Занятости и безработицы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во « Всеобщей декларации прав человека », где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………3
Занятость и безработица как социально-экономическое явление ……………………………………....5
Понятие занятости, ее формы и структура ………………………………………………………......5
Сущность безработицы, ее формы и виды…………………………………………………………...8
Политика занятости ………………………………………………………………………………………...11
Причины возникновения и последствия безработицы …………………………………………………..14
Анализ уровня занятости и уровня безработицы в Республике Беларусь…………………………….20
Мероприятия по решению проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь …………….26
Заключение ………………………………………………………………………………………………….29
Литература …………………………………………………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

курсач седнина n.docx

— 176.57 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Причины возникновения и последствия безработицы

Причины возникновения безработицы

Определенный уровень незанятости населения существует при любом состоянии экономики. Наличие незанятого населения, безработицы объясняется естественным движением трудовых ресурсов на рынке труда. Уровень безработицы выше там, где государство обеспечивает крупные выплаты по безработице. Большие выплаты по безработице увеличивают время ожидания наилучшего варианта трудоустройства. Многие трудоспособные граждане сознательно остаются безработными до истечения срока выплаты пособия.

Одной из причин безработицы является непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость. Какое количество рабочих является оптимальным для предприятия?

В краткосрочном периоде предприятие не может увеличить производственную мощность. Увеличение же предметов труда, рабочей силы дает прирост предельного (дополнительного) продукта лишь некоторое время, затем каждая дополнительная единица переменного фактора приносит все меньший прирост объема производства, предельный продукт переменного фактора начинает уменьшаться. При неизменной цене реализации продукта будет уменьшаться и стоимость предельного продукта, предельных доход и предельная прибыль. Следовательно, предприятие имеет возможность нанимать дополнительного рабочего лишь в том случае, когда стоимость его предельного продукта превышает его размер заработной платы. При этом у предприятия будет стремление увеличить, максимизировать прибыль, а значит, и изменять уровень занятости в зависимости от уровня заработной платы. При повышении заработной платы будет сокращаться численность, при понижении - увеличиваться.

Слишком высокий уровень заработной платы в стране может стать потенциальной причиной безработицы. Для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда заработная плата должна обладать определенной гибкостью. Однако на практике формы и системы заработной платы применяются негибкие, традиционные повременная и сдельная. Безработица, которая является результатом жесткой заработной платы называется безработицей ожиданий. Она возникает потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос и не происходит ее снижение.

Причины негибкости, жесткой заработной платы:

      • минимальная заработная плата;
      • ставка первого разряда;
      • базовая величина заработной платы;
      • налоги, отчисления на социальные нужды;
      • влияние профсоюзов.

Существенное влияние на уровень заработной платы оказывают профсоюзы посредством:

      • заключение коллективного договора;
      • применение стимулирующих систем заработной платы.

Почему нельзя повысить или понизить ставки заработной платы, чтобы обеспечить равновесие на рынке труда? Есть ли у нас рынок труда? Если есть, почему регулируется государством?

Эти вопросы относятся к числу самых неразрешимых проблем современной экономики. Они не вписываются ни в одну из теорий, изучающих проблему занятости и безработицы. Немногие экономисты склонны утверждать, что заработную плату можно быстро скорректировать, чтобы исключить дефицит или избыток рабочей силы. Тем более в переходный период к рынку, в условиях, субъектом хозяйствования трудовым законодательством представлено право самостоятельности в применении форм и систем заработной платы, установлении и корректировке ставок и др. Жесткость заработной платы регламентируется принятыми нормативно-правовыми актами в связи с обязательными переходом на установление трудовых отношений на основе заключения контракта. Дифференцированный подход на каждом предприятии, на микроуровне по планированию уровня заработной платы практически отрицает рынок труда как элемент всеобщего рыночного механизма на уровне макроэкономики.

Рынок труда по прежнему остается регулированным государством и в корне отличается от потребительского рынка капитала и других, на которых экономические отношения строятся на аукционной основе. Аукционные рынки таким образом являются высокоорганизованными, конкурентными с колебанием уровня цен в сторону повышения или снижения в целях обеспечения равновесия между предложением и спросом.

На рынках труда никто не классифицирует труд по категориям, хотя установлены, например, категория, специальность, специалист I, II категории, ведущий специалист и т.д.

Наоборот, предприятия, фирмы, организации в административном порядке назначают ставки заработной платы, оклады, вводят тарифные сетки, нанимают людей на основе штатного расписания, вводят новые должности. Тарифные ставки устанавливаются на год и более, с изменением ставки первого разряда и базовой величины заработной платы их корректируют для всех категорий работников. При этом в одних случаях компенсация каждой категории повышается в процентном отношении к установленному для них уровню оплаты труда, в некоторых случаях руководство может повысить ставки для разных категорий в большей или меньшей степени по сравнению со средней величиной.

Следует заметить, что процедуры регулирования заработной платы предусматривают определенный предел роста, который не позволяет изменить оплату труда радикальным образом в случае выявления недостатка или избытка рабочей силы в том или ином секторе рынка труда.

На рынках труда, на которых значительную роль играют профсоюзы, еще меньшая гибкость характерна для структуры заработной платы. Тарифная сетка в этом случае устанавливается контрактом на определенный срок. В течение этого периода заработная плата не изменяется независимо от избыточного предложения или спроса на ту или иную категорию работников.

Пересмотр ставок заработной платы процесс сложный и не всегда приятный. Одним работникам всякие изменения нравится, другие определяют их несправедливыми. В итоге нарастает всеобщее недовольство.

