Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:03, курсовая работа
Предмет моей курсовой работы – место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны. Объект, направления развития туристического потенциала Вологодской области.
Актуальность проблемы выявила основные задачи которые необходимо решить:
1. Изучить историю становления и развития туристического потенциала России.
2. Классифицировать основные виды туризма.
3. Характеризовать рынки туризма наиболее развитых регионов России.
4. Выявить социально – экономическое значение туризма.
5. Рассмотреть рынок туризма вологодской области.
6. По окончанию работы сделать выводы и изложить их в заключении.
Введение.
I. Место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны.
1.1 История становления и развития туристического потенциала России. ……………………………………………………………………. 5
1.2 Классификация видов туризма……………………………………….10
1.3 Характеристика рынков туризма наиболее развитых регионов России……………………………………………………………………...12
1.4 Опыт зарубежных стран в развитии туризма…………………….....21
1.5 Социально – экономическое значение туризма…………………….25
II. Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Вологодской области.
2.1Направления развития туристического потенциала Вологодской области . …………………………………………………………………..28
2.2Перспективы развития проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза". …………………………………………………………………..36
Заключение.
Список использованной литературы.
1.5 Социально – экономическое значение туризма.
С
экономической точки зрения туризм
- это одна из ведущих и наиболее
динамичных отраслей мирового хозяйства.
За быстрые темпы роста он был
признан экономическим
Международный туризм в ряде стран стал крупным, а в некоторых и главным источником поступления валюты. По данным Всемирной Туристской Организации, вклад туризма в мировую экономику эквивалентен 11-12% мирового валового национального продукта. На долю туризма приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, около 7% доходов от мирового экспорта, что в абсолютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, и автомобилей. В 1995 году каждое 15 – е рабочее место в мире приходилось на индустрию туризма. В некоторых странах туризм обеспечивает до четверти и даже более всех поступлений в казну. В Испании в отдельные благоприятные годы доходы от туризма были, даже больше валютных поступлений от экспорта. В таких странах, как Турция, Египет. Китай туризм обеспечивает от 25% до 30% всех валютных поступлений. Франция, Швейцария, Италия, и даже бывшие социалистические страны Венгрия и Чехия получают от 15% до 35% валового национального продукта от индустрии туризма. Для Кипра этот показатель еще выше - 45%.
Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. И чтобы подтвердить это мы более подробно рассмотрим социально-экономические функции туризма.
Туризм
как социально – экономическое
явление современности сложен и
многогранен. Для потребителей туристских
услуг он является путешествием (поездкой,
походом), совершаемым в рекреационных,
деловых, образовательных и других
целях. Для представителей туристской
индустрии – это сфера
Большое значение имеет и тот факт, что
туризм обеспечивает немалые поступления
в государственный и местные бюджеты через
налоги от туристских предприятий, курортный,
таможенный и другие сборы.
А теперь приведем примеры социального
значения туризма. Научно – технический
прогресс коренным образом изменил жизнь
современного общества. Характерными
ее особенностями являются повышение
интенсификации труда, автоматизация
и компьютеризация производства, увеличение
стрессовых ситуаций на работе и в быту,
анонимность городской жизни и изоляция
от природы. Все это способствует накоплению
в человеке усталости физического и психологического
характера, что ведет к снижению жизненной
и трудовой активности.
Туризм
как многоплановая и активная
форма отдыха способствует полному
и всестороннему обновлению сил
и внутренних ресурсов человека, затраченных
на производстве и в быту. Он предоставляет
возможность временно покинуть место
постоянного проживания, изменить характер
деятельности, привычную обстановку
и образ жизни. Эффективность
туризма в восстановлении сил
и трудоспособности человека, и следовательно,
психофизиологических ресурсов всего
общества, заключается в разнообразии
и активности видов туристской деятельности.
Кроме того, развитая туристская индустрия
позволяет решить задачу занятости местного
населения, так как туризм является одной
из самых трудоемких отраслей с большим
количеством работников, занятых обслуживанием
туристов. Как показывает практика, прием
и обслуживание одного туриста обеспечивает
рабочие места 5-7 человека, что в значительной
степени способствует смягчению такого
явления, как безработица.
Туризм оказывает влияние на повышение
уровня жизни населения туристских регионов,
обеспечивая приток денежных средств,
увеличивая доходы предприятий туриндустрии
и ее работников, развивая хозяйственную
деятельность региона, направленную на
туристов и местное население.
II. Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Вологодской области.
2.1Направления развития туристического потенциала Вологодской области.
Вологодская
область – один из наиболее стабильных
и динамично развивающихся
Вологодская область, будучи уникальным по своей красоте и самобытности, одним из самых интересных регионов России, представляет собой практически неисчерпаемые возможности для развития туристической отрасли.
Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт-РА» по туристскому потенциалу в 2007 году Вологодская область заняла 9 место в Российской Федерации (2005 г. – 11 место).
В 2007 году число участников путешествий по Вологодской области составило 1,164 млн. человек, что на 64 тысячи человек или на 5 % больше по сравнению с 2006 годом.
