Значение туризма и реакрационной деятельности в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Предмет моей курсовой работы – место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны. Объект, направления развития туристического потенциала Вологодской области.
Актуальность проблемы выявила основные задачи которые необходимо решить:
1. Изучить историю становления и развития туристического потенциала России.
2. Классифицировать основные виды туризма.
3. Характеризовать рынки туризма наиболее развитых регионов России.
4. Выявить социально – экономическое значение туризма.
5. Рассмотреть рынок туризма вологодской области.
6. По окончанию работы сделать выводы и изложить их в заключении.

Содержание

Введение.
I. Место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны.
1.1 История становления и развития туристического потенциала России. ……………………………………………………………………. 5
1.2 Классификация видов туризма……………………………………….10
1.3 Характеристика рынков туризма наиболее развитых регионов России……………………………………………………………………...12
1.4 Опыт зарубежных стран в развитии туризма…………………….....21
1.5 Социально – экономическое значение туризма…………………….25
II. Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Вологодской области.
2.1Направления развития туристического потенциала Вологодской области . …………………………………………………………………..28
2.2Перспективы развития проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза". …………………………………………………………………..36
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик извененный.doc

— 71.97 Кб (Скачать файл)

       Гостиничный сектор будет одним из самых быстро развивающихся секторов коммерческой недвижимости в Южном федеральном  округе.

       Помимо  курортов Краснодарского края, внимание инвесторов привлекают курорты Кавказских Минеральных Вод, но активное освоение этой территории еще не началось.

       По  оценкам специалистов Министерства по физической культуре, спорту и туризму  Ростовской области за последние  четыре года туристический рынок  увеличился в два раза. Подавляющее  большинство турфирм работают сезонно  и по конкретным программам. Серьезных  компаний наберется не более десятка, среди них традиционно ЗАО  «Спутник», ООО «Интурист» (г. Ростов-на-Дону), «Донинтурфлот», «Рейна Тур НТВ», ООО  «Розовый слон», ООО туристский центр  «Ростов-турист». В этой группе лидерские  позиции прочно удерживает «Розовый слон», компания номинирована в числе 250 самых успешных туристических  компаний России, за семь лет работы на туристическом рынке, по различным  оценкам, ее годовой финансовый оборот достиг 3,78 млн. долларов.

       На  сегодняшний день основная статья дохода ростовских туроператоров - выездной туризм. Среди предлагаемых маршрутов можно  выделить четыре основные направления  внутри страны:

       - черноморское побережье Кавказа,  санаторно-курортный комплекс Ставрополья,  Санкт-Петербург и Москва;

       - ближнее зарубежье - Украина (Симферополь,  Донецкая область, Мариуполь,  Запорожье);

       - традиционные туры по Европе  во Францию, Италию, Германию, Чехию,  Словакию, Польшу;

       - пляжный вариант отдыха (в основном  Турция, Египет, Арабские Эмираты).

       Ростовская  область по количеству туристских фирм и туристско-рекреационному потенциалу входит в первую десятку субъектов  Российской Федерации, уступая таким центрам отечественного и мирового туризма, как г. Москва и г. Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Краснодарский и Ставропольский края. По Южному федеральному округу Ростовская область также находится в числе лидеров.

       Туристскими центрами области остаются города: Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Аксайский, Азовский, Усть-Донецкий, Белокалитвенский, Цимлянский и Шолоховский районы.

       Однако  при наличии благоприятных факторов потенциал туризма в общей  социально-экономической структуре  Ростовской области остается невостребованным. Въездной и внутренний туризм в Ростовской области развит слабо. Сложившаяся  в Ростовской области территориально-рекреационная  система в сопоставлении с  соседними Краснодарским и Ставропольским краями (где рекреация и комплексированные  с ней отрасли обеспечивает 15 и 10 % всех рабочих мест соответственно) - достаточно маломощна и не играет существенной роли в региональной экономике.

