Заработная плата и ее основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Заработная плата – это часть национального дохода в денежном выражении, которая выделяется для удовлетворения личных потребностей рабочих и служащих и распределяется между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Значение заработной платы в современной экономике трудно переоценить. Для подавляющего большинства людей заработная плата является главным источником дохода. Конкретно от ее величины зависит уровень жизни населения любой страны. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (её величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из более актуальных, как для работников, так и для работодателей.

Содержание

Содержание 3
Введение 4
1. Заработная плата и ее основные элементы 5
1.1 Сущность и функции заработной платы 5
1.2 Формы и системы оплаты труда 9
1.3 Принцип организации заработной платы на торговом предприятии 13
1.4 Система показателей экономической эффективности торговой деятельности 21
1.5 Оплата труда и ее роль в мотивации персонала 23
2. Анализ организации оплаты труда на предприятии 26
2.1. Характеристика предприятия 26
2.2 Организационная структура предприятия ООО «Пешеход» 27
2.3 Основные технико-экономические показатели деятельности 29
2.4 Анализ состава и фонда оплаты труда на предприятии 30
2.5 Анализ товарооборота 32
2.6 Анализ динамики фонда заработной платы 36
2.7 Анализ организации премирования на предприятии 38
3. Пути улучшения организации оплаты труда на предприятии 41
3.1 Мероприятия по улучшению организации оплаты труда персонала 41
3.2 Экономическая эффективность предлагаемого предприятия 41
Заключение 44
Библиографический список 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.5

Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации

Количество 
штатных единиц

Тарифная ставка 
(оклад) и пр., руб.

Надбавки, руб.

1

2

3

Администратор

13

8000

1000

-

-

Старший продавец

13

5500

7000

6000

-

Продавец-консультант

53

3500

2000

1000

-


 

В табл. 2.5 представлены тарифная ставка (окладная часть) персонала, Сумма  надбавок зависит от категории, которую получил работник за  период аттестации (проходит каждые пол года для определения уровня профессиональности работников предприятия).

В настоящее время  организация оплаты труда строится на соблюдении следующих принципов

1.  Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства и труда. Этот принцип связан с действием объективного экономического закона возвышения потребностей, согласно которому более полное их удовлетворение реально лишь при расширении возможностей получить за свой труд большее количество материальных благ и услуг.

2. Обеспечение опережающих  темпов роста производительности  труда над темпами роста средней  заработной платы. Сущность этого  принципа – максимизация трудовых  доходов на основе развития и повышения эффективности производства. Нарушение данного принципа ведет к выплате необеспеченных товарами денег, к инфляции, развитию застойных явлений в экономике страны.

2.3 Основные технико-экономические показатели деятельности

ООО «Пешеход» за 2009-2010 г.г

Таблица 2.1

 

Показатели

 

2009 г.

 

2010 г.

Измене-ния,

+/-

Темп роста, %

1. Объем товарооборота, тыс. руб.

13630237

15051032

1420795

10

2. Среднесписочная численность работников, чел.

77

95

18

19

– управленческий персонал

14

18

4

23

– обслуживающий персонал

43

58

15

22

– вспомогательный персонал

4

4

0

100

3. Производительность труда, тыс. руб.

2271706

2508505

236799

10

4. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

 

1004216

1135519

131303

12

– управленческий персонал

256204

275118

18914

7

– обслуживающий персонал

748012

860401

112389

14

5. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

83684

94626

10942

12

– управленческий персонал

21350

22926

1576

7

– обслуживающий персонал

62334

71700

9366

14

7. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

12626021

13915513

1289492

10

8. Рентабельность продаж, %

85

93

8

11


По данным таблицы  наблюдается улучшение основных показателей предприятия за 2010 год. Выручка от реализации выросла на 1183996 тыс. руб. в отчётном периоде по сравнению с прошедшим. Также положительным результатом деятельности является увеличение уровня рентабельности продаж на 11% по сравнению с прошедшим периодом.

2.4 Анализ состава и фонда оплаты труда на предприятии

 

Фонд заработной платы  включает оплату за отработанное время, в том числе оплату труда лиц, принятых на работу по совместительству; оплату за неотработанное время (оплату ежегодных и дополнительных отпусков, льготных часов подростков и др.); поощрительные выплаты  (премии, вознаграждения по итогам работы за год и др.); дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска, денежная компенсация за неиспользованный отпуск. К выплатам социального характера относится надбавки к пенсиям работающих в организации, и др.

