Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:42, научная работа
Важное место среди них занимает и география, в структуре которой в 80-е годы возникло новое направление, получившее название геоглобалистики. Его организационным началом следует, очевидно, считать совместную сессию Секции глобальных проблем Научного совета по философии и социальным проблемам науки и техники при Президиуме АН СССР, которая проходила в апреле 1984 года. Доклады на этой сессии сделали академик И. П. Герасимов, В. С. Преображенский, В. М. Котляков и другие видные ученые академического института.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 8
1.1. Проблема войны и мира 8
1.2. Проблемы экологии: 9
1.2.1. Химическое загрязнение биосферы 10
1.2.2. Аэрозольное загрязнение биосферы 11
1.2.3. Фотохимический туман (смог) 13
1.2.4. Химическое загрязнение природных вод 13
1.2.5. Неорганическое загрязнение 14
1.2.6. Органическое загрязнение 15
1.2.7. Загрязнение почвы 16
1.2.8. Пестициды как загрязняющий фактор 17
1.2.9. Кислые атмосферные выпады на сушу 17
1.3. Энергосырьевая проблема 18
1.3.1. Нефтяная промышленность России 19
1.3.2. Перспективы развития нефтяной промышленности России 20
1.4. Проблемы Мирового океана 21
1.4.1. Что такое Мировой океан 22
1.4.2. Проблема загрязнения Мирового океана 24
ГЛАВА 2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26
2.1. Основные функции и принципы экологической политики 26
2.2. Экономические методы охраны окружающей среды 27
2.3. Контроль за состоянием окружающей среды 28
2.4. Экономическое регулирование охраны окружающей среды 29
2.4.1. Эмиссионный налог 30
2.4.2. Налоги и платежи за ресурсы 31
2.4.3. Экологические фонды 32
2.4.4. Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг 33
2.5. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе 34
2.5.1. Использование природных ресурсов и его последствия 35
2.5.2. Загрязнение окружающей природной среды 35
2.5.3. Истощение и разрушение природной среды 38
2.5.4. Причины истощения, разрушения и загрязнения природной среды 39
2.5.5. Охрана природной среды – закономерная форма взаимодействия общества и природы 42
2.6. Экологические функции государства и права 46
ГЛАВА 3 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРАБОТКИ 49
3.1.Теоретические аспекты понятий, сущность целевых экологических программ 49
3.1.1. Понятие и сущность целевых экологических программ 49
3.1.2. Порядок разработки целевых экологических программ 50
3.1.3. Организационно-технологическая схема формирования программы 54
3.2. Региональные целевые экологические программы 60
3.2.1. Обзор существующих целевых экологических программ регионов Российской Федерации 60
3.2.2. Зарубежная практика применения целевых экологических программ (на примере США) 62
3.3. Проблемы и перспективы развития процесса становления и реализации экологических программ 67
ГЛАВА 4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 70
4.1.Ухудшение экологической ситуации в мире 70
4.1.1.Влияние НТП 70
4.1.2.Воздействие человека на окружающую среду 71
4.1.3. Основные факторы экологических проблем 71
4.1.4. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды 76
4.2. Международные экологические организации. 87
4.3.Деятельность международных организаций по решению глобальной экологической проблемы:»Человек и биосфера» 93
4.3.1. .Глобальная экологическая проблема: взаимовлияние человека и биосферы 93
4.3.2. .Международные организации и защита окружающей среды 97
4.4.Программа мав - человек и биосфера 100
4.4.1.ИСТОРИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА» 100
4.4.2. .Опыт реализации Программы «Человек и биосфера» 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
108
Цели, связанные с удовлетворением информационных потребностей общества.
Цель 1: Улучшить знания о климате и окружающей среде Земли в прошлом и настоящем, в том числе о ее природной изменчивости, и улучшить понимание причин наблюдаемой изменчивости и изменений.
Одна и целей
Со временем климатические условия значительно меняются. Исследования НПИК позволят лучше понять природные колебания в климате во временных шкалах от недель до столетий, в том числе улучшить и использовать прогнозы ЭНСО. Усовершенствованные наблюдения, анализ и моделирование уточнят качественное и количественное понимание того, как и почему меняется климат, и определят, лежат ли изменения в частоте или интенсивности экстремальных климатических явлений (например, засух) за пределами диапазона природной изменчивости.