       Наличие на территории области определенного  комплекса природных, историко-культурных и социально-экономических факторов развития туристско-рекреационной  и санаторно-курортной сферы позволяют  говорить о потенциале и перспективах рекреации, возможности (при условии  обеспечения необходимых организационных, экономических и иных условий) стабильного  конкурентоспособного «присутствия»  Ростовской области на национальном рынке рекреационно-туристских услуг.

       Обладая уникальнейшими туристско-рекреационными ресурсами и имея 200-летний опыт оказания санаторно-курортных услуг, Ставрополье  может принимать свыше 2 млн. туристов. Ставропольский край является транзитной территорией для транспортных потоков, здесь работает более 47 автопредприятий, два международных аэропорта, имеется  инфраструктурная база туризма.

       В настоящее время в туристской отрасли Ставропольского края осуществляют свою деятельность 118 санаторно-оздоровительных  учреждений, 5 баз отдыха, 72 учреждения гостиничного типа, (из которых 60 гостиниц, мотелей и общежитей для приезжих без категории, 4 гостиницы категории 1 звезды, 7 двух-трех - зведочных гостиниц и 1 гостиница категории 4 звезды в город Кисловодске), а также порядка 130 туристических организаций (туроператоров и турагентов).

       Природа, поражающая своей красотой и необузданностью, красивейшие архитектурные и  исторические памятники создают  необходимые условия для занятия  практически любым видом туризма: от санаторно-курортного до экстремального и конгресного.

       Лечебная  база санаторно-курортного комплекса  Ставропольского края не требует  особого представления. Курорт федерального значения Кавказские Минеральные Воды знаменит не только в нашей стране, но и за рубежом.

       Красоты Северного Кавказа издавна привлекали внимание путешественников, политиков, ведущих деятелей науки и культуры. Постепенно изучались и осваивались  курортные возможности региона, лечебные свойства воздуха и минеральных  источников Пятигорья. И 24 апреля 1803 года российский император Александр I издал  Рескрипт о создании лечебных заведений "для врачевания и выгод больных". Этим Указом Кавказские Минеральные  Воды признаны лечебной местностью государственного значения.

       Возле источников целебных вод расположились  основные города-курорты Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск), главным богатством которых являются бальнеологические  ресурсы, такие как 12 разновидностей минеральных вод и лечебная грязь. По богатству и разнообразию минеральных  источников Кавказские Минеральные  Воды не имеют аналогов на всем Евро-Азиатском  континенте, да и в мире. Здесь  лечат самый широкий спектр заболеваний: сердечнососудистые, опорно-двигательные, органов дыхания, пищеварения, заболевания  нервной системы и так далее.

       Уральский федеральный округ (УрФО) является одним  из наиболее привлекательных регионов для развития туризма.

       Сектор  гостиничной недвижимости в УрФО в целом и в Екатеринбурге  в частности обладает большим  потенциалом для развития, что  обусловлено следующими факторами:

     - общий поток прибывающих в  регион иностранных гостей продолжает  увеличиваться: например, за 1998-2001 годы  их число удвоилось, и такая  тенденция сохранится;

     -увеличивается  количество российских и иностранных  граждан, прибывающих с бизнес - целями, благодаря либерализации  внешнеэкономических связей и  растущему интересу к Уральскому  региону международных и национальных  деловых кругов;

     - наблюдается нехватка гостиничных  мест, а также высокий уровень  цен на номера.

     В 2004 году введены в эксплуатацию 4 гостиницы, в результате чего общее  число мест в гостиницах города на конец 2004 года составило 4 273 единицы.

 

1.4 Опыт  зарубежных стран в развитии  туризма.

       Начало  современного туризма было заложено в 40-е годы(1841г.) XIX века, когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1885 году и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а в 1868 году – в США. В 1882 году организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие. Новый бизнес начал приносить своим владельцам неплохие доходы, к нему стали проявлять интерес и другие предприниматели. Постепенно в разных странах образуются туристические компании, занимающиеся организацией экскурсией и путешествиий во все части Света.

       В 1854 году в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано  около 8 тысяч гостиниц.

       С 1856 года Кук начинает организовывать туристические путешествия в  другие европейские государства.

       До  первой мировой войны большая  часть туристов и путешественников пользовалась железнодорожным или  морским сообщением.

