Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:57, курсовая работа
Краткое описание
Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во « Всеобщей декларации прав человека », где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………………………3 Занятость и безработица как социально-экономическое явление ……………………………………....5 Понятие занятости, ее формы и структура ………………………………………………………......5 Сущность безработицы, ее формы и виды…………………………………………………………...8 Политика занятости ………………………………………………………………………………………...11 Причины возникновения и последствия безработицы …………………………………………………..14 Анализ уровня занятости и уровня безработицы в Республике Беларусь…………………………….20 Мероприятия по решению проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь …………….26 Заключение ………………………………………………………………………………………………….29 Литература …………………………………………………………………………………………………..30
Важным элементом регулирования
занятости на региональном уровне должны
стать разработка и принятие пакета специализированных
подпрограмм в рамках областных программ
занятости населения. К разработке таких
программ необходимо привлекать не только соответствующих специалистов
областных, региональных служб занятости
и органов исполнительной власти, но и
специалистов региональных учебных заведений,
занимающихся данной тематикой, областных
объединений работодателей и профсоюзов,
руководителей и специалистов заинтересованных
предприятий.
Наиболее актуальными
для Беларуси представляются следующие
направления:
разработка комплекса
мероприятий по определению, высвобождению
и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий;
разработка взаимоувязанного
комплекса мероприятий по подготовке
и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);
разработка мероприятий
по кадровому обеспечению реструктуризации
предприятий города;
разработка комплекса
мер поддержки местными органами власти
развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства;
разработка комплекса
мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.
Комитету по занятости
населения Республики Беларусь можно
предложить следующие меры для регулирования
эффективной занятости:
повысить размер пособия
по безработице;
ввести систему страхования
риска безработицы;
ввести систему профилирования
безработных, особенно маргинальных слоев.
Для реализации указанных
мероприятий недостаточно существующей
нормативно-правовой базы. Необходимо
принятие новых документов:
на макроуровне - внесение дополнений в закон о банкротстве предприятий, в закон о социальном банкротстве, в положение о взаимодействии профсоюзов с нанимателями при проведении массовых сокращений;
на региональном уровне
- разработка положения о взаимодействии
органов государственной службы занятости
с предприятиями, участниками института
социального партнерства, органами исполнительной
власти при проведении сокращений работников
и при банкротстве предприятий; внесение
дополнений в Положение о городских (региональных)
центрах занятости населения, в должностные
инструкции их сотрудников;
на уровне предприятий
- изменение положения об отделе кадров,
внесение дополнений в должностные инструкции
его сотрудников, принятие методических
указаний для выполнения аналитической
работы.
Традиционные отделы
кадров отечественных предприятий такую
политику регулирования занятости разработать
и реализовать пока не в силах. Поэтому
важными являются соответствующая организация
кадровой функции на предприятии, внесение
необходимых изменений в организационную
структуру управления предприятием и
отдела кадров, а также подготовка руководителя
и сотрудников службы управления персоналом.
Реализация указанных
мероприятий имеет смысл только при соответствующей
макроэкономической среде, ориентированный
на реальные рыночные преобразования
в экономике и состоящей в поддержании
факторов, способствующих эффективной
занятости.
К числу таких факторов
в Республике Беларусь можно отнести:
трансформацию отношений
собственности путем разгосударствления
и приватизации, развития малого и среднего
частного бизнеса;
равноправие всех форм
собственности и условий хозяйствования
для всех субъектов хозяйствования;
облегчение правил
и процедуры регистрации субъектов хозяйствования;
образование и обучение;
участие в международном
разделении и кооперации труда;
инвестиционно-структурную и финансово-кредитную политику государства, ориентированную на обеспечение эффективной занятости.
Совокупность указанных
факторов будет способствовать формированию
рациональной структуры размещения и
использования человеческого капитала
страны благодаря активизации важнейшего
рыночного механизма: межотраслевого,
внутриотраслевого и территориального
перераспределения занятости по критерию
экономической эффективности - механизма
конкуренции и банкротства предприятий,
при котором приоритетное развитие получают
те формы занятости, которые обеспечивают
выпуск качественной и конкурентоспособной
продукции и высокую доходность труда.
Заключение
В современных
условиях безработица является неизменным
спутником рыночной экономике. В экономической
науке выделяется две основные концепции
безработицы: классическая и кейнсианская.
Согласно классической концепции, безработица
вызвана уровнем заработной платы в экономике,
согласно теории Кейнса – уровнем активности
фирм в экономике. Также дискуссионным
является вопрос о «естественном» уровне
безработицы в национальной экономике.
Возможно выделить следующие показатели
оценки безработицы: показатели уровня,
частоты и длительности.
В большинстве
источников упоминаются три вида безработицы:
фрикционная, структурная, циклическая.
Фрикционная безработица в основном связана
с текучестью кадров. Считается, что данный
вид безработицы не только неизбежен,
но и желателен (переход работника на более
привлекательную, более продуктивную
работу обусловливает получение обществом
большого объема валового национального
продукта — ВНП). Структурная безработица
связана с изменением структуры хозяйства.
Спрос на различные виды товаров и услуг
меняется, что приводит к изменению структуры
производства. Спрос на некоторые виды
профессий при этом сокращается или вообще
исчезает, а на другие — возрастает или
возобновляется. В результате структура
рабочей силы не соответствует структуре
рабочих мест. Различие этих видов безработицы
в том, что при фрикционной безработице
человек в основном ищет рабочее место,
которое соответствовало бы имеющейся
у него профессии и его навыкам, а структурная
безработица предусматривает переквалификацию,
требующую определенного времени. Фрикционная
и структурная безработица признаются
неизбежными, а их уровень считается естественным
уровнем безработицы.
Объектом
государственной политики занятости является
циклическая безработица. Динамика данных
по мировой экономике свидетельствует,
что по итогам первого десятилетия XXI в.
имеет место снижение уровня безработицы.
В настоящее время происходит активная
перестройка структуры мировой экономики
и внедрение трудосберегающих технологий,
что в среднесрочной перспективе приведет
к высвобождению значительной массы рабочей
силы и обусловит актуальность мер защиты
от безработицы.
Численность
безработных, зарегистрированных в органах
по труду, занятости и социальной защите,
на конец января 2013 г. составила 34,4 тыс.
человек, что на 19% меньше, чем в январе
2012 г. и на 4% меньше, чем в декабре 2012 года.
Уровень зарегистрированной безработицы
на конец января 2013 года составил 0,7% от
экономически активного населения (на
конец января 2012 г. – 0,9%). Уровень безработицы
в Беларуси находится на крайне низком
уровне, что обусловлено мерами правительства
по стимулированию создания рабочих мест.
В целях дальнейшего снижения безработицы
и повышения занятости населения рекомендовано
реализовать ряд мероприятий.
Литература:
Ткаченко С. Формирование,
использование и прогноз развития трудовых
ресурсов Беларуси // Белорусский банковский
бюллетень. - 2003. - 27 янв. (Вып. № 3). - с. 47-54.
Макроэкономика:
Учебное пособие / Галаева Е.В., Корсакова
А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003.
- 267 с.Труд и занятость в Республике
Беларусь: стат. сб./ М-во статистики и анализа РБ; редкол.: В. Г. Михно [и др.]. - Мн.: Минстат РБ, 2004. - 407 с.
14. Агапова Т. А Макроэкономика/ Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина - 6-е изд., стереотип. - М.: Дело и Сервис, 2004. - 448 с.