Цель 2: Улучшить количественную характеристику
сил, вызывающих изменения в климате
Земли и соответствующих
Сжигание ископаемых видов топлива, изменения в земельном покрове и землепользовании и промышленная деятельность образуют парниковые газы и аэрозоли, меняя состав атмосферы, физические и биологические свойства земной поверхности. Эти изменения оказывают важное воздействие на климат, которое в настоящее время иногда плохо поддаются количественной характеристике. Проводимые по линии НПИК исследования повысят уверенность в нашем понимании особенностей парниковых газов и аэрозолей, их долгосрочного переноса в атмосфере и удаления из атмосферы, а также их взаимодействия с глобальным климатом, озоном в верхних и нижних слоях атмосферы и качества воздуха в региональном масштабе.
Исследования также улучшат количественную характеристику взаимодействия между углеродным циклом, другими биологическими/экологическими процессами, земельным покровом и землепользованием для более качественного прогнозирования концентраций основных парниковых газов в атмосфере и для поддержки принятия более обоснованных решений. Программа также улучшит возможности разработки и применения сценариев выбросов при исследованиях и анализе в сотрудничестве с межведомственной Технологической программой по изменению климата.
Цель 3: Уменьшить неопределенность
в прогнозах возможных
Неопределенность существует в отношении того, насколько именно изменится климат в целом и в конкретных регионах.
Первоочередная задача НПИК - создать
информационный и научный потенциал,
необходимый для уточнения
Программа также определит потенциал
будущих изменений в
Цель 4: Понять чувствительность и адаптируемость различных природных и управляемых экосистем и человеческих систем к климату и соответствующим глобальным изменениям.
Понять чувствительность и адаптируемость
различных природных и
Доказано, что сезонная и годовая изменчивость климата воздействует на экосистемы и жизнь людей. Улучшение нашей способности оценивать потенциальные последствия изменений в климате и условиях окружающей среды на экосистемы и человеческие системы могло бы помочь правительствам, предприятиям и населенным пунктам сократить ущерб и использовать возможности, приспосабливая соответствующим образом инфраструктуру и координируя деятельность и планы.
Исследования НПИК позволят изучить взаимодействие взаимозависимых изменений и эффектов. Примерами служат удобряющий эффект углекислого газа, когда с повышением его концентрации у некоторых растений увеличивается скорость фотосинтеза; изменения в ландшафтах, влияющие на водные ресурсы и среду обитания; изменения в частоте пожаров или появления сельскохозяйственных вредителей.
Исследования НПИК улучшат методы интеграции нашего понимания последствий, к которым могут привести различные концентрации парниковых газов в атмосфере, и позволят разработать методы собирания воедино и сравнения данных о потенциальных воздействиях по секторам и пунктам.
Цель 5: Освоить использование и определить пределы развития знаний при управлении рисками и возможностями, связанными с изменчивостью и изменениями климата.
Освоить использование и определить пределы развития знаний при управлении рисками и возможностями, связанными с изменчивостью и изменениями климата.
За последнее десятилетие
Эти ресурсы обеспечат необходимую информацию и позволят изучать последствия неопределенности для принятия решений, применяя разнообразные средства, включая данные наблюдений, модели, анализ сценариев, средства визуализации, научный синтез и оценку данных.
За последнее десятилетие
Эти ресурсы обеспечат необходимую информацию и позволят изучать последствия неопределенности для принятия решений, применяя разнообразные средства, включая данные наблюдений, модели, анализ сценариев, средства визуализации, научный синтез и оценку данных [18,c. 151].
Международное сотрудничество в исследовании глобального изменения климата.
Изменчивость и изменения климата по сути своей носят международный характер. Таким образом, эффективные исследования требуют международного сотрудничества - сотрудничества между учеными и научно-исследовательскими институтами и правительственными учреждениями. Американские ученые, институты и ведомства идут в авангарде такого международного сотрудничества, что отражает ведущую роль американской климатологии. НПИК является лидером в глобальной сети действующих и привлекаемых международных исследователей и институтов, включая Международную программу «Геосфера-Биосфера», Международную программу по человеческим измерениям, Всемирную программу климатических исследований, «Диверситас» и Системное партнерство наук о Земле.