       Морской транспорт тоже совершенствовался. Учитывалось водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907 году на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитанния», «Мавритания», в 1912 году «Титаник», в 1914 году «Император»  и «Фатерланд», которые пересекали океан практически за неделю.

       Первая  мировая война 1914 – 1918 годов крайне негативно отразилась на развитии международных  туристических связей. Можно с  уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил деятельность. Однако следует отметить, что военные  нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться авиация.

       В 20-е годы значительно расширяется  географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть  туристов направлялась в Италию и  Швейцарию, а после ее окончания  практически все государства  Европы оказались вовлеченными в  сферу туризма.

       В 1925 году в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных  организаций по пропаганде туризма. В нем приняли участие 14 стран.

       Вторая  мировая война резко сократила  объем международного туризма. В  первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергитических ресурсов, продовольствия, квалифицированных  кадров.

       Только  спустя несколько лет после окончания  второй мировой войны международный  туризм в Европе начал возрождаться. Довоенный уровень был достигнут  в путешествия получили широкое  развитие в США и Канаде. Успешно  развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе. В 1948 году были разрешены поездки  зарубежных туристов в Японию. К 1950 года общее число иностранных  туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный  период и достиг 25 млн. человек.

       Необходимость развития через международные туристические  связи отношений между государствами  в политических и экономических, социальных и культурных аспектах еще  в 20-х годах нашего столетия выдвинула  на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристическими и транспортными организациями  различных стран. Так, в 1925 году был  создан Международный конгресс официальных  ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 году – Международный конгресс официальных туристических организаций (МКТО), а в 1930 году был учрежден Международный  союз организаций и пропаганды туризма (МСЩПТ). В результате в 1947 году все три организации были реформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО). Это была международная специализированная организация.

       50-е  годы ознаменовались подъемом  международного туризма. К 1960 году число туристов, выезжающих  за границу, достигло 71 млн. человек,  т.е. выросло почти в три  раза. Период с 1961 поь1970 сопровождался  дальнейшим подъемом туристического  бизнеса, о чем наглядно свидетельствует  увеличение количества иностранных  туристов, число которых в 1971 году  достигла 168,4 млн. человек. Важную  роль здесь сыграла научно-техническая  революция в области авиационного  транспорта, что способствовало  снижению стоимости перевозок.  Если в середине 50-х годов стоимость  перелета превышала 1 тыс. долларов, то уже в начале 60-х авиатарифы, особенно для перевозок туристов, снизились в три – четыре  раза.

       В 80-е годы международный туризм стал важной частью международных экономических  связей. В это время наблюдается  стабильный рост доходов от международного туристического обмена. В социальном аспекте для 80-х годов характерно повышение спроса на туристические  услуги со стороны тех слоев населения, чьи доходы являются средними или  даже невысокими. Таким образом, можно  сказать и об изменении структуры  туристического спроса. В эти годы увеличивается процент группового туризма, так как стоимость тура ниже за счет скидок за групповое обслуживание, предоставляемое гостиничными предприятиями, и льготных тарифов на транспорте.

       За  послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы. В 1995 году было отмечено более 600 млн. прибывших  туристов, против 25,3 млн. прибывших  в 1950 году. Туристический бизнес сегодня  становится все более сложным, так  как в нем пересекаются интересы различных государственных и  коммерческих предприятий и служб.

       Ведущее положение Европы в международном  туризме определяется не только количеством  иностранных посетителей и суммой валютных доходов, но и мощностью  материально-технической базы иностранного туризма, которая в определенной мере превосходит возможности туристической  индустрии других районов мира, в  частности, средствами пассажирского  транспорта, гостиничного размещения, экскурсионными и зрелищными объектами. Решающая роль в международном туризме  в Европе принадлежит туристскому  обмену между европейскими народами. На долю европейских государств приходится около 90% всего иностранного туризма  в Европе.

       Иностранный туризм является сейчас одной из самых  динамичных отраслей экономики Франции, Германии, Испании. 

Информация о работе Значение туризма и реакрационной деятельности в экономике страны