Деньги и денежное обращение в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы определена тем, что современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны - это неотъемлемый элемент рыночной экономики, через которую реализуются различные экономические возможности. Создание надежной платежной системы в России имеет особую значимость и является одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. .2-3
1. Сущность, функции, виды и роль денег в российской экономике….4-24
1.1. Происхождение, сущность и виды денег………………………………....4-9
1.2. Функции денег в российской экономике….........…………………….....9-11
Деньги как средство обращения……………………………………...11-13
Функции мировых денег……………………………………………...13-14
1.3. Теория денег и их эволюция………………………………….……..…14-24
2. Денежное система и денежное обращение в российской экономике……………………………………………………………………24-43
2.1. Денежная система…………………………………………………….…24-25
2.2. Налично-денежный оборот....................................………………….….25-32
2.3. Безналичный денежный оборот…………………………………….......33-39
3. Прогнозы развития денежной системы Российской Федерации.
3.1. Сравнительный анализ денежной системы РФ и зарубежных стран...40-53
3.2. Основные цели российской экономики на 2013-2015 год……………53-61
3.3. Выводы и предложения…………………………………………………61-65
Заключение......................................................................................................66-67
Список используемой литературы...................................................................68

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 105.23 Кб (Скачать файл)

При формировании бюджетной  стратегии необходимо учитывать  как действующие расходные обязательства, так и те обязательства, возникновения  которых можно ожидать на основе данных экономических и социальных прогнозов, оценки перспективного воздействия внутренних и внешних экономических, социальных и иных факторов.

В бюджетной стратегии  необходимо определить механизмы обеспечения  связи между долгосрочными целями государственных программ, конкретными  индикаторами их выполнения и бюджетными проектировками на трехлетний период.

4. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.

Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие  факторам нестабильности – высокой инфляции и бюджетному дефициту. Без этого невозможно улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.

Прежде всего необходимо крайне осмотрительно формировать  политику расходов. В условиях высоких  цен на нефть и газ на мировом  рынке в бюджет поступают дополнительные доходы и возникает потенциальная  возможность соответственно увеличить  бюджетные расходы. Но действие этого  фактора крайне нестабильно, и в  случае ухудшения ситуации на мировом  рынке может возникнуть угроза невыполнения бюджетных обязательств. Такого развития событий нельзя допустить.

Продуманная бюджетная политика в области расходов в совокупности с мерами денежно-кредитного регулирования, включая применение гибкого механизма  формирования валютного курса рубля, должна обусловливать низкую инфляцию, что, в свою очередь, должно способствовать переходу России на новый уровень  развития, характеризующийся большей  устойчивостью к резкому воздействию  внешних негативных факторов.

В период острой фазы мирового экономического кризиса в целях  повышения возможности для оперативного бюджетного маневра было на время  прекращено действие так называемого  бюджетного правила, исключающего возможность  использования доходов, получаемых в результате высокого уровня цен на нефть и газ, для осуществления текущих расходов. Необходимо возвратить действие этого правила, предусмотрев законодательное закрепление порядка использования нефтегазовых доходов, позволяющего в максимально возможной степени стимулировать экономический рост и страховать от резких колебаний на мировом рынке.

При планировании расходов федерального бюджета целесообразно основываться на базовой, средней цене на нефть  за пятилетний период с ежегодным  увеличением расчетного периода  на один год до достижения 10 лет. Предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов  при базовой цене более чем  на один процент валового внутреннего  продукта.

В случае если фактическая  цена на нефть оказывается выше базовой, дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд. Если же цена снижается, то для покрытия дефицита федерального бюджета следует направлять средства Резервного фонда.

После достижения нормативно установленного объема Резервного фонда  дополнительные нефтегазовые доходы должны направляться в Фонд национального  благосостояния. При этом часть этих доходов может использоваться для  финансирования инфраструктурных и  других приоритетных для Российской Федерации проектов. Безусловно, до принятия решений о таком использовании  средств Фонда национального  благосостояния должно быть принято  долгосрочное решение по развитию пенсионной системы и необходимому резервированию средств Фонда национального  благосостояния для поддержки ее устойчивости.

Необходимо сформировать эффективную систему управления рисками, позволяющую обеспечивать прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций и быстрое  реагирование на них. Недостаточно реагировать  на уже возникший кризис. Нужно  научиться его прогнозировать и  предотвращать. Для этого должна быть организована работа по постоянному  мониторингу системных рисков, подготовке и реализации мер по их предотвращению и смягчению.

Необходимо предусмотреть  в пределах утвержденных в соответствии с бюджетными правилами параметров бюджета механизмы возможного перераспределения  ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы  и по социальному обеспечению  населения. При этом механизмы и  инструменты антикризисной государственной  политики должны быть заранее проработаны. В случае резкого снижения цены на нефть на мировом рынке и ухудшения  экономической ситуации должны быть заблаговременно определены варианты возможной корректировки параметров бюджета.

5. Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

Правительством Российской Федерации одобрены Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость  налоговой политики государства.

