Земля как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:42, научная работа

Краткое описание

Важное место среди них занимает и география, в структуре которой в 80-е годы возникло новое направление, получившее название геоглобалистики. Его организационным началом следует, очевидно, считать совместную сессию Секции глобальных проблем Научного совета по философии и социальным проблемам науки и техники при Президиуме АН СССР, которая проходила в апреле 1984 года. Доклады на этой сессии сделали академик И. П. Герасимов, В. С. Преображенский, В. М. Котляков и другие видные ученые академического института.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 8
1.1. Проблема войны и мира 8
1.2. Проблемы экологии: 9
1.2.1. Химическое загрязнение биосферы 10
1.2.2. Аэрозольное загрязнение биосферы 11
1.2.3. Фотохимический туман (смог) 13
1.2.4. Химическое загрязнение природных вод 13
1.2.5. Неорганическое загрязнение 14
1.2.6. Органическое загрязнение 15
1.2.7. Загрязнение почвы 16
1.2.8. Пестициды как загрязняющий фактор 17
1.2.9. Кислые атмосферные выпады на сушу 17
1.3. Энергосырьевая проблема 18
1.3.1. Нефтяная промышленность России 19
1.3.2. Перспективы развития нефтяной промышленности России 20
1.4. Проблемы Мирового океана 21
1.4.1. Что такое Мировой океан 22
1.4.2. Проблема загрязнения Мирового океана 24
ГЛАВА 2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26
2.1. Основные функции и принципы экологической политики 26
2.2. Экономические методы охраны окружающей среды 27
2.3. Контроль за состоянием окружающей среды 28
2.4. Экономическое регулирование охраны окружающей среды 29
2.4.1. Эмиссионный налог 30
2.4.2. Налоги и платежи за ресурсы 31
2.4.3. Экологические фонды 32
2.4.4. Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг 33
2.5. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе 34
2.5.1. Использование природных ресурсов и его последствия 35
2.5.2. Загрязнение окружающей природной среды 35
2.5.3. Истощение и разрушение природной среды 38
2.5.4. Причины истощения, разрушения и загрязнения природной среды 39
2.5.5. Охрана природной среды – закономерная форма взаимодействия общества и природы 42
2.6. Экологические функции государства и права 46
ГЛАВА 3 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРАБОТКИ 49
3.1.Теоретические аспекты понятий, сущность целевых экологических программ 49
3.1.1. Понятие и сущность целевых экологических программ 49
3.1.2. Порядок разработки целевых экологических программ 50
3.1.3. Организационно-технологическая схема формирования программы 54
3.2. Региональные целевые экологические программы 60
3.2.1. Обзор существующих целевых экологических программ регионов Российской Федерации 60
3.2.2. Зарубежная практика применения целевых экологических программ (на примере США) 62
3.3. Проблемы и перспективы развития процесса становления и реализации экологических программ 67
ГЛАВА 4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 70
4.1.Ухудшение экологической ситуации в мире 70
4.1.1.Влияние НТП 70
4.1.2.Воздействие человека на окружающую среду 71
4.1.3. Основные факторы экологических проблем 71
4.1.4. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды 76
4.2. Международные экологические организации. 87
4.3.Деятельность международных организаций по решению глобальной экологической проблемы:»Человек и биосфера» 93
4.3.1. .Глобальная экологическая проблема: взаимовлияние человека и биосферы 93
4.3.2. .Международные организации и защита окружающей среды 97
4.4.Программа мав - человек и биосфера 100
4.4.1.ИСТОРИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА» 100
4.4.2. .Опыт реализации Программы «Человек и биосфера» 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
108

Вложенные файлы: 1 файл

научная работа)))))))))))))))))))))))).doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Нормы права, служащие средством реализации экологического права, независимо от того, где они размещены,— в экологических отраслях права или других отраслях системы права, называются эколого-правовыми нормами. Если эти нормы размещены в экологических отраслях права — природоохранительных, природно - ресурсовых — то они имеют первичное значение, их следует считать базовыми нормами. И в этом качестве они определяют содержание других отраслях

Особенностью эколого-правовых норм и прежде всего норм первичного права  является то, что они призваны отражать не только социальные закономерности общественного развития (как и все нормы права), но и экологические закономерности, лежащие в основе системы «общество — природа». Таким образом, эколого-правовая норма в отличие от иных норм права является органическим или согласованным единством социальных и экологических закономерностей.

Степень такой согласованности  зависит от субъективных начал, которые  лежат в основе проявления воли государства. Иначе говоря, здесь сказывается  опыт и квалификация специалистов, экспертов, юристов, представителей других отраслей знаний, которые участвуют в подготовке тех или иных проектов. Эколого-правовая норма, выражающая согласованное сочетание экологии и экономики, имеет в своей основе заряд для эффективного применения. Эколого-правовая норма, лишенная этого признака, построенная на случайном, искусственном сочетании экономики и экологии, тем более на господстве экономики над экологией, лишена перспективы, успешного и эффективного применения с точки зрения охраны окружающей природной среды.