Вклад туристской отрасли в валовой региональный продукт составляет 5,96 млрд. рублей (3,3 % от валового регионального продукта) и является существенным, что предопределяет важность дальнейшего развития туризма на уровне региона.
Одним
из важнейших факторов развития туристкой
отрасли являются инвестиции, от их
объемов и структуры зависят
сбалансированность, пропорциональность
и перспективы дальнейшего
Материально-техническая база туризма региона постоянно обновляется. Вводятся новые объекты, осуществляется реконструкция действующих пунктов размещения и питания, приобретаются транспортные средства, отвечающие современным стандартам обслуживания туристов, открываются новые точки торговли товарами туристского спроса, развиваются дополнительные туристско-экскурсионные услуги.
Несмотря на все принимаемые меры, богатый туристский потенциал Вологодчины задействован в настоящее время далеко не полностью. По предварительной оценке научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО» г. Санкт-Петербург потенциальная емкость территории Вологодской области составляет более 3,5 млн. посетителей в год, т.е. современный уровень ее использования составляет 30% от возможного.(40% по данным начальника Департамента экономики области Наталии Овчарук.)
В настоящее время на территории области реализуется ряд инвестиционно привлекательных туристских проектов. Наиболее масштабным является "Великий Устюг – родина Деда Мороза", реализуемый на территории Вологодской области с 1998 года.
Основными направлениями развития туристического потенциала, помимо Великого Устюга, можно назвать:
Город Грязовец называют “Городок на Московской дороге”, он – один из малых городов России, издавна ставший административным, торговым и культурным центром самого южного и одного из наиболее освоенных районов Вологодчины.
Грязовец – первый объект
Это
развитие новых проектов, а ведь
есть и множество раскрученных туристических
“изюминок” Вологодской области таких
как: Кириллов “Святая земля”, Белозерск
“Былинный город”, Тотьма “Город Русских
мореходов”.
2. 2Перспективы развития проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза".
Основное внимание в этой части своей работы, я решил уделить, наверное, самому известному и перспективному туристическому городу Вологодской области – Великому Устюгу.
Великий Устюг – древний русский город, основанный в 1147 году в месте, где берет свое начало крупнейшая река Европейского Севера – Северная Двина.
За свою историю он пережил взлеты и падения, но сумел практически в нетронутом виде сохранить архитектурные объекты, представляющие значительную культурную ценность. Город Великий Устюг обладает типичными чертами малых исторических городов и высоким природным, промышленным и историко-культурным потенциалом. Всегда высоко ценилась устюжская иконопись, чернь по серебру, самобытный промысел - «мороз по жести», искусство цветной эмали – финифть, филигрань (скань), изделия из просечного железа, шемогодская резьба по бересте. Большинство промыслов живо и поныне.
Устюжская земля – родина выдающихся землепроходцев и мореплавателей Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, многих других.
Великий
Устюг является районным центром, расположенным
на крайнем северо-востоке
До 80 % объектов турпоказа в мире являются культовыми. Великий Устюг в этом отношении – классический пример. В городе сохранились 28 церквей (из бывших когда-то 40), купеческие особняки. В 1980-е гг., в «доперестроечное» время, Устюг ежегодно посещало от 80 до 107 тыс. туристов (пик - в 1986 г.), которыми и были востребованы «серьезные» туристические ресурсы: история, культура, архитектура. Конечно, стабильное увеличение потока туристов в советское время объяснялось во многом тем, что конкретный турист платил за путевку лишь малую долю ее стоимости, все остальное возмещалось государством (профсоюзом). Поэтому резкий обвал отечественного туристического рынка в постперестроечных буржуазных условиях стал вполне объясним и экономическими, и в какой-то степени психологическими причинами: людям потребовались годы, чтобы осознать, что «за все надо платить», причем в полном объеме.
Возрождаться
к жизни отечественный туризм
посчитал возможным практически
исключительно за счет заграничных
маршрутов. Однако когда это произошло,
выяснилось, что наш турист, побывавший
уже за границей, поменял вкусы. Согласно
исследованиям европейской
В нашем случае такой идеей стал проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза», старт которому был дан в 1998 году. Авторами идеи выступили мэр Москвы Ю.М. Лужков и губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. Изначально проект задумывался как проект преимущественно детской направленности, с крупным социальным блоком.
К сентябрю 2000 года он получил частичное материальное воплощение. В Великом Устюге, точнее в 12 км от него, в сосновом бору, была отведена территория под парк «12 месяцев в вотчине Деда Мороза». Начата застройка вотчины – построен дом Деда Мороза, 4 гостевых коттеджа, малый развлекательный корпус, теплица и котельная. Завершается строительство гостиницы на 48 мест. Планируется строительство еще двух гостиниц на 100 мест и детского кафе на 50 мест. Для эксплуатации парка создано акционерное общество «Вотчина Деда Мороза».
Информация о работе Значение туризма и реакрационной деятельности в экономике страны