При практической реализации этого документа следует обратить внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической  функции налоговой политики.

Налоговая система Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами  государств, ведущих на мировом рынке  борьбу за привлечение инвестиций в  национальные экономики. Процедуры  налогового администрирования должны стать максимально комфортными  для добросовестных налогоплательщиков.

Развитие налоговой системы  должно отвечать задачам диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая  нагрузка на несырьевые сектора экономики  не будет повышаться по крайней мере до 2018 года. После принятия в 2012 году Федеральным Собранием Российской Федерации изменений в налоговое  законодательство Российской Федерации, касающихся налоговых ставок, предлагаю  больше не корректировать ставки по основным налогам.

Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток  уклонения от уплаты налогов. Налоговая  нагрузка воспринимается болезненней  добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех  же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в  недополучении бюджетом доходов, которые  могли бы быть использованы в интересах  общества, но и в неравенстве условий  экономической деятельности.

Правительство Российской Федерации  должно принять конкретные меры противодействия  уклонению от уплаты налогов, исходя из того, что при увеличении в  результате осуществления этих налоговых  мер налоговых доходов могут  быть приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки.

В целях сокращения неоправданных  административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования  документов бухгалтерского учета при  подготовке и представлении налоговой  отчетности.

 

 

 

 

3.3. Выводы и  предложения.

Под финансовой системой понимают совокупность финансовых учреждений страны, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения  государства (денежная система, система  финансовых учреждений). Финансовый сектор экономики в широком понимании  включает финансовые институты, контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются  в поддержании ее устойчивого  функционирования, реализации государственных  нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью  финансовых институтов.

Финансовые институты  в рамках финансового сектора  включают организации, относящиеся  к банковской системе, а также  к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе  особое место отводится центральным  банкам.

В экономически развитых странах  традиционно выделяют два основных типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые  не относятся к банковским.

В сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять  небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение  сфер деятельности и отдельных операций.

Приведенное деление на универсальные  и сегментированные финансовые системы  в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Наиболее типичными представителями  сегментированных систем являются США, Великобритания и Японии.

Следовательно, из анализа  денежно-кредитных систем России и  США, приведенного в таблице № 1, можно сделать следующие рекомендации по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной системы России:

- Дальнейшее развитие  денежной системы и укрепление  доверия к ее финансовым инструментам

- Укрепление рубля, его  реальная конвертируемость и  вытеснение теневого хождения  доллара на территории России.

- Борьба с коррупцией  и усиление открытости финансовых  институтов.

- Дальнейший рост независимости  Центрального банка России как  эмиссионного центра от исполнительной  и законодательной властей с  одновременным ростом значения  саморегулирующихся организаций  в финансовой сфере.

Центральные эмиссионные  банки являются главным регулятором  денежно-кредитной политики во всех странах, и естественно, что основной проблемой организаций, внедряющих системы электронных денег, является урегулирование взаимоотношений с  ними.

При отсутствии должного контроля центральный банк будет иметь  искаженную информацию об объеме платежных  средств в экономике, что в  конечном счете снизит эффективность  его денежно-кредитной политики. Кроме того, появляется опасность  бесконтрольной эмиссии электронных  денег, что может привести к инфляции.

В Японии, например, принята  национальная программа создания информационного  общества. Важная роль в данной программе  отводится финансовой системе.

Практика банковского  дела за рубежом представляет большой  интерес для складывающейся в  России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма  возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных  учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.

В мировой экономике прослеживаются следующие тенденции в развитии современной денежной системы.

1. Из денежного оборота  в качестве платежного средства  полностью вытеснено золото (золотые  деньги). Иными словами, завершился  процесс демонетизации золота. В  настоящее время ни в одной  стране мира нет в обращении  золота в качестве платежного  средства.

2. Из денежного оборота  вытесняются бумажные деньги. Все  большую роль в денежном обороте  многих стран начинают играть так называемые квазиденьги: чеки, векселя, кредитные карточки, банковские счета и др. В этой связи в структуре денежной массы стали выделять так называемые денежные агрегаты.

3. С дальнейшим усилением  интернационализации хозяйственной  жизни, развитием компьютеризации  национальные деньги все более  вытесняются из денежного оборота  коллективными валютами (евро).

4. В денежном обороте  все большая роль отводится  электронным деньгам. Электронные деньги, их распространение в мире имеют большие преимущества.

Во-первых, это ведет к  огромной экономии ресурсов (исключаются  печатание денег, их защита, транспортировка  и т.д.).

Во-вторых, введение электронных  денег способствует декриминализации денежных отношений (электронные деньги всегда выступают как именные  деньги).

В-третьих, распространение электронных денег позволит осуществить тотальный контроль за всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и т.д. 
Совершенствованию платежной системы России будет способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.

Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной  системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.  Предполагается осуществить разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов. 
Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы.

Информация о работе Деньги и денежное обращение в российской экономике