В зарубежной практике иногда исходят из того, что дешевле проводить активный набор новых работников или изменять квалификационные требования, нежели пересматривать всю структуру зарплаты для того, чтоб увеличивать численность персонала.

Теория негибких ставок заработной платы и вынужденной безработицы основана на предположении о медленном приспособлении заработной платы к меняющимся условиям на рынке. В краткосрочном периоде рынки труда являются неуравновешенными. И все же равновесие устанавливается, по мере того как рынки реагируют на повышение зарплаты. Для тех категорий работников, спрос на которые растет, и понижение заработной платы для тех категорий, спрос на которые падает. В долгосрочном периоде разрыв между количеством безработных и вакансий сокращается, поскольку заработная плата приходит в соответствие с конъюнктурой рынка. Для такого урегулирования нередко требуется несколько лет, поэтому безработица может сохраняться годы.

Последствия безработицы

Высокая безработица - это одновременно и экономическая, и социальная проблема. Экономическая потому, что она представляет собой растраченные впустую ценные ресурсы. Социальный аспект связан с тем, что безработица вызывает огромные страдания оставшихся без работы людей, предпринимающих отчаянные попытки свести концы с концами. В период высокой безработицы экономические неурядицы выливаются в негативные эмоциональные всплески и нарушают стабильность семейно жизни, обществе.

Экономические последствия: Прежде всего, безработица означает экономические потери для общества, когда часть потенциального объема производства товаров и услуг теряется безвозвратно, производственные возможности экономики не реализуются полностью. Разницу между фактическим ВНП и потенциальным экономисты называют отставанием, которое в условиях роста безработицы увеличивается. Периоды экономических спадов сравнивают с катастрофами. В результате сокращения объема выпуска товаров, оказания услуг уменьшается потребность в рабочей силе, фирмы не только не берут на работу новых людей, а наоборот, увольняют тех, кто работает. Высокий уровень безработицы оказывает на экономику почти такой же эффект, как если бы все товары и услуги, которые могли бы произвести нетрудоспособные рабочие были просто выброшены. Самыми драматичными периодами для экономики США были периоды экономического спада 1981-1982 годов, для Европы - середина 90-х годов, когда уровень безработицы превысил 10%, для России - 1995г, когда каждый пятый трудоспособный человек не имел работы.

В экономической теории исчисление потенциальных потерь производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена. Закон Оукена гласит, что каждые 2,5 процента отставания фактического ВВП от потенциального приводят к увеличению уровня безработицы на 1% (П. Самуэльсон).

Издержки безработицы распределяются неравномерно среди различных слоев и групп населения. Так уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы обычно выше, чем у квалифицированной, т. к. в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифицированная рабочая сила занята в отраслях, менее подверженных циклическим колебаниям, таких, как сфера услуг, производство товаров кратковременного пользования.

Отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары, реагируют на спад быстрее, что объясняет более высокий уровень безработицы среди мужчин по сравнению с уровнем безработицы среди женщин.

К внешнеэкономическим или социальным последствиям безработицы относятся:

      • потеря квалификации и самоуважения;
      • полная или частичная потеря дохода;
      • снижение уровня жизни;
      • возрастание преступности;
      • повышение смертности и др.

Безработица имеет позитивное и негативное влияние.

Позитивное влияние безработицы на экономику:

      • облегчает решение проблемы рабочей силы для расширенного воспроизводства;
      • безработный готов трудиться за невысокую заработную плату. В результате экономятся издержки на оплате труда, что позволяет стойко держаться в конкуренции;
      • безработица способствует поддержанию дисциплины труда;
      • при избытке предложения фирма имеет возможность выбирать более квалифицированных работников, а для работающих превышение предложения рабочей силы над спросом служит существенным стимулом к повышению квалификации;
      • наличие безработных вынуждает государственные институты заниматься социальными проблемами и прежде всего осуществлять программы воспроизводства человеческой производительной силы.

 

Негативные последствия безработицы:

      • использование способностей людей означает снижение ВНП в соответствии с законом Оукена;
      • безработица болезненно отражается на физическом и моральном состоянии безработных людей; не реализуются способности, человек теряет квалификацию. У людей возникает чувство социальной неполноценности, которое нередко приводит к трагедиям;
      • безработица подталкивает незанятых работой людей на путь преступной деятельности;
      • рост безработицы разрушает социальную стабильность общества;
      • наличие безработного трудоспособного населения подталкивает общество, институт власти к конфронтации, войне с другими странами. Правители всех времен стремились направлять «бунтарей» в наиболее горячие точки.

Негативные последствия безработицы требуют проведения государством определенной политики занятости. Государство располагает тремя ее направлениями. Функция социальной политики состоит в выработке и практическом применении мер по оказанию помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Политика в сфере занятости должна быть направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки и повышения квалификации кадров, повышение жизненного уровня пенсионеров, малообеспеченных семей. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных мер для сокращения безработицы. Методы и меры, осуществляемые государством, с помощью которых государство воздействует на уровень занятости и безработицы, можно разделить на активные и пассивные.

К числу активных мер относятся, прежде всего, создание дополнительных рабочих мест посредством:

      • стимулирования совокупного спроса за счет средств госбюджета;
      • осуществления законодательных и финансовых мер государства, включающих:
          • организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству самих предприятий;
          • регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;
          • расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;
          • осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, оказанию услуг по ремонту и др.;
          • создание рабочих мест для подросткового и молодежного труда;
          • субсидии по занятости, организации своего дела;
          • стимулирование самостоятельной занятости населения в сфере предпринимательства, малого бизнеса, фермерства.

Информация о работе Занятости и безработицы в Республике Беларусь