Соединенные Штаты также создали двусторонние и региональные партнерства по развитию науки об изменении климата, усилению технологии мониторинга и сокращения парниковых газов и оказанию помощи развивающимся странам путем укрепления потенциала и передачи технологии. НПИК продолжит взаимодействовать с этими организациями и партнерствами напрямую и оказывая поддержку американским ученым, обеспечивающим динамичное научное лидерство.
Будучи лидером, в науке об изменении климата, Соединенные Штаты берут на себя ответственность за участие в международных оценках и предоставление данных по таким вопросам, как озон, биологическое разнообразие, экосистемы и климат.
3.3.Проблемы и перспективы
развития процесса становления
и реализации экологических
Естественно, главной проблемой в принятии таких программ становятся вопросы финансирования. В качестве примера можно привести историю с финансированием Целевой программы «Экология и природные ресурсы Ставропольского края». Если в 2008 г. ее финансирование составляло 180 млн. руб., то в нынешнем - 12 млн. руб., а на 2010 г. запланировано лишь 6 млн. руб.
Зачастую у субъекта не хватает
собственных средств для
Источниками финансирования целевых экологических программ являются средства, выделяемые из федерального бюджета, из бюджетов субъектов Федерации, а также из внебюджетных источников. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программы (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления [1].
Так, например, 90% всех средств, предусмотренных на реализацию Программы "Экологическое оздоровление Новотроицкого водохранилища на 2002 - 2005 гг.", являлись собственными средствами открытых акционерных обществ "Ставропольэнерго" и "Ставропольская ГРЭС" и только 10% - средства бюджета Ставропольского края.
Вопросы финансирования целевых программ являются главной, но не единственной проблемой их реализации. Хотя, безусловно, недостаток бюджетных средств, отсутствие четко выработанной процедуры финансирования программ, расхождение показателей денежных средств, заложенных в бюджет на очередной период, с планируемым финансированием той или иной целевой программы не могут способствовать не то что эффективной реализации программ, но хотя бы запланированной. Существует множество проблем, связанных с выполнением целевых экологических программ. Как справедливо указывает Э.С. Навасардова, к недостаткам современного программно- целевого бюджетного планирования можно отнести аморфность целей и ожидаемых результатов, отсутствие четких критериев и индикаторов оценки их достижения, ориентированность части федеральных целевых программ на функции, не относящиеся к компетенции органов федеральных органов государственной власти, размытость в большинстве случаев административной ответственности за реализацию той или иной программы между несколькими федеральными органами исполнительной власти [2. С. 74]. Эти же недостатки можно отнести к региональным и к муниципальным целевым программам.
Так, например, Муниципальной целевой программой "Чистый город Ставрополь на 2007 - 2009 гг." были запланированы на 2007 г. строительство полигона для переработки и хранения твердых бытовых отходов и мусоросортировочного завода. В соответствии с Отчетом о ходе выполнения в 2007 г. указанной Программы (решение Ставропольской городской Думы от 23 апреля 2008 г. N 71), в связи с тем, что в границах города Ставрополя участок, подходящий для размещения на нем мусоросортировочного комплекса и полигона для переработки твердых бытовых отходов, найти не удалось, администрация города решает вопрос о выделении участка за пределами города. Данный участок определен, но передача его для обустройства вышеуказанных объектов не произведена. Поэтому привлечь средства инвесторов в 2007 г. не представилось возможным. Надо сказать, что привлечь средства не представилось возможным не только в 2007 г. До сих пор ни полигон, ни мусоросортировочный завод на построены.
Безусловно, целевые программы, в том виде, в котором они разрабатываются, принимаются, а главное, исполняются сейчас, являются недостаточно эффективным инструментом для реализации тех экологических задач, которые ставит перед собой государство. Зачастую те средства, которые выделяются под ту или иную программу, используются федеральными и региональными органами государственной власти для финансирования текущих мероприятий, на которые не хватает запланированных средств. Однако отказываться от экологических целевых программ, как уже отказались от внебюджетных экологических фондов, на сегодняшний момент было бы нецелесообразно.