Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:17, курсовая работа
Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления государственных прямых и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения.
Введение
3
1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления
5
2 Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой (сравнительный анализ)
19
3 Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь
35
Заключение
47
Список использованных источников
49
По традиции первичная медико-санитарная помощь в Швеции занимала меньшую долю в здравоохранении и играла менее важную роль, чем в других европейских странах, но сейчас имеется четко выраженное стремление сделать первичный уровень основой здравоохранения. Медицинскую помощь чаще всего можно получить в поликлиниках (центрах здоровья), где работает медперсонал разных категорий. Медобслуживание должно быть организовано так, чтобы тот, кто желает, мог выбрать для себя постоянного врача. Около 25 процентов поликлиник - частные, но работают по поручению ландстинга. Имеются детские и женские консультации для регулярных осмотров и обследований.
Общие расходы на здравоохранение составляют
в последние годы около 9% совокупного
общественного продукта Швеции. На стационарное лечение используется
42% всех расходов здравоохранения, на амбулаторное
лечение — 37%, на лекарства 12%, а остальное
— на управление и общественные инвестиции.
Благодаря плановой политике здравоохранения
в последние годы отмечается тенденция
к снижению расходов на стационарное лечение.
Особое внимание обращается на доступность
услуг. Службы здравоохранения ставят
перед собой целью обеспечить в несрочных
случаях возможность того, чтобы пациент
мог попасть на прием к врачу для обследования
и назначения лечения не более чем за 3
рабочих дня. При необходимости специализированного
лечения больной должен получить его не
позднее чем через 1—2 нед. Качество медицинских
услуг не менее важно, чем их доступность.
Доля населения моложе 15 лет составляет
19%, лица 65 лет и старше — 14%. Относительное
число престарелых в Швеции увеличивается
быстрее, чем во многих европейских странах,
что ставит определенные задачи перед
здравоохранением. Рождаемость составляет
17,5 на 1000 населения, смертность — 9,9 на
1000 населения; естественный прирост —
7,6 на 1000 населения.
Для любой страны важнейшим индикатором
здоровья народа, его социального благополучия
остается показатель младенческой смертности
(смертность детей до 1 года). Младенческая
смертность в Швеции одна из самых низких
в мире. В 2012 г. этот показатель составил 5,0%. Показатель
материнской смертности не превышает
5,0 на 100000 новорожденных в течение многих
лет. Предстоящая продолжительность жизни
составляет для женщин, родившихся в последние
годы, около 80,8 лет и для мужчин 76,3 лет.
Ежегодно на каждого жителя страны приходится
5-6 профилактических и лечебных посещений
центров здоровья [15, с.53].
99% беременных приходят на осмотр
в женскую консультацию в
Средняя продолжительность стационарного лечения очень низкая. При заболеваниях органов дыхания или пищеварения, болезнях мочеполовых органов, болезнях нервной системы и органов чувств больные находятся в соответствующих отделениях стационаров в среднем 3—5 дней. Затем лечение продолжается на дому. В онкологических отделениях больные, нуждающиеся в хирургическом лечении, находятся в среднем 6,3 дня. Самые большие сроки стационарного лечения больных с психическими расстройствами: они находятся в стационаре в среднем 15,5 дня.
Научными приоритетами в стране являются организация службы здравоохранения, оценка медицинских технологий, эпидемиология, наркология, первичная медицинская помощь, защита окружающей среды, неврология, микробиология, инфекционные болезни (включая СПИД), клеточная биология, кардиология и гематология, молекулярная биология, гастроэнтерология, эндокринология фармакология и токсикология, заболевания репродуктивных органов.
В Швеции за осуществление и финансирование научных исследований в области медицины ответственна правительственная организация — Совет медицинских исследований. Консультативную и координирующую помощь правительству в вопросах формирования национальной политики в области науки оказывает Шведская королевская академия наук. Основная масса фундаментальных и клинических исследований проводится в университетах, Каролинском институте и в небольшом числе профильных научно-исследовательских институтов. Каролинский институт является крупнейшим многопрофильным государственным научным учреждением, сочетающим в себе медицинский вуз (около 2000 студентов), клиническую базу (более 2000 коек) и около 30 теоретических научно-исследовательских институтов.
Право на бесплатное медицинское обслуживание (или обслуживание,
при котором граждане оплачивают лишь
часть общей суммы за лечение) гарантировано
в Швеции организациями, выходящими за
рамки системы медицинского обслуживания
как таковой. В Швеции действуют двадцать
три областных совета (ландстинга), отвечающих
за то, чтобы каждый житель соответствующей
области имел свободный доступ к медицинскому
обслуживанию. Областные советы, руководимые
членами законодательных собраний, избираемых
на общенародных выборах, облагают жителей
области подоходным налогом. Более 80% от
этого налога выделяется на финансирование
здравоохранения. Окружные советы являются
владельцами и координаторами деятельности
клиник и медицинских центров, выступая
в роли работодателей для большинства
медицинских работников. Врачи, имеющие
частную практику, также в основном оплачиваются
областными советами.
