. За семь дней до начала квартала данные прогнозы сообщаются территориальному учреждению Банка России.
Прогнозные расчеты ожидаемой
эмиссии денег используются расчетно-кассовыми
центрами при составлении заявок
на подкрепление оборотной кассы. Территориальные
учреждения Банка России составляют
прогнозы кассовых оборотов по области,
краю, республике по источникам поступлений
наличных денег в кассы учреждений
банков и направлениям их выдач на
предстоящий квартал с
Территориальные учреждения
Банка России за три дня до начала
прогнозируемого квартала сообщают
расчетные данные по оборотам в целом
по региону по приходу наличных денег
в кассы учреждений банков и их
выдачам Департаменту регулирования
денежного обращения
Прогнозные расчеты эмиссии
денег территориальные
Кроме того, территориальные учреждения Банка России и кредитные организации составляют и направляют в Центральный банк РФ статистические отчеты о кассовых оборотах за месяц и по пятидневкам.
Ежеквартально территориальные учреждения Центрального банка РФ анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.
Одной из базовых структур рыночной экономики является платежный механизм, который делится на налично-денежный и безналичный. Безналичный платежный оборот в России составляет около 60%, в экономически развитых странах — до 90%.
Безналичный платежный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.
На Центральный банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности по установлению правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации.
Общий порядок осуществления расчетов на территории Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 861— 885), а также Положением Центрального банка РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. № 2-П.
Приняты также специальные законодательные и подзаконные акты, которые включают федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О переводном и простом векселе» и др.
Информация о работе Деньги и денежное обращение в российской экономике