Деньги и денежное обращение в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы определена тем, что современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны - это неотъемлемый элемент рыночной экономики, через которую реализуются различные экономические возможности. Создание надежной платежной системы в России имеет особую значимость и является одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. .2-3
1. Сущность, функции, виды и роль денег в российской экономике….4-24
1.1. Происхождение, сущность и виды денег………………………………....4-9
1.2. Функции денег в российской экономике….........…………………….....9-11
Деньги как средство обращения……………………………………...11-13
Функции мировых денег……………………………………………...13-14
1.3. Теория денег и их эволюция………………………………….……..…14-24
2. Денежное система и денежное обращение в российской экономике……………………………………………………………………24-43
2.1. Денежная система…………………………………………………….…24-25
2.2. Налично-денежный оборот....................................………………….….25-32
2.3. Безналичный денежный оборот…………………………………….......33-39
3. Прогнозы развития денежной системы Российской Федерации.
3.1. Сравнительный анализ денежной системы РФ и зарубежных стран...40-53
3.2. Основные цели российской экономики на 2013-2015 год……………53-61
3.3. Выводы и предложения…………………………………………………61-65
Заключение......................................................................................................66-67
Список используемой литературы...................................................................68

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 105.23 Кб (Скачать файл)

Современные денежные системы  зарубежных стран, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они  включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством, эмиссионную  систему и государственных аппарат  регулирования денежного обращения.

Современная денежная система  зарубежных стран характеризуется  следующими основными чертами:

1.  Отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота;

2.  Переходом к неразменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег;

3.  Сохранением в денежном обороте некоторых стран наряду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейских билетов;

4.  Выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;

5.  Развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного;

6.  Усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы – соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, который ведет к инфляционному процессу.

Проведенный анализ процессов  в денежно-кредитной сфере России позволяет сделать следующие  важные выводы, касающиеся политики Центрального банка РФ в данной области: Нынешняя структура денежно-кредитной системы  стала в большой степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.

В то же время процесс  становления денежно-кредитной системы  выявил определенные недостатки. Они  выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые  компании, инвестиционные фонды), которые  из-за слабой финансовой базы не могут  справляться с потребностями  клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные  кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и  другие отрасли. Это один из важнейших  выводов, которые должны быть сделаны  из сравнительной характеристики денежно-кредитных  систем России и США. Именно в развитии небанковского сектора видится  дальнейшая перспектива реформирования денежно-кредитной системы России.

Другой важный пример денежно-кредитной  системы США, который актуален для  России, это независимость регулирующего  органа от исполнительной власти. В  России постоянно предпринимаются  попытки поставить под контроль правительства Центральный банк. Фактическое его положение сейчас трудно назвать полностью независимым.

Нельзя обойти вниманием  и тот факт, что многие вновь  созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и  сберегательных банков. В США можно  наблюдать схожий процесс, однако у  нас он осложняется отсутствием  традиций в финансовой сфере, что  зачастую ведет к мошенничеству  и как результат к потере доверия  со стороны населения ко многим кредитным  институтам. Поэтому России нужно  присмотреться к опыту законодательного регулирования денежной системы  США.

Основные показатели сравнения  приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная  таблица основных показателей, характеризующих  денежную систему стран.

 

Показатель

РФ

США

Япония

Национальная валюта

Рубль

Доллар

Йена

Банковская система

Двухуровневая банковская система:

- Центральный банк РФ

- Кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков

Двухуровневая банковская система: на первом уровне находится центральный  банк США - федеральная резервная  система, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных  учреждений.

Двухуровневая банковская система:

- Банк Японии

- Коммерческие банки;

- Специализированные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса;

- Правительственные кредитные учреждения;

- Почтовые сберегательные кассы.

Функции, задачи, инструменты  ЦБ.

Функции ЦБ РФ определены в ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ»

Задачи:

- защита и обеспечение  устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

- обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  платежной системы.

Инструменты:

1) процентные ставки по  операциям Банка России;

2) нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) Операции на открытом рынке;

4) Рефинансирование кредитных организаций;

5) Валютные интервенции;

6) Установление ориентиров роста денежной массы;

7) Прямые количественные ограничения;

8) Эмиссия облигаций от своего имени.

Федеральная резервная система  является центральным банком США.

Обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям:

- осуществление монетарной  политики государства путем влияния  на денежную ситуацию и кредитование  экономики с целью обеспечения  максимальной занятости, стабильности  цен и умеренных долгосрочных  процентных ставок;  
- контроль и регулирование деятельности банковских учреждений для обеспечения надежности и разумного устройства банковской и финансовой системы страны и защиты кредитных прав потребителей;  
- подержание стабильности финансовой системы и сдерживание системного риска, который может возникать на финансовых рынках;  
- предоставление финансовых услуг депозитным учреждениям, правительству США и иностранным официальным учреждениям, в том числе выполнение основных функций в качестве обеспечения работы платежной системы страны.

Функции:

- выпуск банкнот;

- реализация денежно-кредитной политики;

- изменение нормы обязательных банковских резервов,

- операции на финансовых рынках,

- регулирование учетной ставки процента,

- осуществление взаиморасчетов коммерческих банков;

- мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений;

- проведение операций с государственными ценными бумагами;

- осуществление международной деятельности;

- выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований.

Инструменты:

1) изменение нормы обязательных банковских резервов,

2) операции на финансовых рынках,

3) регулирование учетной ставки процента

Функции, задачи и операции финансово-кредитных институтов

Функции коммерческих банков:

- аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств,

- предоставление кредита,

- посредничества в осуществлении платежей и расчетов.