Все областные советы как правило взимают
плату с лиц, прибегающих к медицинской
помощи, в качестве частичной финансовой
компенсации за свои услуги. Эта плата,
разная в разных областях, не покрывается
медицинской страховкой; ее берет на себя
сам пациент, что (в страховых терминах)
является видом излишка. Эта плата колеблется
между 100 и 300 шведских крон за один визит
к врачу. Однако установлен потолок, ограничивающий
сумму, взимаемую за визиты с одного пациента.
Он равен 900 шведским кронам за период
в 12 месяцев. Плата, установленная на случай
госпитализации, не должна превышать 80
шведских крон в день. Пенсионеры платят
за больничное содержание столько же,
сколько и все остальные, с той разницей,
что соответствующая сумма удерживается
из их пенсий.
В том случае, если лицо, обратившееся
к врачу, не является жителем области,
областной совет взимает с него полную
стоимость услуг. Однако, часто эти траты
берет на себя другой областной совет
или страховой фонд соответствующего
иностранного государства.
Национальная система страхования в рамках общей системы медицинского страхования покрывает два вида расходов: оплата лекарств, назначаемых врачами, ведущими прием в различных медицинских учреждениях, и услуг зубных врачей.
В настоящее время медицинская страховка
покрывает лишь оплату назначенных врачами
лекарств, стоимость которых превышает
400 шведских крон за период в 12 месяцев.
Страховка покрывает 50% затрат на лекарства
между 400 и 1200 шведских крон за период в 12 месяцев;
75% затрат между 1200 и 2800 шведских крон,
90% затрат между 2800 и 3800 и 100% затрат, превышающих
3800 шведских крон. При определении общей
суммы затрат за период в 12 месяцев все
дети в семье рассматриваются в качестве
одного лица.
Эти правила означают, что за период в
12 месяцев ни одному пациенту не приходится
платить за лекарства, назначенные врачом,
более 1300 шведских крон. Аптеки получают
возмещение непосредственно из фондов
медицинского страхования [15, с.54].
Компенсация услуг зубного врача также является частью всеобщей национальной системы медицинского страхования и распространяется на всех жителей Швеции в возрасте 20 лет и старше. Молодые люди, еще не достигшие 20-ти лет, обладают правом на бесплатное лечение.
В заключение следует отметить, что наряду с системой государственного медицинского страхования в Швеции существует небольшой сектор добровольного (частного) медицинского страхования, доля которого в общей структуре расходов здравоохранения не превышает 2,5%. Столь малая доля частного медицинсюго страхования (по сравнению с другими странами ЕС) объясняется, прежде всего, трудностями снижения расходов для частных страховых компаний, которые вызваны высоким уровнем налогообложения в этой области.
3 Роль
государства в обеспечении
В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению со многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др. [5, с.12]
В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.
Здравоохранение в Республике Беларусь представлено Министерством здравоохранения. В систему Минздрава входят структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области здравоохранения, и государственные организации, подчиненные Минздраву.
Минздрав в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1. Изучает состояние здоровья
населения, разрабатывает и совместно
с республиканскими органами
государственного управления, облисполкомами
и Минским горисполкомом
2. Принимает необходимые меры
по совершенствованию качества
оказания медицинской помощи, а
также повышению ее
3. Осуществляет методологическое
руководство, координирует и контролирует де
4. Направляет граждан Республики Беларусь на консультацию и лечение за пределы Республики Беларусь;
5. Принимает необходимые меры
по: организации и развитию
6. Разрабатывает государственные
минимальные социальные
7. Организует и контролирует
обеспечение населения и
8. Осуществляет государственную
регистрацию лекарственных
9. Осуществляет государственный
контроль за качеством
10. Осуществляет государственный надзор за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств;
11. Осуществляет сертификацию
12. Принимает решение об изъятии
из обращения некачественных
и фальсифицированных
13. Осуществляет государственную
регистрацию изделий
14. Организует и контролирует техническое обслуживание и ремонт медицинской техники;
15. Осуществляет в установленном
порядке выдачу специальных
16. Осуществляет контроль в
17. организует и осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
18. Разрабатывает и утверждает
по согласованию с
19. Обеспечивает в соответствии
с законодательством
20. Утверждает санитарные нормы,
правила и гигиенические
21. Осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
22. Организует обеспечение
23. Осуществляет государственную
гигиеническую регламентацию и
регистрацию химических и