На изменение фонда  заработной платы каждой категории  персонала оказывает влияние изменение численности и средней заработной платы работающих. Кроме того, на изменение фонда заработной платы в целом влияет также изменение удельного веса отдельных категорий работников в общем составе персонала. Анализируя структуру фонда заработной платы по направлениям использования, можно отметить, что наибольший удельный вес занимают поощрительные выплаты, которые напрямую зависят от результатов товарооборота (около 60%), заработная плата за выполненную работу и отработанное время в составе которой доля выплат по сдельным расценкам составляет около 30 % и по тарифным ставкам и окладам  - около 27 % фонда заработной платы. (рис. 2.5) удельный вес которого по сравнению с прошлым годом увеличился. Незначительно возросли по сравнению с прошлым годом, выплаты, носящие компенсирующий характер, что является положительной тенденцией. Следует отметить, что структура фонда заработной платы по видам выплат изменилась по сравнению с прошлым годом незначительно ( рис. 2.4)

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.4 Структура использования фонда заработной платы

 

 

Рис. 2.5 Структура источников формирования фонда заработной платы в отчетном году

2.5 Анализ товарооборота

Анализ товарооборота  по категориям товаров

Таблица 2.6

Категория товаров

% от общего ТО

ТО за 2009 г. Тыс.руб.

% от общего ТО

ТО за 2010 г. Тыс.руб.

1. Обувь мужская:

1.1. Зимняя

1.2. Демисезонная

1.3. Летняя

19

9

7

3

2589475

233052

181263

77684

23

11

5

7

3461737

380791

173086

242321

2. Обувь женская:

2.1. Зимняя

2.2. Демисезонная

2.3. Летняя

73

39

34

15

9950073

3880528

3383024

1492510

66

29

21

16

9933681

2880767

2086073

1589388

3. СОУ:

3.1. Сумки

3.2. Перчатки

3.3. Зонты

8

5

2

1

1090418

54520

21808

10904

11

6

3

2

1655613

99336

49668

33112


 

Задачей этого анализа установить, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение населения необходимой категорией товаров. Товарные запасы в сумме обычно снижаются, если поступление товаров отстает от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих роста поступления товаров. Динамика товарных запасов по товарным группам (категориям) характеризуется данными табл. 2.6

По всем категориям товаров  фактические товарные запасы в сумме  за отчетный год значительно возросли, что связано  в основном с повышением товарооборота.

Сравнительная динамика то табл. 2.7

Розничная реализация всех товаров в действующих ценах  в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен. По сравнению с  прошлым годом продажа различных  категорий увеличилась, в связи с чем наблюдается рост в товарообороте (рис. 2.7).

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп (рис.2.8) и товаров в общем объеме товарооборота. Так по сравнению с прошлым годом возросла продажа основных категорий товара. Изучение ассортимента и структуры розничного товарооборота может проводиться не только за год, но и по кварталам и месяцам (табл. 2.9), что позволит глубже проанализировать сезонные колебания в торговле, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года.

 

 

Рис. 2.8 Доля основных категорий товаров в общем объеме товарооборота

 

 

 

Табл 2.9.

2.6 Анализ динамики фонда заработной платы

Средняя заработная плата работников в целом по предприятию, учреждению, организации начисляется исходя из фонда оплаты труда работников, списочного состава (включая оплату труда совместителей), вознаграждений по итогам работы за год и единовременных поощрений работников.

На основании данных табл. 2.10 можно сделать вывод, что заработная плата всех категорий персонала по сравнению с прошлым годом возросла. В целом фонд заработной платы увеличился.  Вместе с тем по сравнению со сметой получена экономия фонда заработной платы в сумме 17 тыс. руб. Уменьшение заработной платы по сравнению с запланированной величиной произошло по всем категориям  персонала, что свидетельствует о недостаточном планировании фонда заработной платы. Наибольший удельный вес (более 60%) занимает фонд оплаты труда продавцов-консультантов.

В процессе дальнейшего  анализа следует определить факторы, оказавшие влияние на изменение  на изменение фонда заработной платы  отдельных категорий персонала. На нее оказывает влияние следующие факторы: изменение объема выпущенной продукции, ее структуры и прямых трудовых затрат в себестоимости отдельных видов продукции.

