Здравоохранение в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления государственных прямых и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения.

Содержание

Введение
3
1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления
5
2 Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой (сравнительный анализ)

19
3 Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь

35
Заключение
47
Список использованных источников
49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране [13, с.18]:

1) показатели, относящиеся к политике  в области здравоохранения;

2) социальные и экономические  показатели;

3) показатели обеспеченности медико-социальной  помощью;

4) показатели состояния здоровья  населения.

Если систему здравоохранения страны как элемент социально-трудовой сферы общества рассматривать в качестве объекта социальной политики государства, то субъектами социальной политики являются граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере. 

Следовательно, система здравоохранения выступает одновременно как объект социальной политики (в качестве структурообразующего элемента социально-культурного комплекса), так и как субъект социальной политики (органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы управления здравоохранением; Белорусская академия медицинских наук; медицинские, фармацевтические и аптечные организации; Белорусская ассоциация врачей, общественные профессиональные медицинские организации, общества больных и инвалидов и др.). 

Государство разрабатывает концепции социально ориентированной политики, направленные на достижение конкретных целей, в том числе повышение качества жизни людей через развитие и укрепление сфер здравоохранения, образования, жилья. 

Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

К социальным функциям государственной системы здравоохранения можно отнести: 

  • реализацию интересов, прав и свобод граждан (права пациента и врача изложены в Основах законодательства об охране здоровья граждан); 
  • участие в решении социальных задач государства (борьба с заболеваниями социального характера, предупреждение распространения туберкулеза, иммунопрофилактика, меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, система мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи, пропаганда здорового образа жизни и др.); 
  • производство государственных социальных услуг (предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи гражданам в соответствии с программой государственных гарантий и др.); 
  • контроль стандартов медицинской помощи, предоставляемой организациями и учреждениями государственной и частной систем здравоохранения; 
  • участие в предотвращении социальных конфликтов, уменьшение социальной напряженности (социальная поддержка отдельных категорий граждан, социальный пакет, выплаты и др.). 

 

 Под системой государственно-общественного управления здравоохранением понимается узаконенное разделение полномочий по принятию решений между государственными органами управления здравоохранением и представляющими корпоративные интересы медицинскими общественными организациями. 

В последнее время в условиях развившегося мирового финансового кризиса, в научных и политических кругах активно обсуждается вопрос качества экономического роста. Существуют различные подходы к трактовке этой категории. Среди них подходы, основанные:

• на оценке качества ресурсов и пропорций обмена;

• оценке качества и конкурентоспособности конечной продукции;

• оценке социальной составляющей, которая дополняет экономическую;

• оценке различных компонентов (экономического, социального, экологического и т.д.) качества экономического роста и определении многоаспектного интегрального показателя.

При всём многообразии подходов бесспорной характеристикой качества экономического роста является его социальная составляющая. Исходя из предоставленных подходов, критерием экономического роста в настоящее время выступает не темп роста производства товаров и услуг, не темп накопления капитала, а то, насколько улучшается и обогащается жизнь человека, увеличивается его социальная защищенность, возрастает уровень и качество жизни населения страны и человеческого капитала. Несоразмерность между этими показателями требует корректировки темпов роста на коэффициент расхождения между ними.

Как показывает анализ, развитие человеческого капитала может быть обеспечено прежде всего с помощью образования, улучшения медицинского обслуживания и питания. Это так называемые базовые потребности (нужды), которые в первую очередь влияют на перспективы экономического роста в странах с низким уровнем развития человеческих возможностей и низкими доходами.

Улучшение здоровья и питания населения, особенно его бедных слоев, приводит к сокращению смертности, увеличению продолжительности жизни, а также, в частности, к повышению доходов. Программы оздоровления окружающей среды, избавления от заразных заболеваний, очищения источников питьевой воды т.п. имеют большое значение для создания комфортных жизненных условий. Также на социальную составляющую влияют половой и возрастной состав населения.

В современных условиях все большее значение приобретают новые и высокие технологии, которые играют важную роль в развитии социальной составляющей качества экономического роста. И те страны, которые не смогли наладить эффективное использование этих технологий, как правило, отстают в плане экономического роста в целом. Поэтому государства, которые хотят добиться высокого уровня развития человеческого потенциала, высокого качества роста, должны осуществлять политику стимулирования инновационной деятельности, передовых навыков и доступа к новым и высоким технологиям. А для этого также необходимо инвестирование в образование и профессиональную подготовку. Социальная и экономическая составляющие качества экономического роста тесно взаимосвязаны. Вполне естественно, что социальная составляющая зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства. Так, без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, своевременной выплате зарплаты, пенсии, пособий, социальной защиты населения.

