Здравоохранение в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления государственных прямых и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения.

Содержание

Введение
3
1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления
5
2 Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой (сравнительный анализ)

19
3 Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь

35
Заключение
47
Список использованных источников
49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

24. Определяет: перечень органов  и организаций, наделяемых полномочиями  по осуществлению государственной  гигиенической регламентации и  регистрации продукции; перечень продукции, подлежащей государственной гигиенической регламентации и регистрации;

25. Обеспечивает ведение Государственного  гигиенического регистра продукции  Республики Беларусь;

26. Осуществляет ведение государственной  статистики в отношении находящихся в его подчинении организаций, а также по вопросам, входящим в компетенцию Минздрава, по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаниям по их заполнению, утверждаемым республиканским органом государственного управления в области государственной статистики;

27. Разрабатывает и утверждает  формы первичной медицинской  документации;

28. Осуществляет прогнозирование  и оценку санитарно-эпидемической  обстановки в районах чрезвычайных  ситуаций, разрабатывает противоэпидемические мероприятия и осуществляет их проведение;

29. Обеспечивает готовность специализированных  формирований экстренной медицинской  помощи, организует работы по  ее оказанию в районах чрезвычайных  ситуаций;

30. Создает запасы медицинского  имущества и лекарственных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

31. Координирует работы по эвакуации  пострадавших из зон чрезвычайных  ситуаций;

32. Собирает, обобщает, анализирует  и представляет органам повседневного  управления Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций данные о пострадавших в зонах чрезвычайных ситуаций;

33. Разрабатывает методические  основы обучения и подготовки  населения к оказанию первой  медицинской помощи при чрезвычайных  ситуациях;

34. Организует и осуществляет в соответствии с законодательством необходимую работу по минимизации медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе проводит специальное диспансерное обследование населения;

35. Создает единую государственную  систему контроля и учета доз облучения населения и обеспечивает ее функционирование;

36. Оценивает медицинские последствия  радиационного облучения населения;

37. Обеспечивает преемственность  научной и практической деятельности  в области здравоохранения;

38. Организует и координирует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области здравоохранения;

39. Принимает в пределах своей  компетенции участие в научных  форумах, конференциях, семинарах, симпозиумах  и других мероприятиях, в том  числе проводимых международными организациями;

40. Разрабатывает и утверждает: нормативы объемов медицинской  помощи населению по видам  ее оказания; штатные нормативы  медицинских, фармацевтических, педагогических  и других работников организаций  системы Минздрава и порядок их применения;

41. Разрабатывает и утверждает  по согласованию с Министерством  финансов Республики Беларусь  нормы и нормативы материально-технического, медикаментозного, кадрового обеспечения, питания, обмундирования, мягкого инвентаря  в государственных организациях здравоохранения;

42. Разрабатывает и проводит  единую экономическую политику  в области здравоохранения, обеспечивает  контроль за ее проведением;

43. В установленном порядке осуществляет  внешнеэкономическую и другую  международную деятельность, оказывает помощь организациям здравоохранения, медицинским учреждениям образования, научно-исследовательским организациям, подчиненным Минздраву (далее - подчиненные организации), в установлении международных связей;

44. Выдает разрешения на выполнение  международных научно-исследовательских проектов, объектом исследования которых является состояние здоровья населения Республики Беларусь;

45. Представляет в пределах своей  компетенции интересы Республики  Беларусь на международном уровне, устанавливает и развивает связи с органами здравоохранения других государств, Всемирной организацией здравоохранения, иными международными организациями;

46. Разрабатывает проекты международных  договоров Республики Беларусь  по вопросам, входящим в компетенцию  Минздрава;

47. Взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении санитарно-эпидемиологических, экономических, социальных и других вопросов, связанных с деятельностью организаций здравоохранения, принимает совместные с облисполкомами и Минским горисполкомом меры по совершенствованию деятельности и развитию отрасли здравоохранения;

48. Осуществляет управление охраной  труда в отрасли здравоохранения;

49. Разрабатывает и реализует  систему мер по улучшению условий  труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

50. Организует обучение, повышение  квалификации и проверку знаний  руководителей и специалистов  отрасли здравоохранения по вопросам  охраны труда;

51. Определяет структуру и объемы  подготовки специалистов соответствующего профиля с учетом потребности в них организаций здравоохранения Республики Беларусь;

52. Ежегодно утверждает контрольные  цифры приема в подчиненные  медицинские учреждения образования;

53. Согласовывает правила приема  в подчиненные медицинские учреждения образования;

54. Контролирует в пределах своей  компетенции повышение квалификации  и переподготовку медицинских  и фармацевтических работников;

55. Осуществляет планирование расходов  на содержание подчиненных организаций, имущество которых находится в республиканской собственности;

56. Определяет объемы финансирования  и материально-технического обеспечения  подчиненных организаций в пределах  выделенных бюджетных средств;

