Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:11, доклад
Как известно, расширение и поступательное развитие предпринимательской деятельности должно опираться на анализ конкурентов, поиск их недостатков и определение своих преимуществ. Немаловажное место в этой работе занимает работа по изучению и исследованию поведения потребителей продукции и услуг, ведь потребитель, приобретая продукцию или услуги компании, обеспечивает ей доход, и именно поэтому его ставят во главу угла практически все игроки на современном рынке.
Введение 3 1.Теоретические основы изучения поведения потребителей в процессе совершения покупки 4
2. Анализ поведения потребителей в процессе покупки бытовой техники и электроники 14
3. Разработка предложений по стимулированию активности потребителей
в процессе совершения покупки бытовой техники и электроники 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Содержание
Введение
2. Анализ поведения потребителей
в процессе покупки бытовой
техники и электроники
3. Разработка предложений по
стимулированию активности
в процессе совершения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Как известно, расширение и поступательное
развитие предпринимательской
Важнейшая задача при исследовании потребителей - выяснить, что в первую очередь влияет на их поведение. Знание о том, почему и как люди потребляют продукты, помогает продавцам понять, как именно они могли бы усовершенствовать существующие товары, какие типы продуктов требуются рынку, как убедить людей покупать предлагаемые им блага. Всё это необходимо для того, чтобы как можно полнее удовлетворить спрос потребителей и сделать это быстрее и качественнее, чем конкуренты. Кроме того, современный рынок диктует свои требования, поэтому нужно предсказывать и просчитывать движения в предпочтениях потребителей. Это позволяет своевременно изменить что-то в продукции, улучшить каналы продаж, изменить рекламную политику. Другими словами, все эти мероприятия, позволяют своевременно оптимизировать всю маркетинговую политику в комплексе.
Целью данной работы является изучение потребительского поведения в процессе покупки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы процесса совершения покупки потребителем;
- выявить факторы, оказывающие влияние на процесс совершения покупки потребителем;
- проанализировать поведение потребителей при выборе бытовой техники.
В ходе работы также изучены инструменты стимулирования активности потребителей в процессе покупки и предложения по их наилучшему применению.
1. Теоретические основы изучения поведения потребителей в процессе совершения покупки
С позиций маркетинга поведение при совершении покупки охватывает все виды деятельности, предшествующей, сопровождающей решение о закупке и следующей за ним. То есть в определение поведения потребителей включено несколько видов действий - приобретение, потребление и освобождение.
Приобретение относится к действиям, ведущим к покупке и включающим покупку или заказ продукта. Некоторые из этих действий включают поиск информации относительно особенностей продукта и выбора, оценку альтернативных товаров или марок и собственно покупку.
После того, как потребитель осознает, что у него есть проблема или нужда, побужденный ею, он может заняться поисками дополнительной информации. Если же побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, то потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти, при этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками. При слабо выраженной активности потребитель может просто усилить внимание, т.е. станет в этом случае просто более восприимчивым к информации о товаре. Или же потребитель может заняться активным информационным поиском, для чего будет выискивать печатные материалы, звонить друзьям и собирать сведения о товаре какими-то другими способами. С каким размахом будет он вести поиск, зависит от интенсивности побуждения, объема имеющейся у него исходной информации, легкости сбора дополнительных сведений, ценностной значимости, которую он придает дополнительным сведениям, и удовлетворения, которое он получает от процесса поиска. [12,c.73]
Покупатели собирают и изучают информацию об альтернативных товарах и магазинах, оценивают варианты и выбирают тот из них, который наилучшим образом удовлетворяет их потребности, т.е. формируется намерение совершить покупку.
Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться непредвиденные факторы обстановки. Они могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить покупку в тот самый момент, когда потребитель был уже готов к действию.
Так, например, немаловажным фактором выбора источника покупки является характеристика магазина: имидж магазина, реклама розничной точки, месторасположение и размер магазина. Основными факторами влияния на решение о покупке внутри магазина являются: экспозиция в точке покупки, снижение цен, планировка магазина, атмосфера магазина, ситуации отсутствия товара, торговый персонал и т.п.
Помимо этого на процесс принятия решения о покупке влияют и характеристики самого покупателя (шоппера).
По критерию ориентации выделяют следующие группы шопперов:
- неактивные шопперы: не находят никакого удовольствия в шоппинге.
- активные шопперы: часто посещают магазины в поисках баланса цены, качества, моды и лучшего выбора.
- сервисные шопперы: требуют высокого уровня внутримагазинного сервиса.
- традиционные шопперы: малочувствительны к цене и не очень требовательны к условиям покупки.
- шопперы цены: покупатели, чрезвычайно чувствительные к цене.
Также можно выделить 4 типа покупательского поведения потребителей, основанных на степени его вовлеченности в процессе покупки и осознании различий между марками товара.
1. Комплексное покупательское
2. Покупательское поведение,
После покупки потребитель может испытать чувство некоторого диссонанса, заметив в телевизоре какие-нибудь недостатки или услышав благожелательные отзывы коллег о других марках. Зато он будет очень внимательно выслушивать информацию, подтверждающую правильность его выбора.
