Земля как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:42, научная работа

Краткое описание

Важное место среди них занимает и география, в структуре которой в 80-е годы возникло новое направление, получившее название геоглобалистики. Его организационным началом следует, очевидно, считать совместную сессию Секции глобальных проблем Научного совета по философии и социальным проблемам науки и техники при Президиуме АН СССР, которая проходила в апреле 1984 года. Доклады на этой сессии сделали академик И. П. Герасимов, В. С. Преображенский, В. М. Котляков и другие видные ученые академического института.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 8
1.1. Проблема войны и мира 8
1.2. Проблемы экологии: 9
1.2.1. Химическое загрязнение биосферы 10
1.2.2. Аэрозольное загрязнение биосферы 11
1.2.3. Фотохимический туман (смог) 13
1.2.4. Химическое загрязнение природных вод 13
1.2.5. Неорганическое загрязнение 14
1.2.6. Органическое загрязнение 15
1.2.7. Загрязнение почвы 16
1.2.8. Пестициды как загрязняющий фактор 17
1.2.9. Кислые атмосферные выпады на сушу 17
1.3. Энергосырьевая проблема 18
1.3.1. Нефтяная промышленность России 19
1.3.2. Перспективы развития нефтяной промышленности России 20
1.4. Проблемы Мирового океана 21
1.4.1. Что такое Мировой океан 22
1.4.2. Проблема загрязнения Мирового океана 24
ГЛАВА 2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26
2.1. Основные функции и принципы экологической политики 26
2.2. Экономические методы охраны окружающей среды 27
2.3. Контроль за состоянием окружающей среды 28
2.4. Экономическое регулирование охраны окружающей среды 29
2.4.1. Эмиссионный налог 30
2.4.2. Налоги и платежи за ресурсы 31
2.4.3. Экологические фонды 32
2.4.4. Метод соглашения о компенсации ущерба и постоянный мониторинг 33
2.5. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе 34
2.5.1. Использование природных ресурсов и его последствия 35
2.5.2. Загрязнение окружающей природной среды 35
2.5.3. Истощение и разрушение природной среды 38
2.5.4. Причины истощения, разрушения и загрязнения природной среды 39
2.5.5. Охрана природной среды – закономерная форма взаимодействия общества и природы 42
2.6. Экологические функции государства и права 46
ГЛАВА 3 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРАБОТКИ 49
3.1.Теоретические аспекты понятий, сущность целевых экологических программ 49
3.1.1. Понятие и сущность целевых экологических программ 49
3.1.2. Порядок разработки целевых экологических программ 50
3.1.3. Организационно-технологическая схема формирования программы 54
3.2. Региональные целевые экологические программы 60
3.2.1. Обзор существующих целевых экологических программ регионов Российской Федерации 60
3.2.2. Зарубежная практика применения целевых экологических программ (на примере США) 62
3.3. Проблемы и перспективы развития процесса становления и реализации экологических программ 67
ГЛАВА 4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 70
4.1.Ухудшение экологической ситуации в мире 70
4.1.1.Влияние НТП 70
4.1.2.Воздействие человека на окружающую среду 71
4.1.3. Основные факторы экологических проблем 71
4.1.4. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды 76
4.2. Международные экологические организации. 87
4.3.Деятельность международных организаций по решению глобальной экологической проблемы:»Человек и биосфера» 93
4.3.1. .Глобальная экологическая проблема: взаимовлияние человека и биосферы 93
4.3.2. .Международные организации и защита окружающей среды 97
4.4.Программа мав - человек и биосфера 100
4.4.1.ИСТОРИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА» 100
4.4.2. .Опыт реализации Программы «Человек и биосфера» 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
108

Вложенные файлы: 1 файл

научная работа)))))))))))))))))))))))).doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Неотложные, особо  важные мероприятия могут финансироваться  из бюджетов более высокого уровня. Формирование средств осуществляется за счет неналоговых платежей за негативное воздействие, на окружающую среду, которые распределяются между уровнями бюджетов следующим образом:

- 20 % - в федеральный  бюджет;

- 80 % - в региональный  бюджет В связи с принятием  ФЗ № 131- ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», средства, поступающие в региональный бюджет, подлежат распределению в следующем порядке:

-40%- в региональный  бюджет;

-40 % - в муниципальный  бюджет[11,c. 191].