 

Глава.3. Региональные целевые экологические программы  и порядок их разработки.

 

3.1. Теоретические аспекты понятий, сущность целевых экологических программ.

3.1.1. Понятие и сущность целевых экологических программ .

Программа - это последовательность действий для решения поставленной задачи или последовательность событий, приводящая к определенному результату; план предстоящей деятельности, работ, мероприятий, конкретизацией целей, задач и обеспечением их условиями реализации.

Программа экологическая - это деятельность, направленная на взаимную экологическую оптимизацию природных систем и народною хозяйства включая охрану окружающей среды с целью достижения строгого шанса процессов воспроизводства и использования природно-ресурсного потенциала в интересах устойчивого экономического развития [1,c. 156].

Программе присуща целевая направленность, и она представляет собой сложный  процесс обоснования, конкретизации  цели, задач методом «дерева целей», суть которого сводится к определению  генеральной цели (ствол дерева), определению, обоснованию последующих уровней целей ветвей) и конкретизации частных задач - подцелей (последняя ветка и лист). Таким образом, чем больше уровней (ветвей), тем больше иx конкретизация, а значит, системность, ясность и определенность предполагаемых действий, шагов по реализации замысла. При обосновании комплекса целей применительно к программам по решению экологических проблем исходным моментом являются выводы, результаты, полученные в ходе прогнозирования и анализа предплановых исследований и документов (территориально-комплексные схемы охраны природы). Результатом является выявление самой проблемной ситуации, состояния объекта программы, которое характеризуется напряженностью, ухудшением или даже нарушением равновесия в системе «хозяйственная или иная деятельность - балансы в природной среде» в рамках и границах, в которых и составляется программа. Такой анализ ситуации, обстановки выявление проблемы проводится во временном аспекте: в прошлом, настоящем и с прогнозом (как в случае реализации программы, так и при ее отсутствии.

Оценивая уже имеющийся опыт в программном подходе решения  проблем (социальных, экономических, экологических), можно выделить следующие основные этапы составления самих программ. Основные этапы составления программ представлены на рисунке 1.


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Основные этапы составления  программ

 

Программа экономического развития страны, включая такие составляющие: как  электрификация, индустриализация промышленности и сели развитие транспорта, способствовала достижению, становлению огромная экономического, научного потенциала и выхода страны на передовые рубежи по ведущим показателям уровня социально-экономического развития в мире.

Таким образом, необходимо отметить, что программа - это последовательность действий для решения поставлен, ной задачи или последовательность событий, приводящая к определенному результату; план предстоящей деятельности, работ, мероприятий, конкретизацией целей, задач и обеспечением их условиями реализации.

Программе присуща целевая направленность, и она представляет собой сложный процесс обоснования, конкретизации цели, задач методом «дерева целей», суть которого сводится к определению генеральной цели (ствол дерева), определению, обоснованию последующих уровней целей ветвей) и конкретизации частных задач – подцелей.

 

3.1.2 Порядок разработки целевых экологических программ

Формирование  областной целевой комплексной  программы охраны окружающей среды  и рационального природопользования, а также контроль за ее реализацией должен осуществлять программно-целевой орган управления реализацией программы. Этот орган может либо образовываться вновь, либо быть уже выделенным из уже существующих структур, занимающихся непосредственно охраной и распоряжающихся природопользованием.

Программно - целевой орган по формированию комплексной программы охраны окружающей среды на областном уровне должен быть создан из представителей областной  постоянной депутатской комиссии по региональному природопользованию и представителей регионального управления по охране природы.

Председателем комиссии должен быть один из первых руководителей ATE, который  будет осуществлять общее руководство  организационной работой по формированию и реализации программы.

Рекомендуемый состав программно-целевого органа на различных уровнях (сельский административный район, город) представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Состав программно-целевого уровня по формированию программы «Охрана  окружающей среды и рациональное природопользование»

 

Уровень административно- территориальной  единицы области

Председатель

Административный район

Город

Зам. Председателя Совета народных депутатов 

Зам. мера

Зам. председателя

Председатель районного комитета по охране окружающей среды и природными ресурсами 

Председатель постоянной депутатской  группы по экологии и использованию природных ресурсов

Члены комиссий

Представители районного комитета по охране окружающей среды, группа ученых, начальник отдела экономики природных  ресурсов, начальник отдела по контролю и использованию лесных ресурсов, начальник отдела по контролю и использованию природных ресурсов, глав, врач санэпидемстанции, глав, инженер-землеустроитель района, охотовед района, директор лесхоза

Председатель городского комитета по экологии н природным. ресурсам, группа ученых, заведующий горздравотделом, глав, врач городской сан эпидемстанции, начальник лаборатории аналитического контроля за состоянием воздуха и вод, начальник гидро метеобюро, начальник автотранспортного управления, председатели Совета директоров от каждого района, директор муниципального предприятия по благоустройству, район-ные инспекторы


 

 

Рисунок.2.

