Значение туризма и реакрационной деятельности в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Предмет моей курсовой работы – место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны. Объект, направления развития туристического потенциала Вологодской области.
Актуальность проблемы выявила основные задачи которые необходимо решить:
1. Изучить историю становления и развития туристического потенциала России.
2. Классифицировать основные виды туризма.
3. Характеризовать рынки туризма наиболее развитых регионов России.
4. Выявить социально – экономическое значение туризма.
5. Рассмотреть рынок туризма вологодской области.
6. По окончанию работы сделать выводы и изложить их в заключении.

Содержание

Введение.
I. Место и роль туризма в социально – экономическом развитии страны.
1.1 История становления и развития туристического потенциала России. ……………………………………………………………………. 5
1.2 Классификация видов туризма……………………………………….10
1.3 Характеристика рынков туризма наиболее развитых регионов России……………………………………………………………………...12
1.4 Опыт зарубежных стран в развитии туризма…………………….....21
1.5 Социально – экономическое значение туризма…………………….25
II. Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Вологодской области.
2.1Направления развития туристического потенциала Вологодской области . …………………………………………………………………..28
2.2Перспективы развития проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза". …………………………………………………………………..36
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик извененный.doc

— 71.97 Кб (Скачать файл)

 

       

1.5 Социально – экономическое значение туризма.

       С экономической точки зрения туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. За быстрые темпы роста он был  признан экономическим феноменом  столетия. Туризм является фундаментальной  основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В большинстве высокоразвитых стран более половины населения проводит отпуска вне дома, причем большая часть из них выезжает за рубеж и эта часть населения увеличивается год от года.

       Международный туризм в ряде стран стал крупным, а в некоторых и главным  источником поступления валюты. По данным Всемирной Туристской Организации, вклад туризма в мировую экономику эквивалентен 11-12% мирового валового национального продукта. На долю туризма приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, около 7% доходов от мирового экспорта, что в абсолютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, и автомобилей. В 1995 году каждое 15 – е рабочее место в мире приходилось на индустрию туризма. В некоторых странах туризм обеспечивает до четверти и даже более всех поступлений в казну. В Испании в отдельные благоприятные годы доходы от туризма были, даже больше валютных поступлений от экспорта. В таких странах, как Турция, Египет. Китай туризм обеспечивает от 25% до 30% всех валютных поступлений. Франция, Швейцария, Италия, и даже бывшие социалистические страны Венгрия и Чехия получают от 15% до 35% валового национального продукта от индустрии туризма. Для Кипра этот показатель еще выше - 45%.

       Туризм  оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт  и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного  потребления. В туристской индустрии  динамика роста объемов предоставляемых  услуг приводит к увеличению числа  рабочих мест намного быстрее, чем  в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. И чтобы подтвердить это мы более подробно рассмотрим социально-экономические функции туризма.

       Туризм  как социально – экономическое  явление современности сложен и  многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных и других целях. Для представителей туристской индустрии – это сфера приложения капитала, а также область деятельности, которая направлена на формирование и удовлетворение потребностей потенциальныхклиентов.  
Большое значение имеет и тот факт, что туризм обеспечивает немалые поступления в государственный и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы.  
А теперь приведем примеры социального значения туризма. Научно – технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

       Туризм  как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному  и всестороннему обновлению сил  и внутренних ресурсов человека, затраченных  на производстве и в быту. Он предоставляет  возможность временно покинуть место  постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Эффективность  туризма в восстановлении сил  и трудоспособности человека, и следовательно, психофизиологических ресурсов всего  общества, заключается в разнообразии и активности видов туристской деятельности.  
Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.  
Туризм оказывает влияние на повышение уровня жизни населения туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников, развивая хозяйственную деятельность региона, направленную на туристов и местное население.
 

 

II. Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Вологодской области.

2.1Направления развития туристического потенциала Вологодской области.