Некоторые природапользователи  проводят активную природоохранную деятельность, разрабатывают тома проектов нормативов ПДВ, ПДС, экологические паспорта своих предприятий, регулярно осуществляют платежи в бюджет федерального и регионального уровней за негативное воздействие на окружающую среду. В том случае, если предприятие активно осваивает новые экологически чистые технологии, проводит мероприятия по гарантированному снижению вредных сбросов и выбросов, но при этом не имеет в достаточном количестве необходимых средств, оно может оформить ходатайство в соответствующий орган и ему по решению природоохранного органа на основе ходатайства выделяются средства на реализацию природою охранных мероприятий. Впоследствии природопользователь предоставляет отчет о вложении предоставленных ему средств. Кроме того, экологические программы (мероприятия) могут проводиться за счет неналоговых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, средств экологического страхования, добровольных взносов граждан, кредитов банков.

При выявлении  дисбаланса между потребностями в ресурсах для реализации запланированных мероприятий программы и имеющимися возможностями, мероприятия ранжируются по степени важности. При выборе мероприятий приоритетными должны стать внедрение: экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и практики, а также программы, затраты которых стремятся к минимуму, т.е.

 

С+Еn*Kmin (1)

 

где С - текущие  затраты на внедрение и реализацию программы (мероприятия);

K- капитальные  затраты на внедрение и реализацию  программы (мероприятия)

Еn - нормативный  коэффициент эффективности капитальных  вложений, который определяется по формуле:

 

Еn = (2)

 

Где, Т- период (срок) окупаемости программы (мероприятия).

Ранжирование мероприятий производится экологической эксперт- ной группой (комиссией), состоящей из людей компетентных по данному вопросу на основе существующей и ожидаемой экологической обстановки. На основе экспертизы определяются важнейшие мероприятия и те, реализация которых приемлема в более поздние сроки. В соответствие с приоритетами, наиболее важные мероприятия в первую очередь обеспечиваются ресурсами.

Результатом всех вышеописанных операций будет являться сбалансированная по ресурсам и срокам выполнения целевая программа охраны окружающей среды и рационального природопользования ATE, которая утверждается сессией районного (городского) Совета народных депутатов и является обязательной к исполнению.

Один экземпляр программы высылается в областную комиссию по экологии и использованию природных ресурсов.

В заключении необходимо отметить, что  целесообразность формирования целевой  комплексной программы охраны окружающей среды и рационального природопользования определяется наличием на данной территории существенных проблемных ситуаций, касающихся состояния окружающей среды и рационального природопользования.

Важным фактором правильной оценки экологической обстановки служит экологический прогноз, имеющий следующую структуру: целевая установка - информационное обеспечение-определение рационального метода прогнозирования.

Некоторые природопользователи проводят активную природоохранную деятельность, разрабатывают тома проектов нормативов ПДВ, ПДС, экологические паспорта своих предприятий, регулярно осуществляют платежи в бюджет федерального и регионального уровней за негативное воздействие на окружающую среду.

 

3.2.Региональные целевые экологические  программы.

3.2.1. Обзор существующих целевых экологических программ регионов Российской Федерации.

Охрана окружающей среды в настоящее  время является одним из приоритетных направлений государственной политики. Это обусловлено сложившимися реалиями: ухудшение состояния природной среды, исчисляемое в планетарных масштабах, стало насущной проблемой всех без исключения государств. Финансирование экологических программ является одним из тех направлений деятельности, на которое государство не имеет права беречь денежные средства. Однако, как отмечает А.Д. Урсул, «экологическую (биосферную) функцию государства нельзя сводить только к природоохранной, поскольку сейчас главная забота государства связана с рациональным использованием природных ресурсов. Охрана природы, в первую очередь биосферы, и рациональное, устойчивое использование ресурсов составляют основное содержание экологических стратегий и действий государства, реализующего свою экологическую функцию согласно целям устойчивого развития» [21. c. 107].