 



 

 

 

 

 

 

 


 

 

 



 

 

 

 


 

 


 

 

Рисунок 2 - Основные принципы разработки экологической программы 

 

Таким образом, необходимо отметить, что формирование областной целевой  комплексной программы охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также контроль за ее реализацией должен осуществлять программно-целевой орган управления реализацией программы. Этот орган может либо образовываться вновь, либо быть уже выделенным из уже существующих структур, занимающихся непосредственно охраной и распоряжающихся природопользованием

 

3.1.3.Организационно-технологическая схема формирования программы

Целесообразность формирования целевой  комплексной программы охраны окружающей среды и рационального природопользования определяется наличием на данной территории существенных проблемных ситуаций, касающихся состояния окружающей среды и рационального природопользования.

Выявляются проблемы, существующие в окружающей природной среде ATE: на основе тщательного анализа начального уровня состояния природной среды (информация берется из всех источников, содержащих экологическую характеристику местности: экологические паспорта природопользователей, в т.ч. специфические по направлениям, паспорта ATE, тома проектов нормативов ПДВ (ПДС), а также по результатам проведения экологических экспертиз, осуществляемых с точки зрения научной обоснованности и законности выводов, независимости и вневедомственности, путем ориентации на требуемое нормативное состояние объектов природопользования с учетом прогноза экологической обстановки на перспективу. Определяются главные проблемы и второстепенные

Анализ состояния природной  среды производится по следующим  аспектам (Рисунок 3)

 

Рисунок.3.



 


 



 


 


 

 

На основе выявленных в результате анализа проблем по направлениям производится формирование целей развития природоохранной сферы на перспективу.

На данном этапе важным фактором правильной оценки экологической обстановки служит экологический прогноз, имеющий следующую структуру: целевая установка - информационное обеспечение-определение рационального метода прогнозирования. При прогнозировании возможны две методические предпосылки, согласно которым:

-существует стабильность природных  систем, их устойчивость, предсказуемость, наличие многих координат в их развитии;

-существует нестабильность природных  систем, их неустойчивость, непредсказуемость  в развитии.

Для прогнозирования развития природной  среды рекомендуется использовать подходы ,указанные на рисунке 4

 

Рисунок.4.

 


 

 

 




 

 

 

 

При использований прогноза оценок необходимо учитывать следующее:

любой прогноз ограничен по своему условию, т.к. прогнозируемая модель всегда есть вероятностная и приближенная копия реального объекта, процесса, явления;

прогнозируется, как правило, только та часть пространственно-временных  отношений, которая стабильно повторяется;

прогноз более надежен для небольшой  по объему ячейки среды;

при прогнозировании необходимо составить  несколько вариантов развития изучаемой системы.

Составной частью экологического прогноза является санитарно-гигиенический  прогноз. Санитарно-гигиенические требования включают:

запрещение строительства новых  промышленных и сельскохозяйственных объектов или их перемещение, если они загрязняют водный, воздушный бассейны и почвы, а также генерируют специальные загрязнения: шум, радиацию, электромагнитные поля и т.д.;

установление санитарно-защитных и санитарно-охранных зон вокруг промышленных предприятий, рекреационных  ресурсов и объектов;

условия хозяйственной и иной эксплуатации различных природных территорий с учетом требований к санитарно-техническому оснащению, к ограничению использования  ядохимикатов в сельскохозяйственном производстве, нормативных нагрузок на ландшафтные системы.Мероприятия программы можно подразделить по направлениям, которые представлены на рисунке 5.

 

Рисунок 5















 

программа природный среда

Мероприятия целевой программы  включают:

научно-исследовательские  или проектные работы, выполняемые научными или проектными организациями в части охраны окружающей среды и природопользования;

работы по внедрению  природоохранных мероприятий, строительству  природоохранных объектов;

организационно-управленческие работы.

Мероприятия должны быть обеспечены ресурсами (капитальные вложения, строительно-монтажная база, трудовые ресурсы).

Часть мероприятий  программы осуществляется за счет средств  самого природопользователя, исходя из ущерба, который он наносит окружающей природной среде. Часть природоохранительных задач программы может решаться за счет средств регионального и муниципального бюджетов.

Информация о работе Земля как фактор производства