Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:30, курсовая работа
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного значимого результата.
Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. Внутригосударственные источники финансирования…………………………………………...4
1.1 Коллективные инвестиции……………………………....………………………………..4
1.1.1 Акционерные инвестиционные фонды………………….……………..………..……..6
1.1.2 Паевые инвестиционные фонды……………………….……………………………….8
1.1.3 Инвестиционные банки…………………………………………………..……..…......11
1.1.4 Инвестиционные фонды……………………..……………………...…………………12
1.2 Внутренние источники инвестиций предприятий…………....…………………..……15
1.2.1 Прибыль как источник инвестиций…………………...………..….…………...…….17
1.2.2 Амортизационные отчисления………………………...…….….…………………….18
1.3 Государственные источники финансирования………………………....……………...18
1.3.1 Бюджетные источники………………………………...……….……………………...18
1.3.2 Банковский кредит……………………………………………….………………….…19
2. Внешние источники финансирования……………………………………….….………......…...22
2.1 Инвестиционный климат Беларуси……………………………….…….………..……..24
2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси………………………….……….………..……..28
2.3 Регулирование иностранных инвестиций…………...……….……….………..………31
3. Пути и меры по привлечению инвестиций………………………….…….…………..…………35
3.1 Отток капитала……………………………………….………….…….………...………35
3.2 Препятствия для инвестиций и их преодоление………..……..……………...…….…36
3.3 Взаимодействие банков и предприятий…………...….……………………...………..44
Заключение………………………………………………………….……………………..…………47
Литература…………………………………………………………………………………...……….50
Инвестиционный институты в широком смысле - это организации, занимающиеся размещением капитала, в узком - те, которые осуществляют долгосрочные вложения. Центральное место на рынке занимает инвестор - физическое или юридическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Индивидуальные инвесторы взаимодействуют с институциональными. Ими, как правило, являются портфельные инвесторы - т.е. институты, покупающие ценные бумаги, а не вкладывающие деньги в хозяйство. Принято различать следующие типы институциональных инвесторов.
Страховая компания формирует из страховых взносов инвестиционный портфель. За счет диверсификации (распределения вложений среди различных видов и типов ценных бумаг и различных компаний) компания амортизирует финансовые потери своих клиентов.
Взаимные фонды - инвестиционные компании открытого типа, обладающие портфелем ценных бумаг. Компании-инвесторы покупают доли в фондах, которые затем продаются и покупаются по рыночной цене.
Трастовые департаменты управляют активами своих клиентов по договоренности. Клиенты - индивидуальные инвесторы, компании и другие. Около четверти коммерческих банков США имеют траст-департаменты.
Пенсионные фонды создаются для реализации пенсионных программ. Они аккумулируют также деньги для пенсий (например, государственным служащим). Частные фирмы создаются компаниями и предназначены для увеличения пенсий работникам этих компаний. Пенсионные фонды инвестируют временно свободные средства в ценные бумаги. В развитых странах негосударственные пенсионные фонды являются активными участниками финансового рынка. Они, как и другие коллективные инвесторы, аккумулируют средства индивидуальных вкладчиков для последующих портфельных инвестиций. Но их место и роль на рынке ценных бумаг отличаются от роли и места, скажем, инвестиционных фондов тем, что первые осуществляют более консервативные инвестиции, поскольку их основная задача — сохранение и увеличение пенсионных сбережений населения, и, следовательно, минимизация риска для вкладчиков и участников НПФ.
Как коллективные инвесторы НПФ влияют на развитие вторичного рынка ценных бумаг. К примеру, в США средства НПФ инвестированы в основном в ценные бумаги, в России ситуация аналогичная. По своей сути НПФ на финансовом рынке имеют дело с "длинными деньгами". В развитых странах их инвестиционный горизонт составляет несколько десятков лет. Других подобных инвесторов нет. Банки и финансовые корпорации планируют долгосрочные инвестиции на существенно более короткие сроки. Работа с "длинными деньгами" предполагает долгосрочный период накопления средств, консервативную политику инвестирования активов, необходимость защиты прав и интересов участников фонда (будущих пенсионеров) и обеспечения надежности вложений в НПФ. Без этого дискредитируется сама идея негосударственного пенсионного обеспечения.