Одним из правовых инструментов охраны окружающей среды и природопользования являются целевые программы. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится в том числе разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов, федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации.

Целевые программы в области охраны окружающей среды принимаются как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном уровнях. При этом, как представляется, наиболее важное значение должны иметь именно целевые программы, разрабатываемые субъектами Федерации и муниципальными образованиями, так как на местах «виднее» экологические проблемы региона. «...В региональных целевых экологических программах должны находить отражение основные направления государственной политики в области управления тем или иным природным объектом, целостная система решения всех основных проблем, связанных с охраной и защитой данного объекта, его рациональным использованием и воспроизводством, организацией устойчивого и эффективного управления на основе неистощимого природопользования. Именно в этих программах в качестве основного приоритета развития того или иного природного объекта должно быть реализовано конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду» [1].

Большинство субъектов Федерации  принимают собственные целевые экологические программы. Так, в Ставропольском крае была принята Программа «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2002 - 2003 годы» (Постановление Губернатора Ставропольского края от 6 июня 2002 г. N 271 "О краевой целевой программе «Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2002 - 2008 годы»). Позднее была разработана программа на 2008 - 2012 гг., которая после очередного продления действует по сей день. Название программы аналогично Федеральной программе «Экология и природные ресурсы России» (см. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860, с изм. от 17 ноября 2005 г. «О Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы»). Указанная Программа должна была действовать до 2010 г., однако в 2006 г. она была признана утратившей силу с формулировкой «как завершенная».

Субъекты РФ принимают целевые  программы с учетом «экологической специфики». Например, в Ставропольском крае приняты программы «Экологическое оздоровление Новотроицкого водохранилища на 2002 - 2005 годы» (Постановление Губернатора Ставропольского края от 3 июля 2002 г. N 320 «О краевой целевой программе «Экологическое оздоровление Новотроицкого водохранилища на 2002 - 2005 годы»), Программа «Воспроизводство лесов в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах на 1998 - 2000 годы" (Постановление губернатора Ставропольского края от 5 августа 1998 г. №540 «Об утверждении Краевой целевой программы «Леса Ставропольского края» на 1998 - 2000 гг. и Программы воспроизводства лесов в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах на 1998 - 2000 гг."), муниципальная программа "Экологическая безопасность города-курорта Железноводска на 2006 - 2010 гг." (решение совета города-курорта Железноводска от 26 декабря 2006 г. N 123 "Об утверждении Муниципальной целевой программы "Экологическая безопасность города-курорта Железноводска на 2006 - 2010 гг.")

В Волгоградской области разработана  целевая программа «Чистая вода» на период 2009-2011 годов. В реконструкции централизованных систем водоснабжения нуждаются 1.384 из 1.412 сельских населенных пунктов. 38% сельских жителей используют для хозяйственных нужд и питьевых целей воду из родников, общественных колодцев, а также индивидуальных скважин.

Таким образом, необходимо отметить, что охрана окружающей среды в  настоящее время является одним  из приоритетных направлений государственной  политики. Одним из правовых инструментов охраны окружающей среды и природопользования являются целевые программы.

Целевые программы в области  охраны окружающей среды принимаются  как на федеральном уровне, так  и на региональном и муниципальном  уровнях.