В свою очередь социальная составляющая активно влияет на экономический рост, динамику ВВП. Без эффективной занятости, организации системы социальной защиты, мощных стимулов к труду, качественной системы образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг.

Анализ функционирования здравоохранения как отрасли национальной экономики проводится по следующим направлениям [17, с.164]:

  • лечебно-профилактическая помощь;
  • охрана здоровья матери и ребенка;
  • санитарно-эпидемиологическая служба;
  • санаторно-курортное лечение;
  • лекарственное обеспечение населения;
  • медицинская наука и образование.

Лечебно-профилактическая помощь (или медицинская помощь) представляет собой комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию и протезирование. Основными принципами организации лечебно-профилактической помощи являются:

  • единство профилактики и лечения;
  • общедоступность, высокий уровень квалификации медицинских работников;
  • максимальное приближение медицинской помощи населению – развитие всех звеньев первичной медицинской помощи;
  • преемственность в работе, единство стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи и др.

Медицинская помощь населению включает первичную медико-санитарную (в том числе скорую медицинскую помощь) и специализированную медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основным и доступным для каждого человека видом медицинской помощи и включает лечение наиболее распространенных болезней, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику и др. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

Охрана здоровья матери и ребенка – это совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на укрепление и охрану их здоровья, позволяющих женщине совмещать материнство и воспитание детей с участием в производственной и общественной жизни, сохранить и укрепить здоровье подрастающего населения.

В деятельности санитарно-эпидемиологической службы выделяют следующие основные направления деятельности: гигиеническая оценка новых технологий и других условий производственной деятельности, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ и методов контроля за ними, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.

Санаторно-курортное лечение рассматривается как ведущая часть системы медицинской реабилитации и при высокой эффективности работы санаторно-курортных учреждений позволяет в 2-6 раз снизить число обострений заболеваний как у взрослых, так и у детей.

В условиях политических, экономических и социальных трансформаций последнего десятилетия на фоне ухудшения показателей здоровья усугубились медико-социальные проблемы. Все это обусловливает объективную потребность в развитии  новых эффективных технологий решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом комплексно – интегративном уровне. Среди таких технологий существенную роль выполняют технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения в рамках профессиональной медико-социальной работы.  В основе этой социальной инновации лежат социальные и организационные перемены, составляющие ценности социальной практики. Она возникла как результат действий, ориентированных на формирование новых функций, реализация которых направлена на снятие последствий деструктивных процессов.

Специалист социальной работы, участвующий в оказании медико-социальной помощи населению в учреждениях здравоохранения, фактически осуществляет медико-социальную работу, направленную на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает осуществление системных медико-социальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу.

Целью социальной работы в здравоохранении, как и целью медико-социальной работы, является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционировании адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенциируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети – сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.

Социальная работа в здравоохранении имеет много общего по своей сути с медико-социальной помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно – диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками. При составлении функций специалиста социальной работы в конкретном учреждении здравоохранения и построении технологий его работы с клиентами целесообразно использовать классификацию, согласно которой перечень функций, выполняемых в рамках медико-социальной работы, объединен в три группы: медико-ориентированные, социально – ориентированные и интегративные функции.

В рамках медико-ориентированных функций рассматриваются:

  • организация медико-социальной помощи и ухода за больными;
  • оказание медико-социальной помощи семье;
  • медико-социальный патронаж различных групп;
  • оказание медико-социальной помощи хроническим больным;
  • организация паллиативной помощи;
  • предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика);
  • санитарно–гигиеническое просвещение;
  • информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.

В социально-ориентированные функции включаются:

  • обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;
  • представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;
  • содействие в предупреждении общественно опасных действий;
  • оформление опеки и попечительства;
  • участие в проведении социально-гигиенического мониторинга,
  • участие в создании реабилитационной социально – бытовой инфраструктуры;
  • обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания;
  • информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;
  • содействие клиентам в решении социально–бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат;
  • семейное консультирование и семейная психокоррекция;
  • психотерапия, психическая саморегуляция;
  • коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

Информация о работе Здравоохранение в Республике Беларусь