На изменение фонда  заработной платы каждой категории  персонала оказывает влияние  изменение численности и средней  заработной платы работающих.

Кроме того, на изменение  фонда заработной платы в целом  влияет также изменение удельного  веса отдельных категорий работников в общем составе персонала.

 

 

 

Табл. 2.10

2.7 Анализ организации премирования на предприятии

В настоящее время работники могут получать различные виды доплат и надбавок к заработной плате. При этом в большинстве случаев базой для исчисления размера доплаты (надбавки) служит установленная работнику тарифная ставка (оклад) (табл. 2.4). Значительная часть стимулирующих доплат предназначена для интенсификации труда работников в пределах рабочего дня за счет расширения профессионального (или должностного) профиля и представляет собой одну из форм денежной компенсации трудовых затрат.

Доплаты и надбавки целесообразно устанавливать га определенный срок, так как возможно изменение отношения работника к труду или источников средств на оплату труда (табл. 2.11). Размер надбавок и доплат чаще всего определяется в процентах, т.е. относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время.  Однако предприятие может устанавливать их в абсолютной сумме – либо в равном размере для всех работников, либо дифференцировано. Размеры доплат и надбавок должны корректироваться при изменениях окладов или ставок с учетом инфляции.

На предприятиях различных  организационно-правовых форм собственности  основная заработная плата работников, как правило, дополняется различными премиальными выплатами, предусмотренными положениями о премиальных системах, которые утверждаются руководителем (работодателем) организации.

С целью стимулирования сотрудников ОП ООО «Пешеход»  применяются различные виды премий (табл. 2.12). Премирование за основные результаты деятельности основных и вспомогательных  рабочих  осуществляют за счет фонда  оплаты труда, в пределах средств, предусмотренных на премирование, которые включают в себестоимость продукции.

Табл. 2.11Рис

Табл. 2.12

3. Пути улучшения организации оплаты труда на предприятии

3.1 Мероприятия по улучшению организации оплаты труда персонала

 

Совершенствование оплаты труда должно быть направлено в первую очередь на повышение мотивации работников. Для повышения мотивации предлагается:

    1. Повышение категорий
    2. Увеличение товарооборота
    3. Внедрение системы премирования для продавцов

Последнее мероприятие  рассмотрим более подробно: гибкость и подвижность любой системе оплаты труда придает использование систем премирования. Роль премий определяют следующие условия:

- премии позволяют  стимулировать работников торговли,  делая зависимым уровень заработной  платы от конкретных результатов труда;

- выплата премий позволяет  увязывать прирост средней заработной платы с показателями торговой деятельности;

- премии обеспечивают  одновременно как коллективную, так и индивидуальную материальную  заинтересованность.

    1.  Экономическая эффективность предлагаемого предприятия

Достаточно часто на предприятии внедряется система  премирования, которая позволяет  стимулировать рост производительности труда и получить экономический  эффект.

Подобное использование  такой системы оплаты труда  и премирование в течение месяца показало увеличение объема товарооборота на 6 %. Если до мероприятия среднемесячный товарооборот составлял 16623 тыс. руб., то после составил в среднем 21682 тыс. руб.

Прирост величины среднедневного товарооборота составил:

(21682 – 16623) * 100 – 100= 6%

Исходные данные для  расчета

Показатель

Единицы измерения

Значение

1. Численность работников, охваченных мероприятием (Чоб)

Чел.

6

2. Товарооборот

Тыс. руб.

 

До внедрения мероприятия

498698

После внедрения мероприятия

528619

3. Среднемесячная заработная  плата (ЗП)

Руб.

11954

4. Затраты на внедрение  мероприятия 

Руб.

650,0

5. Нормативный коэффициент  окупаемости (Ен)

 

0,15

6. Страховой взнос

 

34%


 

Тогда годовой прирост  объема реализации в результате внедрения мероприятия составит:

498698 * 6% = 29921,8 тыс. руб.

 

В связи с внедрением мероприятия возникает прирост  таких затрат, как оплата труда  продавцов. Прирост определим в  виде разницы между затратами , производимыми  до мероприятия и после его  внедрения.

Информация о работе Заработная плата и ее основные элементы