     Вологодская область – один из наиболее стабильных и динамично развивающихся субъектов  Российской Федерации, занимающий устойчивые позиции в экономике страны. Это  уникальный по богатству и разнообразию историко-культурный край, привлекательный  для туристов.

     Вологодская область, будучи уникальным по своей  красоте и самобытности, одним  из самых интересных регионов России, представляет собой практически  неисчерпаемые возможности для  развития туристической отрасли.

     Согласно  данным рейтингового агентства «Эксперт-РА»  по туристскому потенциалу в 2007 году Вологодская область заняла 9 место  в Российской Федерации (2005 г. – 11 место).

     В 2007 году число участников путешествий  по Вологодской области составило 1,164 млн. человек, что на 64 тысячи человек  или на 5 % больше по сравнению с 2006 годом.

     Вклад туристской отрасли в валовой  региональный продукт составляет 5,96 млрд. рублей (3,3 % от валового регионального  продукта) и является существенным, что предопределяет важность дальнейшего  развития туризма на уровне региона.

     Одним из важнейших факторов развития туристкой  отрасли являются инвестиции, от их объемов и структуры зависят  сбалансированность, пропорциональность и перспективы дальнейшего усиления социально-экономической роли туристской сферы.

     Материально-техническая  база туризма региона постоянно  обновляется. Вводятся новые объекты, осуществляется реконструкция действующих  пунктов размещения и питания, приобретаются  транспортные средства, отвечающие современным  стандартам обслуживания туристов, открываются новые точки торговли товарами туристского спроса, развиваются дополнительные туристско-экскурсионные услуги.

     Несмотря  на все принимаемые меры, богатый  туристский потенциал Вологодчины  задействован в настоящее время  далеко не полностью. По предварительной  оценке научно-проектного института  пространственного планирования «ЭНКО» г. Санкт-Петербург потенциальная  емкость территории Вологодской  области составляет более 3,5 млн. посетителей  в год, т.е. современный уровень  ее использования составляет 30% от возможного.(40% по данным начальника Департамента экономики области Наталии Овчарук.)

     В настоящее время на территории области  реализуется ряд инвестиционно  привлекательных туристских проектов. Наиболее масштабным является "Великий  Устюг – родина Деда Мороза", реализуемый  на территории Вологодской области  с 1998 года.

     Основными направлениями развития туристического потенциала, помимо Великого Устюга, можно  назвать:

    1. Целый ряд экскурсионных программ Грязовецкого муниципального района, таких как:
      • Тур “Городок на Московской дороге”
      • Экскурсионная программа “По Святым местам земли Грязовецкой”
      • Туристская программа “В гости к мастеру”
      • Экскурсионная программа “Русская деревня  XXI века’’

      Город Грязовец называют “Городок на Московской дороге”, он – один из малых городов России, издавна ставший административным, торговым и культурным центром самого южного и одного из наиболее освоенных районов Вологодчины.

        Грязовец – первый объект показа  единого туристского маршрута  по Вологодской области: «От  Грязовца – «южных ворот Вологодчины» до Великого Устюга – родины Деда Мороза».

    1. Новый туристический проект под названием «Белоозеро». Он объединит три района — Кирилловский, Белозерский и Вашкинский. Их главы подписали соглашение о сотрудничестве в сфере туризма — впервые в истории области. Маршруты уже разработаны. Суммы, необходимой на развитие проекта, чиновники не называют. Но возможно, что расходы поделят между собой муниципальный, областной и федеральный бюджеты. Семь разных маршрутов будет в этих трех районах. Сейчас посмотреть на сказку приезжает 350 тысяч человек в год. Новый проект — это 700 тысяч гостей, уверены специалисты. И солидное пополнение бюджетов.
    2. Туризм в Вытегре. Развитие этой отрасли предполагает завершение строительства музейного комплекса «Морская слава Вологодчины», строительство гостиничного комплекса в г. Вытегра, сети мини-гостиниц и баз отдыха, реконструкции базы отдыха «Онежец». Недавно район получил брэнд «Вытегория – обитель батюшки Онего». Проект создания в Вытегорском районе зоны активного туризма «Онего» вошёл в западный коридор развития туризма области.

