Занятости и безработицы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во « Всеобщей декларации прав человека », где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………3
Занятость и безработица как социально-экономическое явление ……………………………………....5
Понятие занятости, ее формы и структура ………………………………………………………......5
Сущность безработицы, ее формы и виды…………………………………………………………...8
Политика занятости ………………………………………………………………………………………...11
Причины возникновения и последствия безработицы …………………………………………………..14
Анализ уровня занятости и уровня безработицы в Республике Беларусь…………………………….20
Мероприятия по решению проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь …………….26
Заключение ………………………………………………………………………………………………….29
Литература …………………………………………………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

курсач седнина n.docx

— 176.57 Кб (Скачать файл)

Некоторые исследователи выделяют до 70 различных видов безработицы. Общепринятая (традиционная) классификация безработицы может быть представлена следующим образом.

Безработица бывает в двух основных формах: естественная и истинная. Каждая из них имеет свои виды.

Естественная безработица – допустимый резерв рабочей силы, который способен быстро изменяться в зависимости от потребностей производства. Термин «естественная безработица» ввел в 60-е гг. XX в. основоположник монетаризма М. Фридман. Поскольку естественная безработица зависит от многих факторов (минимума заработной платы, уровня пособий по безработице, количества бедных и их пособий, развитости профсоюзов и т.д.), то ее уровень различные авторы определяют по-разному. Фактически он повышается.

 

 

Естественная безработица разделяется на следующие виды:

    • Фрикционная безработица – временная незанятость, связанная с поиском нового места работы. Фрикционная безработица связана с динамичностью рынка труда, сохраняется при любом его состоянии, в том числе и в условиях его сбалансированности, скорее показывает эффективность работы рыночных механизмов, чем его сбои. Фрикционная безработица охватывает довольно значительные слои населения, по времени непродолжительна (от 1 до 3 месяцев). Работники не теряют своих профессиональных навыков и квалификации, они ищут более выгодные условия применения своей рабочей силы. Наличие фрикционной безработицы позволяет работнику более полно реализовать свои способности, а обществу иметь больше производительных работников. По этим причинам фрикционную безработицу можно назвать добровольной.
    • Добровольная безработица – та, при которой есть люди, которые могут, но не хотят работать по каким-то личным причинам. В принципе добровольная незанятость не есть безработица. Сюда включаются различные категории лиц: богатые, не нуждающиеся в доходах от труда; получающие доходы от государства, находящиеся на иждивении супругов; люди с низкой квалификацией, которые не могут получить высокие зарплаты; те, кто предпочитает бродяжничество как образ жизни.
    • Институциональной безработицей считается такая, которая обусловлена правовыми или иными институциональными нормами. Например, слишком большие социальные выплаты по безработице могут снизить предложение труда и тем самым повысить уровень безработицы.

Истинная безработица представлена следующими видами:

    • Структурная безработица – это такая безработица, которая возникает под воздействием крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом. При этом в одних отраслях может резко сворачиваться производство, а значит, и потребность в работниках, в других же, наоборот, расширяться. Структурная безработица отличается от фрикционной как более продолжительными сроками (6 мес. и более), так и характером. При фрикционной безработице работники имеют возможность осуществить выбор работы и реализуют эту возможность, а при структурной безработице рыночная экономическая система заставляет делать выбор. Если фрикционная безработица – продукт динамичности рынка труда, то структурная безработица – результат динамичности производства, неспособности рынка труда эффективно решать проблемы занятости.
    • Структурная безработица является более сложной проблемой для общества, так как структурная безработица не только неизбежна, но и постоянно существует, достаточно продолжительная по срокам. В современном обществе проблемы возникают из-за вынужденной безработицы, они создаются безработными, которых уволили с работы не по собственному желанию.
    • Технологическая безработица прямо связана с научно-технической революцией и означает сокращение работающих из-за внедрения новой техники и технологии.
    • Региональная безработица – та, которая характерна по каким-то причинам (демографическим, этническим и др.) для отдельного региона.
    • Циклическая безработица связана с экономическими циклами, с циклическими спадами производства и кризисами. Циклическая безработица – вынужденная безработица, возникающая в условиях экономического спада, нехватки совокупного спроса, отсутствия достаточного количества рабочих мест для всех желающих работать. Иначе говоря, это ситуация, когда работу одного работника фактически выполняют два.

Занятость и безработица - взаимообусловленные социально-экономические категории. Их соотношение отражает наиболее синтетическую характеристику политики на рынках труда. Необходимо учитывать, что и занятость и безработица возникают по инициативе, как работодателей - субъектов спроса, так и по инициативе работников - субъектов предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политика занятости

Официальная политика занятости населения. В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствующих законодательных актах и государственных программах, где предусмотрено:

    • обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем, кто способен к труду и желает иметь рабочее место;
    • обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
    • предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
    • содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
    • принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
    • участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при их взаимодействии с государственными органами;
    • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

В действующей Программе занятости населения в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной и свободно избранной занятости.

Достижение данной цели предполагает решение конкретных задач:

    • оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан;
    • материальная поддержка незанятого населения;
    • профессиональная подготовка и переподготовку незанятого населения;
    • бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;
    • содействие предпринимательству и самозанятости как источникам создания новых рабочих мест;
    • развитие республиканской службы занятости.