В этом примере потребитель сначала делает покупку, затем у него формируется новое убеждение, а потом и отношение. Поэтому маркетинговая политика должна быть направлена на обеспечение потребителя информацией, которая помогла бы ему остаться довольным покупкой.
3. Привычное покупательское
При покупке товара, не требующего высокой степени вовлеченности потребителя, его поведение не вписывается в обычную схему «убеждение - отношение - поведение». Отсутствует необходимость активного поиска информации о различных марках, оценки их характеристик и тщательного обдумывания решения о покупке. В данном случае потребитель пассивно воспринимает информацию рекламных роликов и газетных объявлений.
Многократное повторение в рекламе названий одной и той же марки ведет к тому, что потребитель только лишь знакомится с нею, а не убеждается в необходимости ее покупки. У покупателей не складывается устойчивого отношения к определенной марке; они выбирают ее, скорее всего, потому, что знакомы с нею. После покупки они не могут оценить свой выбор в силу слабой вовлеченности в процесс. Таким образом, процесс покупки с низкой степенью вовлеченности в нее потребителя начинается с формирования убеждения по отношению к марке через пассивное усвоение информации, затем формируется поведение при покупке, а после этого может последовать оценка.
Поэтому рекламная кампания должна быть нацелена на многократное повторение коротких сообщений. В рекламе должны описываться только самые основные черты продукта и использоваться только легко запоминающиеся, связанные с конкретной маркой продукта визуальные или образные символы.
4. Покупательское поведение,
Помимо вышеописанных критериев изучения поведения потребителей, можно изучать его по следующим вопросам: как потребители совершают покупки (посещают ли они специализированные магазины, торговые центры или пользуются Интернетом), как потребители расплачиваются за продукты (наличными деньгами или по кредитной карте), покупают ли они продукты для дарения или самим себе, вывозят ли они покупки самостоятельно или пользуются службой доставки, где они получают информацию о продуктах и альтернативных магазинах, как отличается поведение покупателей в зависимости от полового признака и др.
Последний вопрос имеет наибольший интерес в изучении потребительского поведения, ведь мужчины и женщины отличаются практически во всем - так и по-разному совершают покупки.
О мужчинах принято думать, что они не особенно любят ходить по магазинам и делают это весьма редко. В результате этого расхожего мнения вся торговая система от дизайна упаковки, рекламы товаров до оформления интерьера магазина направлена в первую очередь на покупательниц-женщин.
Различные исследования показали, что когда женщина идет за покупками с мужчиной, она проводит в магазине меньше времени, чем если бы она пошла туда одна, с другой женщиной или даже с детьми. Вот сводные данные одного исследования, проведенного в сети хозяйственных магазинов, о количестве времени, которое уходит на покупку:
• женщина, которая идет в магазин в компании подруги, — 18 минут 15 секунд;
• женщина с детьми — 7 минут 19 секунд;
• женщина, совершающая покупки в одиночку, — 5 минут 2 секунды;
• женщина, которая идет в магазин с мужчиной, — 4 минуты 41 секунда.
Подробнее отличительные особенности поведения покупателей по половому признаку представлены в Таблице 1.1.
Таблица 1.1
Отличительные особенности поведения покупателей
по половому признаку [12, c.95]
Критерии поведения |
Мужчины |
Женщины |
Темп совершения покупок |
По сравнению с женщинами, мужчины в магазинах похожи на шальные пули. Мужчины двигаются по проходам магазина быстрее, чем женщины, и, к тому же, тратят меньше времени на рассматривание товаров. Обычно они не любят спрашивать, где находится отдел с нужным им товаром, да и вообще не любят задавать вопросов продавцам. |
Женщинам больше нравится совершать покупки: спокойно пройтись по магазинам, посмотреть товары, сравнить качество и цены, поговорить с продавцами, задать им вопросы, примерить выбранные вещи и, наконец, заплатить за покупки. |
Вероятность покупки после примерки |
Если мужчина берет какую-то вещь в примерочную, то единственная причина, по которой он ее впоследствии не купит, это то, что она ему не подошла по размеру. |
Примерно 25% женщин, которые посещают примерочную, покупают выбранные вещи. |
Внимание к ценникам |
Для мужчин безразличие к цене является своеобразным мерилом их мужественности. Как результат, мужчины гораздо быстрее решаются на дорогие покупки, чем женщины. Они также гораздо легче поддаются внушению, чем женщины, — им не терпится поскорее выйти из магазина, что они готовы на все. |
Около 90% женщин во время похода по магазинам смотрят на ценники. |
Получение информации |
Насколько мужчины не любят спрашивать указаний, настолько им нравится получать информацию из первых рук, предпочтительнее — из письменных источников, с экрана компьютера и т.п. Мужчины идут прямиком к витринам и информационным стендам. Затем они отбирают брошюры и бланки для заполнения и покидают магазин, не сказав ни слова продавцам. Возвращаясь в магазин вторично, они готовы совершить покупку.
|
Женщины стабильно идут к прилавку и задают продавцам-консультантам вопросы о разных моделях товара. Женщины решаются совершить покупку в среднем лишь на третий визит в магазин, и то после долгих консультаций с продавцами.
|
Информация о работе Изучение поведения потребителей в процессе совершения покупки