57. Осуществляет в установленном  порядке контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью подчиненных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества; осуществляет руководство подчиненными организациями, обеспечивая совместно с руководителями этих организаций их эффективную деятельность; реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, в том числе переданными в установленном порядке в управление акциями (долями в уставных фондах) юридических лиц негосударственной формы собственности; определяет на основании актов законодательства для подчиненных организаций порядок управления государственным имуществом;

58. Рассматривает обращения граждан  в соответствии с законодательством Республики Беларусь, принимает меры по совершенствованию этой работы, ведет прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Минздрава;

59. Координирует в установленном  порядке работы по укреплению  и совершенствованию материально-технической базы организаций системы Минздрава с привлечением необходимых инвестиций, по энергосбережению в отрасли здравоохранения, технической эксплуатации зданий и сооружений объектов здравоохранения;

60. Осуществляет ведение бухгалтерского  учета по исполнению сметы расходов на содержание центрального аппарата Минздрава, принимает, составляет и представляет в Министерство финансов Республики Беларусь месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность по подчиненным организациям, финансируемым из республиканского бюджета, а также представляет в органы государственной статистики статистические данные по формам государственных статистических наблюдений; осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый (бюджетный) год;

61. Выполняет другие функции, предусмотренные  законодательством Республики Беларусь.

Законодательное регулирование вопросов здравоохранения является одним из приоритетных направлений любой государственной политики. Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении представлено системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль белорусского законодательства, представляющую собой комплексное образование – об этом свидетельствуют особенности предмета регулирования в здравоохранении. Предметом нормативных правовых актов данной отрасли являются отношения в области оказания медицинской помощи, обеспечения лекарственными средствами, санитарно-эпидемического благополучия населения и иные. Отношения в области здравоохранения регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного, социального обеспечения. В настоящее время вопросы охраны здоровья и организации здравоохранения регулируются более чем в 30 законодательных актах.

Основным нормативным правовым актом в области здравоохранения является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении», определяющий государственную политику в области охраны здоровья населения, правовые и экономические основы деятельности системы здравоохранения и регулирующий общественные отношения в области охраны здоровья населения Республики Беларусь.

Законом о здравоохранении закрепляется право граждан на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается предоставлением бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения, доступностью лекарственных средств, а также обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения. В отличие от конституционной нормы, гарантирующей гражданам «бесплатное лечение», норма новой редакции Закона о здравоохранении дана применительно к определению «медицинская помощь», значительно расширяющему права граждан в сфере медицинского обслуживания.

В Закон о здравоохранении входят нормы, определяющие виды и формы оказания медицинской помощи гражданам, предусматривающие обязательную письменную форму выражения согласия на осуществление сложного медицинского вмешательства, а также нормы, закрепляющие право граждан на получение медицинской помощи за счет личных средств в государственных унитарных предприятиях, организациях здравоохранения частной формы собственности и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность.

В систему законодательства о здравоохранении входят следующие специальные законы:

1. Закон Республики Беларусь  от 23 ноября 1993 года «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 года), устанавливающий правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения;

2. Закон Республики Беларусь  от 31 января 1995 года «О донорстве  крови и ее компонентов», регулирующий  отношения, связанные с развитием  донорства крови и ее компонентов, обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства крови и ее компонентов, защите прав доноров;

3. Закон Республики Беларусь  от 4 марта 1997 года «О трансплантации  органов и тканей человека» (в  редакции Закона Республики Беларусь от 9 января 2007 года), направленный на обеспечение правовых и организационных основ государственного регулирования в области трансплантации органов и тканей человека и представляющий собой комплексный, систематизированный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере определения условий и порядка трансплантации органов и тканей человека, условий забора органов и тканей у живого и трупного донора, прав и обязанностей живого донора, порядка получения согласия реципиента на трансплантацию, определения организаций здравоохранения, имеющих права на осуществление забора органов и тканей и трансплантацию, а также в сфере осуществления международного сотрудничества в области обмена органами и тканями человека на безвозмездной основе в целях оптимального подбора пар донор-реципиент;

4. Закон Республики Беларусь  от 1 июля 1999 года «О психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан  при ее оказании», определяющий  правовые основы государственного  регулирования оказания психиатрической помощи, гарантий и прав граждан при ее оказании и порядок защиты их прав;

5. Закон Республики Беларусь  от 20 июля 2006 года «О лекарственных  средствах», направленный на совершенствование  правовых и организационных основ  государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств в целях обеспечения населения Республики Беларусь безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами;

6. Закон Республики Беларусь  от 23 июля 2008 года «О предупреждении  инвалидности и реабилитации инвалидов», определяющий государственную политику Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов и обеспечивающий условия для сохранения здоровья инвалидов, восстановления и компенсации нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями .

Информация о работе Здравоохранение в Республике Беларусь