Проблема безработицы, несомненно, затрагивает каждого без исключения жителя страны. Даже те, кто сегодня имеют хорошее высокооплачиваемое место, завтра, как это и не печально, могут оказаться в "свободном полете" на рынке труда. В Беларуси уровень зарегистрированной безработицы на первое января 2010 года составил 0,9% к численности экономически активного населения республики (по прогнозу - 1,1-1,2%).

Основные тенденции занятости формируются под воздействием, как сложившихся условий хозяйствования, так и проводимой в стране социально-экономической политики.

Заниженная стоимость труда и низкий удельный вес зарплаты в себестоимости продукции (а также и ВВП) снижают интерес к проведению мероприятий по экономии труда, консервируют скрытую безработицу.

Скрытая безработица порождает ряд негативных явлений таких как задержка с выплатой заработной платы, принудительные отпуска, переводы на менее оплачиваемую работу, расширение натуральной формы оплаты труда, снижение требований по охране труда.

Торможение развития мелкого и среднего бизнеса, сильные традиции социального патернализма оказывают прямое воздействие на динамику предложения и спроса на труд.

Предложение труда. Обратим внимание на то, что с 1994 года в Беларуси сохраняются отрицательные темпы, естественного прироста населения. Продолжается «утечка мозгов» в сопредельные страны. Имеет место эмиграция рабочей силы за границу, прежде всего в Россию, что усиливает дефицит рабочей силы.

Одновременно сокращается официальная миграция уроженцев Беларуси из регионов СНГ. Сохраняется нелегальный приток иностранной рабочей силы, привлеченный возможностью монополизации определенных сфер предпринимательской деятельности (рыночная торговля), а также соседством Беларуси со странами ЕС. Достаточно часто не соблюдается норма ухода на пенсию при достижении соответствующего возраста. Низкий национальный уровень заработной платы стимулирует сверхзанятость населения в ущерб свободному времени.

Если в странах ЕС вторичная занятость составляет 3-4%, то в Беларуси колеблется в пределах 10-20% и носит явно гипертрофированный характер. Следует учитывать, что вторичная занятость ослабляет стимулы к труду по основному месту работы, сокращает свободное время и возможности для повышения квалификации.

Таким способом повышается средний уровень заработной платы в сфере образования и здравоохранения, где работа на 1,5 - 2 ставки достаточно распространенное явление.

Позитивным моментом является то, что население Беларуси широко использует открывшуюся возможность получения высшего образования через систему платного образования. Инвестиции в человеческий капитал рассматриваются как возможность избежать безработицы, как форма социального страхования.

По линии спроса на рабочую силу вслед за рационализацией производства можно прогнозировать сокращение скрытой безработицы. Динамика спроса на рабочую силу в Беларуси будет формироваться с учетом отложенных, но крайне необходимых структурных сдвигов.

Прогнозируется возрастание спроса на научно-исследовательских работников, инженеров и проектировщиков, высококвалифицированных экономистов, специалистов в сфере информационных технологий и психологов; сокращение спроса - на экономистов и бухгалтеров низкой квалификации, а также банковских служащих, охранников и менеджеров широкого профиля.

Будет обостряться межотраслевая конкуренция за привлечение высококвалифицированной рабочей силы (торговля - промышленность; бизнес - наука; государственный - частный сектор). Низкий уровень оплаты труда и снижение конкурентоспособности экономики по этой важной позиции обусловливает необходимость реформирования национальной системы заработной платы.

С учетом социальных соображений сложилась практика сохранения трудовых коллективов на государственных предприятиях. Восстановление практики доведения до государственных предприятий административных заданий по темпам экономического роста сдерживает процесс освобождения производства от избыточной численности. Этот процесс особо тормозится на акционированных предприятиях.

Одновременно следует указать и на слабое развитие рыночных регуляторов хозяйственной деятельности государственных предприятий. В этих условиях администрация предприятия не заинтересована в оптимизации занятости, склонна проводить лишь пассивную политику стимулирования добровольных увольнений работников. При этом подавляющая часть госпредприятий потери рабочей силы (увольнение) восполняет за счет нового набора, а не повышения эффективности труда занятых (переобучение, повышение квалификации).

Масштабы безработица. Следует отметить, что реальные масштабы безработицы выше официальных (0,9 - 1,2%). По данным, получаемых в ходе проводимых обследований домашних хозяйств, безработица складывается на уровне 6,5 - 7,6%. Дело в том, что обнаруживаются безработные, которые уже перестали искать работу через официальную службу занятости (застойная безработица). Таким же способом маскируется и скрытая занятость. В целом можно ожидать, что в среднесрочной перспективе на ее динамику прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:

    • те или иные виды конъюнктурного спада объемов отраслевого производства (например, под нарастанием импорта обуви, одежды, продовольствия, бытовой техники);
    • назревшие структурные сдвиги и необходимость закрытия неэффективных видов производства;
    • нарастание конкуренции на сложившихся внешних рынках;
    • сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффективных государственных предприятий, переход от мягкой к жесткой финансовой политике;
    • дефицит инвестиций и снижение темпов открытия новых и высокооплачиваемых рабочих мест;
    • длительное время сохраняющиеся отрицательные темпы естественного прироста численности населения;
    • нарастающая эмиграция (выезд) в сопредельные государства квалифицированной рабочей силы.

Информация о работе Занятости и безработицы в Республике Беларусь