 

3.2.2. Зарубежная практика применения целевых экологических программ (на примере США)

Климат и его изменение играют важную роль в формировании окружающей среды, природных ресурсов, инфраструктуры, экономики и других аспектов жизни  во всех странах мира. Потенциальные  антропогенные изменения в климате  и соответствующих экосистемах и предлагаемые варианты адаптации к этим изменениям или их смягчения также, по прогнозам, повлекут за собой значимые последствия для окружающей среды, экономики и общества. Чтобы принимать обоснованные суждения и решения, гражданам и руководителям организаций государственного и частного секторов нужна надежная и понятная информация. Для удовлетворения этой информационной потребности американские исследователи стремятся получить и представить информацию об изменчивости и переменах в климате и соответствующих системах [18,c. 163].

Инвестиции в научные исследования глобального изменения климата.

За последние 15 лет Соединенные  Штаты вложили немало средств  в научные исследования, мониторинг, управление данными и анализ изменений  климата, чтобы создать базу знаний для принятия решений. К настоящему времени на финансирование исследований министерствами и ведомствами США выделено более 20 млрд. долларов.

В 1989 году Президент Джордж Буш  Старший учредил американскую межведомственную Программу по исследованиям глобального изменения климата (ПИГИК), которая в 1990 году была организационно оформлена Законом США об исследованиях глобальных изменений. Учреждение программы было обосновано тем, что вопросы, связанные с глобальными изменениями, настолько сложны и обширны, что выходят за рамки миссии, ресурсов и компетентности любого отдельно взятого ведомства, требуя объединенных усилий ученых и исследователей, работающих в нескольких департаментах или при их поддержке.

В течение первого десятилетия, поддерживаемые ПИГИК исследования продемонстрировали, что в окружающей среде Земли происходят изменения глобального масштаба, и что этим изменениям способствует деятельность человека. Среди обнаруженных явлений были изменение состава атмосферы, истощение озонового слоя, изменение климата и изменение земельного покрова. ПИГИК также провела исследования природной изменчивости Земли и заложила основу для разработки прогнозов сдвигов в фазе Эль-Ниньо/южное колебание (ЭНСО) - природной флуктуации океанических течений, которая оказывает значительное влияние на глобальную погоду и стихийные бедствия, а также для идентификации других климатических колебаний.

Поддерживаемая ПИГИК деятельность позволила разработать и внедрить несколько спутников дистанционного зондирования, которые составляют основу глобальной системы наблюдений за окружающей средой, разрабатываемой посредством Глобальной системы систем наблюдения Земли. В рамках ПИГИК создан комплекс моделей климата и систем Земли, позволяющих объединять эти наблюдения, анализировать процессы глобальных изменений и прогнозировать изменения и их потенциальные последствия [18,c. 164].

В 2001 году Джордж Буш Младший объявил  инициативу по исследованиям изменения  климата с целью «изучить области  неопределенности и установить приоритетные области» исследований. В 2002 году Президент создал на уровне кабинета новую управленческую структуру по надзору за научно-техническими программами по изменению климата.

Научная программа по изменению  климата (НПИК) - составная часть  этой структуры, координирующая научные инвестиции и деятельность 13 участвующих ведомств и министерств федерального правительства.

Концепция, миссия и цели Программы  по исследованиям глобального изменения  климата

Серьезность изменчивости и изменений  климата и уникальная роль, которую может сыграть наука в определении курса общества, обусловили главную идею НПИК: дать стране и мировому сообществу научно обоснованные знания для управления рисками и возможностями, создаваемыми изменениями в климате и соответствующих экосистемах.

Основной принцип НПИК - применять  как самые последние научные  данные при учете изменчивости и  изменений климата и смежных  аспектов глобальных изменений. Таким  образом, миссия НПИК - содействовать  созданию и применению знаний о глобальной окружающей среде Земли в рамках исследований, наблюдения, поддержки решений и укрепления связей между всеми участниками всех этих процессов.

НПИК объединит отдельные миссии по наукам о Земле и климате, которые  выполняют 13 участвующих в ней  министерств и ведомств и их партнеров в стране и за рубежом, координируя исследования, обобщая и синтезируя информацию для достижения результатов, которых не могло бы добиться ни одно отдельно взятое ведомство или небольшая группа ведомств.

Информация о работе Земля как фактор производства