     Это развитие новых проектов, а ведь есть и множество раскрученных туристических  “изюминок” Вологодской области таких как: Кириллов “Святая земля”, Белозерск “Былинный город”, Тотьма “Город Русских мореходов”. 

     2. 2Перспективы развития проекта "Великий Устюг – родина Деда Мороза".

     Основное  внимание в этой части своей работы, я решил уделить, наверное, самому известному и перспективному туристическому городу Вологодской области –  Великому Устюгу.

     Великий Устюг – древний русский город, основанный в 1147 году в месте, где  берет свое начало крупнейшая река Европейского Севера – Северная Двина.

     За  свою историю он пережил взлеты и  падения, но сумел практически в  нетронутом виде сохранить архитектурные  объекты, представляющие значительную культурную ценность. Город Великий  Устюг обладает типичными чертами  малых исторических городов и  высоким природным, промышленным и  историко-культурным потенциалом. Всегда высоко ценилась устюжская иконопись, чернь по серебру, самобытный промысел - «мороз по жести», искусство цветной  эмали – финифть, филигрань (скань), изделия из просечного железа, шемогодская  резьба по бересте. Большинство промыслов  живо и поныне.

     Устюжская земля – родина выдающихся землепроходцев и мореплавателей Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, многих других.

     Великий Устюг является районным центром, расположенным  на крайнем северо-востоке Вологодской  области, городом областного подчинения: пристань и порт на реке Сухоне, туристский центр и уникальный город–музей  под открытым небом, ровесник Вологды  и Москвы. Его главные архитектурные  ансамбли сложились с середины XVII до первой половины XVIII века.

     До 80 % объектов турпоказа в мире являются культовыми. Великий Устюг в этом отношении – классический пример. В городе сохранились 28 церквей (из бывших когда-то 40), купеческие особняки. В 1980-е гг., в «доперестроечное»  время, Устюг ежегодно посещало от 80 до 107 тыс. туристов (пик - в 1986 г.), которыми и были востребованы «серьезные»  туристические ресурсы: история, культура, архитектура. Конечно, стабильное увеличение потока туристов в советское время объяснялось во многом тем, что конкретный турист платил за путевку лишь малую долю ее стоимости, все остальное возмещалось государством (профсоюзом). Поэтому резкий обвал отечественного туристического рынка в постперестроечных буржуазных условиях стал вполне объясним и экономическими, и в какой-то степени психологическими причинами: людям потребовались годы, чтобы осознать, что «за все надо платить», причем в полном объеме.

     Возрождаться  к жизни отечественный туризм посчитал возможным практически  исключительно за счет заграничных  маршрутов. Однако когда это произошло, выяснилось, что наш турист, побывавший уже за границей, поменял вкусы. Согласно исследованиям европейской программы  ТАCIS, на сегодняшний день путешествующим обывателем более востребованным оказался аттрактивный (развлекательный) туристический  продукт, нежели культовые и просто памятники архитектуры, которыми, несомненно располагают старейшие города России.

     В нашем случае такой идеей стал проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза», старт которому был  дан в 1998 году. Авторами идеи выступили  мэр Москвы Ю.М. Лужков и губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. Изначально проект задумывался как  проект преимущественно детской  направленности, с крупным социальным блоком.

     К сентябрю 2000 года он получил частичное  материальное воплощение. В Великом  Устюге, точнее в 12 км от него, в сосновом бору, была отведена территория под  парк «12 месяцев в вотчине Деда Мороза». Начата застройка вотчины  – построен дом Деда Мороза, 4 гостевых коттеджа, малый развлекательный  корпус, теплица и котельная. Завершается  строительство гостиницы на 48 мест. Планируется строительство еще  двух гостиниц на 100 мест и детского кафе на 50 мест. Для эксплуатации парка  создано акционерное общество «Вотчина Деда Мороза».

Информация о работе Значение туризма и реакрационной деятельности в экономике страны