Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:17, курсовая работа
Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления государственных прямых и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения.
Введение
3
1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления
5
2 Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой (сравнительный анализ)
19
3 Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь
35
Заключение
47
Список использованных источников
49
Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей.
Следует отметить, что отрицательная динамика основных демографических показателей в Республике Беларусь за последние годы достигла критического уровня, представляющего угрозу национальной безопасности страны. Указом Президента Республики Беларусь № 357 от 11.08.11 с целью стабилизации демографической ситуации и формирования предпосылок демографического роста утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2010-2015гг.
С 1994 г. население страны сократилось на 799,1 тыс. человек и на начало 2012 г. составило 9465,1 тыс. человек.
Продолжает сохраняться наметившаяся в 2003 г. положительная тенденция к увеличению рождаемости, которая в 2011 г. достигла уровня 11,5 на 1000 жителей (в 2010 г. — 11,4). В 2011 г. в республике родилось 109147 человек (в 2010 г. — 108050).
Смертность населения республики в 2011 г. по сравнению с 2005 г. снизилась с 14,4 до 14,3 на 1000 населения.
Несмотря на то, что по сравнению с 2005 г. смертность населения республики снизилась на 1,4%, по-прежнему сохраняется высокий ее уровень в Витебской (16,2 на 1000 населения) и Минской областях (16,0 на 1000 населения).
Обобщенным показателем общественного здоровья является ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (ОППЖР). По этому показателю Беларусь уступает почти 100 странам мира, а по сравнению с развитыми странами он ниже у мужчин на 12-14 лет, у женщин — на 5-6 лет. Наиболее высокой продолжительность жизни была в 1964-1969 гг. — 72,9 года. В 90-е гг. происходило снижение ее уровня; в 2003 г. она составила 68,5 года. ОППЖР для женщин снизилась с 77,2 (1984-1985 гг.) до 76,7 года (2011 г.), для мужчин — с 68,9 (1964-1965 гг.) до 64,7 года (2011 г.). Следует отметить, что в 2011 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин по сравнению с 2010 г. незначительно увеличилась и составила 70,6 года, в т. ч. мужчин — 64,7 года и женщин — 76,7 года (2010 г. — общая продолжительность жизни — 70,4 года, мужчин — 64,6 года, женщин — 76,5 года)
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения [14, с.42].
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
Для реализации указанных задач необходимо принятие следующих мер:
Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы.
Стратегической целью развития здравоохранения является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью.
Для реализации этой цели необходимо обеспечить:
Для решения этих задач необходимо проведение следующих мероприятий:
На втором этапе (2011-2020 гг.) для достижения целей и решения этих задач в качестве приоритетных направлений государственной политики в области охраны и укрепления здоровья населения следует выделить: дальнейшее формирование потребности населения в соблюдении принципов здорового образа жизни; разработка и реализация эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни; принятие Закона «О здоровом образе жизни» с введением в него положений, определяющих ответственность граждан за состояние своего здоровья; расширение рынка медицинских технологий и услуг.
Заключение
Таким образом, проблема качества медицинской помощи приобрела особую значимость в последние годы в связи с социально-экономическими преобразованиями и кризисом в стране, негативно отразившимися на состоянии здоровья населения, поэтому мы рассмотрим модели управления здравоохранением и предложим свою концепцию развития здравоохранения.
Здравоохранение играет важную роль в нашей жизни, ведь каждый человек и общество в целом желает быть здоровым. А для этого необходимы четко установленные границы прав и обязанностей, как для пациентов, так и для служб здравоохранения в целом.
Здравоохранение – система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которой – сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом и внести положительный вклад в развитие общественного производства и создание национального дохода страны.
В общественной системе (государстве) здравоохранение выполняет следующие функции: осуществление социальной профилактики, т.е. мероприятий по охране здоровья населения (оздоровление окружающей природной среды и среды обитания человека; устранение или уменьшение неблагоприятного влияния на здоровье человека (населения) социальных факторов; формирование идеологии и навыков здорового образа жизни; планирование семьи; иммунизация населения и др.); оказание населению квалифицированной медицинской помощи (определение стратегии и тактики развития национальных, региональных и муниципальных систем здравоохранения; рациональное использование ресурсов; удовлетворение потребностей населения в амбулаторно-поликлинической, скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи; подготовка медицинских кадров; разработка и внедрение современных технологий диагностики, лечение и реабилитация больных; лекарственное обеспечение населения и др.); оказание населению медико-социальной помощи, которая включает оказание наряду с медицинскими и таких видов услуг как юридические, социально-бытовые, психологические, воспитательно-педагогические и др.); информационная (или сигнальная) функция здравоохранения предусматривает проведение мониторинга, т. е. динамического наблюдения за здоровьем населения с учетом влияния различных факторов (статистика здоровья), ведение учетной и отчетной статистической информации о состоянии объектов системы здравоохранения (статистика здравоохранения), предоставление указанных видов информации во властные структуры с целью принятия правовых, экономических, организационных и других мер по развитию системы охраны здоровья и самого сектора здравоохранения с учетом медико-социальных приоритетов в показателях заболеваемости, инвалидности и смертности населения.
Основными причинами низкой эффективности реформирования здравоохранения стали сложная социально-экономическая и политическая ситуация в стране, недостаточное финансирование, неудовлетворительная материально-техническая база ЛПУ, отсутствие заинтересованности медицинских работников и руководителей органов управления и учреждений здравоохранения в преобразованиях, низкий уровень научно-методического, информационного и социально-психологического обеспечения процессов реформирования, не отвечающий современным требованиям уровень управления отраслью.
Система здравоохранения РБ в настоящее время переживает сложный период. В итоге вопросам улучшения здоровья, качества медицинского обслуживания, эффективности и целесообразности использования средств уделялось мало внимания. Поэтому одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения необходимостью является совершенствования работы медицинских организаций, повышения грамотности и профессионализма медицинского персонала, принятия ряда законов их реализация и выполнение.
Эффективность системы здравоохранения и оказания медицинской помощи населению в значительной степени зависит не только от типа системы здравоохранения, но и от ясно прописанных и тщательно продуманных механизмов реализации принципов охраны здоровья граждан, уровня финансирования здравоохранения и благосостояния нации. В любом случае реформы здравоохранения могут быть реализованы только в том случае, если их направленность будет совпадать с системой интересов всех участников: государства, медицинских работников и населения.
Список использованных источников