Операции коммерческих банков:

- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

- размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- выдача банковских гарантий;

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов).

Важное место в кредитной  системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации).

Основными функциями коммерческих банков являются:

- мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

- кредитование предприятий, государства и населения;

- выпуск кредитных денег;

- осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

- эмиссионно-учредительская функция;

- консультирование, представление экономической и финансовой информации.

Японские банки выполняют  следующие операции — платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, если на счет клиента своевременно не поступает заработная плата.

Нормативная база

- Конституция РФ

- ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) №86-ФЗ от 10.07.2002

-ФЗ «О банках и банковской  деятельности» №395-1 от 02.12.1990

- нормативные акты ЦБ (Положения, инструкции, разъяснения)

В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов:

- законодательных актов  и постановлений Конгресса;

- институционального обеспечения  (система федеральных законов,  осуществляющих общий надзор  над деятельностью бирж);

- механизм саморегулирования  рынка ценных бумаг (со стороны  самих биржевиков);

- апробированной методики  вмешательства государства в  деятельность фиктивного сектора экономики.

- Закон о Банке Японии №89 от 1.04.1998 г.

В Японии нет большого числа  законодательных предписаний для  банков, и в этом состоит особенность  банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется  в своей деятельности так называемыми  направляющими указаниями, т.е. устными  предписаниями министерства финансов. Хотя эти указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются.


 

3.2. Основные цели российкой экономики на 2013-2015 год.

К началу 2012 года экономика  полностью восстановилась после  кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить  в 2011 году федеральный бюджет без  дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики  Российской Федерации к внешним  негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

Но есть и ряд нерешенных проблем.

Во-первых, сохраняется значительный нефтегазовый дефицит. Бюджетная система  Российской Федерации находится  в высокой степени зависимости  от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности  для бюджетного маневра в целях  существенного увеличения бюджетных  расходов по направлениям, обусловливающим  экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости  этих расходов. При этом принятые бюджетные  обязательства не могут быть существенно  сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.

Во-вторых, структура бюджетных  расходов не является оптимальной для  стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств  на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования  и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое  обоснование решений, приводящих к  новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия  будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет  связано с другими направлениями  политики государства и какое  влияние окажет на объем длящихся обязательств.

В-четвертых, зачастую эффективность  осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический  эффект несоразмерен объему израсходованных  на те или иные цели средств.

В-пятых, межбюджетные отношения  пока не в полной мере настроены  на стимулирование органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской  и инвестиционной деятельности, которые  объективно являются необходимой основой  для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов. Высока зависимость  бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной  власти в этой сфере должным образом  не раскрываются.

В-седьмых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных  изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения  для ведения предпринимательской  деятельности это обусловливает  необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив  в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.

Сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической  политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального  повышения качества стратегического  управления экономикой и общественными  финансами.

Для решения этой задачи при  формировании и реализации бюджетной  политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.

1. Бюджетная политика должна  стать более эффективным инструментом  реализации государственной социально-экономической  политики.

Механизмы государственной  социально-экономической политики должны иметь надежное, точно просчитанное бюджетное обеспечение. Должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для  достижения конкретных количественно  определенных целей государственной  социально-экономической политики. Недопустимо, когда отдельно подводятся итоги исполнения бюджета и отдельно – итоги реализации мер социально-экономической политики.

Пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные цели. Критерием  должно стать достижение целей социально-экономической  политики, на финансовое обеспечение  которых направляются бюджетные  средства.

Если бюджетные средства израсходованы в большем объеме, чем намечено, а цель достигнута в меньшей степени, чем определено, то в каждом подобном случае необходимо выявлять и устранять причины такого результата использования бюджетных ассигнований.

В целях повышения эффективности  расходов необходимо разработать и  внедрить систему ежегодного анализа  эффективности расходов по каждому  направлению, в том числе анализа  динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности  расходов должен дополнять систему  ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода  контроля суммы расходов на то или  иное направление. Соответствующий  анализ на основании динамики объемов  расходов и значений целевых показателей  необходимо проводить по государственным  программам с публичным рассмотрением  отчетов.

Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного  климата. За счет бюджетных средств  не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию  частным инвестициям. Наоборот, бюджетные  инвестиции в экономику должны стимулировать  рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.

Учитывая, что в ближайшей  перспективе будут действовать  жесткие ограничения, связанные  с неблагоприятной ситуацией  в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации  расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных  расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной  системы Российской Федерации должна увеличиваться.

2. Для достижения целей  социально-экономической политики  и обеспечения общественного  контроля за их достижением  формирование и исполнение бюджета  должно осуществляться на базе  государственных программ.

Переход к «программному  бюджету» в полном объеме необходимо осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

3. Особое внимание должно  быть уделено продуманности и  обоснованности механизмов реализации  и ресурсного обеспечения государственных  программ, их корреляции с долгосрочными  целями социально-экономической  политики государства.

Для этого необходима разработка бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. При этом на период до 2020 года в бюджетной  стратегии должны быть определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов).

В рамках бюджетной стратегии  необходимо конкретизировать долгосрочные базовые требования к формированию и исполнению финансовых обязательств государства, а также к налоговой  системе, поэтапному совершенствованию  межбюджетных отношений и повышению  эффективности бюджетных расходов. Бюджетная стратегия должна обеспечить предсказуемость реакций бюджетной  системы на вызовы и возможности, которые могут возникать в  рамках различных вариантов развития мировой экономики, предусматривать  превентивное применение адекватного  набора мер при негативном воздействии  внешних экономических факторов.

Информация о работе Деньги и денежное обращение в российской экономике