Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:16, курсовая работа
Актуальность работы определена тем, что современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны - это неотъемлемый элемент рыночной экономики, через которую реализуются различные экономические возможности. Создание надежной платежной системы в России имеет особую значимость и является одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.
Введение………………………………………………………………………. .2-3
1. Сущность, функции, виды и роль денег в российской экономике….4-24
1.1. Происхождение, сущность и виды денег………………………………....4-9
1.2. Функции денег в российской экономике….........…………………….....9-11
Деньги как средство обращения……………………………………...11-13
Функции мировых денег……………………………………………...13-14
1.3. Теория денег и их эволюция………………………………….……..…14-24
2. Денежное система и денежное обращение в российской экономике……………………………………………………………………24-43
2.1. Денежная система…………………………………………………….…24-25
2.2. Налично-денежный оборот....................................………………….….25-32
2.3. Безналичный денежный оборот…………………………………….......33-39
3. Прогнозы развития денежной системы Российской Федерации.
3.1. Сравнительный анализ денежной системы РФ и зарубежных стран...40-53
3.2. Основные цели российской экономики на 2013-2015 год……………53-61
3.3. Выводы и предложения…………………………………………………61-65
Заключение......................................................................................................66-67
Список используемой литературы...................................................................68
Современные денежные системы
зарубежных стран, несмотря на свои особенности,
имеют много общих черт. Они
включают следующие элементы: денежную
единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся
законным платежным средством, эмиссионную
систему и государственных
Современная денежная система зарубежных стран характеризуется следующими основными чертами:
1. Отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота;
2. Переходом к неразменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег;
3. Сохранением в денежном обороте некоторых стран наряду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейских билетов;
4. Выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;
5. Развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного;
6. Усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы – соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, который ведет к инфляционному процессу.
Проведенный анализ процессов
в денежно-кредитной сфере
В то же время процесс
становления денежно-кредитной
Другой важный пример денежно-кредитной
системы США, который актуален для
России, это независимость
Нельзя обойти вниманием
и тот факт, что многие вновь
созданные кредитно-финансовые институты,
страховые компании и инвестиционные
фонды занимаются несвойственной им
деятельностью: привлекают вклады населения,
выполняя функции коммерческих и
сберегательных банков. В США можно
наблюдать схожий процесс, однако у
нас он осложняется отсутствием
традиций в финансовой сфере, что
зачастую ведет к мошенничеству
и как результат к потере доверия
со стороны населения ко многим кредитным
институтам. Поэтому России нужно
присмотреться к опыту
Основные показатели сравнения приведены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная таблица основных показателей, характеризующих денежную систему стран.
Показатель |
РФ |
США |
Япония |
Национальная валюта |
Рубль |
Доллар |
Йена |
Банковская система |
Двухуровневая банковская система: - Центральный банк РФ - Кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков |
Двухуровневая банковская система: на первом уровне находится центральный банк США - федеральная резервная система, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений. |
Двухуровневая банковская система: - Банк Японии - Коммерческие банки; - Специализированные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса; - Правительственные кредитные учреждения; - Почтовые сберегательные кассы. |
Функции, задачи, инструменты ЦБ. |
Функции ЦБ РФ определены в ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ» Задачи: - защита и обеспечение устойчивости рубля; - развитие и укрепление банковской системы РФ; - обеспечение эффективного
и бесперебойного Инструменты: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) Операции на открытом рынке; 4) Рефинансирование кредитных организаций; 5) Валютные интервенции; 6) Установление ориентиров роста денежной массы; 7) Прямые количественные ограничения; 8) Эмиссия облигаций от своего имени. |
Федеральная резервная система является центральным банком США. Обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям: - осуществление монетарной
политики государства путем |
Функции: - выпуск банкнот; - реализация денежно-кредитной политики; - изменение нормы обязательных банковских резервов, - операции на финансовых рынках, - регулирование учетной ставки процента, - осуществление взаиморасчетов коммерческих банков; - мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений; - проведение операций с государственными ценными бумагами; - осуществление международной деятельности; - выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований. Инструменты: 1) изменение нормы обязательных банковских резервов, 2) операции на финансовых рынках, 3) регулирование учетной ставки процента |
Функции, задачи и операции финансово-кредитных институтов |
Функции коммерческих банков: - аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств, - предоставление кредита, - посредничества в осуществлении платежей и расчетов. Операции коммерческих банков: - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); - размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; - осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; - инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; - купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; - привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; - выдача банковских гарантий; - осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов). |
Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации). Основными функциями коммерческих банков являются: - мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; - кредитование предприятий, государства и населения; - выпуск кредитных денег; - осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; - эмиссионно-учредительская функция; - консультирование, представление экономической и финансовой информации. |
Японские банки выполняют следующие операции — платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, если на счет клиента своевременно не поступает заработная плата. |
Нормативная база |
- Конституция РФ - ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) №86-ФЗ от 10.07.2002 -ФЗ «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990 - нормативные акты ЦБ (Положения, инструкции, разъяснения) |
В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов: - законодательных актов и постановлений Конгресса; - институционального - механизм саморегулирования
рынка ценных бумаг (со - апробированной методики вмешательства государства в деятельность фиктивного сектора экономики. |
- Закон о Банке Японии №89 от 1.04.1998 г. В Японии нет большого числа
законодательных предписаний |
3.2. Основные цели российкой экономики на 2013-2015 год.
К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.
Но есть и ряд нерешенных проблем.
Во-первых, сохраняется значительный
нефтегазовый дефицит. Бюджетная система
Российской Федерации находится
в высокой степени зависимости
от ситуации на мировых сырьевых рынках.
Из-за этого ограничены возможности
для бюджетного маневра в целях
существенного увеличения бюджетных
расходов по направлениям, обусловливающим
экономическое развитие страны, даже
при понимании объективной
Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.
В-третьих, на низком уровне
осуществляется финансово-экономическое
обоснование решений, приводящих к
новым расходным
В-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.
В-пятых, межбюджетные отношения
пока не в полной мере настроены
на стимулирование органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления
к созданию условий для
В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.
В-седьмых, не удалось избежать
практики постоянных фрагментарных
изменений налогового законодательства.
Даже при улучшении условий
Сложность и масштабность
задач в сфере социально-
Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.
1. Бюджетная политика должна
стать более эффективным
Механизмы государственной
социально-экономической
Пора уходить от ставшего
уже привычным измерения
Если бюджетные средства
израсходованы в большем
В целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Соответствующий анализ на основании динамики объемов расходов и значений целевых показателей необходимо проводить по государственным программам с публичным рассмотрением отчетов.
Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Наоборот, бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.
Учитывая, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.
2. Для достижения целей
социально-экономической
Переход к «программному
бюджету» в полном объеме необходимо
осуществить начиная с
3. Особое внимание должно
быть уделено продуманности и
обоснованности механизмов
Для этого необходима разработка
бюджетной стратегии Российской
Федерации на период до 2030 года, определяющей
основные черты бюджетной политики
при различных вариантах
В рамках бюджетной стратегии
необходимо конкретизировать долгосрочные
базовые требования к формированию
и исполнению финансовых обязательств
государства, а также к налоговой
системе, поэтапному совершенствованию
межбюджетных отношений и повышению
эффективности бюджетных
Информация о работе Деньги и денежное обращение в российской экономике