К числу инвесторов, для которых операции с ценными бумагами являются основным видом деятельности на рынке ценных бумаг, можно отнести холдинговые компании, инвестиционные компании и инвестиционные фонды.
Холдинг представляет собой головную копанию какой-либо финан-совой группы, которая владеет контрольным пакетом акций дочерних предприятий и специализируется на управлении сегментом рынка, состоящим из этих предприятий с их дочерними и внучатыми фирмами. Холдинг осуществляет инвестирование с целью упрочить в долгосрочной перспективе положение своей финансовой группы, отказываясь порой даже от значительной прибыли.
Инвестиционные компании и инвестиционные фонды, обслуживающие рынок ценных бумаг и извлекающие их этих сервисных функций прибыль, входят в число инвестиционных институтов в качестве основных участников рынка ценных бумаг. Им принадлежит существенная доля в общем количестве операций с ценными бумагами. Хотя инвестиционные компании и инвестиционные фонды обслуживают рынок акций и облигаций, это не означает совпадения их принципов деятельности.
1.2 Внутренние источники инвестиций предприятий
Традиционно в Беларуси финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.
Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему, какую часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую отложить на будущее. Предположим, что члены семьи зарабатывают 100 тыс. руб. в месяц. Часть этих денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим, что семья тратит 80 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 20 тыс. помещает в банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов. В этом случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20%.
В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 1 млн. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.
Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.
Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.
Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая белорусская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в белорусском, так и в зарубежном банке. Сегодня из общей суммы средств, использованных предприятиями и организациями на развитие и совершенствование производства, направляется 20% на социальное развитие 8%. Наибольшую долю в сумме использованных средств составляли платежи в бюджет 45%. В то же время в общем объеме собственных и привлеченных средств предприятий, поступивших в 2000 году основным источником финансовых ресурсов по прежнему остается прибыль 56%, на долю амортизационных отчислений приходится 24%, ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов составляют около 9%, кредиты банков свыше 11%.
1.2.1 Прибыль как источник инвестиций
Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Все увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например, в сложном положении оказался Минский автомобильный завод. Чтобы обеспечить необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на автомашины, в результате чего они стали дороже многих более качественных иностранных моделей. По этому сбыт продукции МАЗа становится проблематичным, а судьба завода неопределенной. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции. Это могло бы послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта производимой продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных решений.
1.2.2 Амортизационные отчисления
Растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий, накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных накоплений предприятий правительство приняло решение о переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств.
1.2 Государственные источники финансирования
Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников.
Средства для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по видам, установленным настоящим Кодексом, определяются в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Органами местного управления и самоуправления в соответствующих местных бюджетах также могут определяться иные виды поддержки инвестиционной деятельности. Из-за невысокой эффективности в силу приведённых выше причин не будеи заострять внимание на этом способе финансирования. Вот несколько источников государственных инвестиций :
1.3.1 Бюджетные источники
Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ожесточится контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита будет внедряться система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения предполагается направлять на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе вы хода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:
- выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;
- поддержание научно производственного потенциала;
- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.
1.3.2 Банковский кредит
Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его в общем объеме кредитования продолжает сокращаться и составила на 1 июля 1999 г. лишь 3,6% против 5,2% в начале года.
Министерство предпринимательства и инвестиций пытается облегчить субъектам малого предпринимательства доступ к кредитным ресурсам коммерческих банков.
В первую очередь речь идет о кредитах под инвестиционные проекты по организации новых и расширению действующих производств, выпуску конкурентоспособной и импортозамещающей продукции, созданию новых рабочих мест.
С этой целью в июле 1998 года Совмин принял постановление об оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства. Минпредпринимательства получило разрешение за счет средств госбюджета частично компенсировать расходы предпринимателей по выплате процентов за пользование банковскими кредитами.
Сейчас величина частичной компенсации составляет не более 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка РБ. Чтобы получить финансовую поддержку, предприниматель должен направить в Минпредпринимательства заявку-ходатайство об оказании финансовой поддержки, копию свидетельства о регистрации предприятия, копию кредитного договора, бизнес-план инвестиционного проекта, баланс предприятия на последнюю отчетную дату.
Экспертный совет по малому предпринимательству, который создан при министерстве предпринимательства, вынесет окончательное решение, получит ли предприниматель льготу. Прежде всего принимается во внимание социальная направленность проекта (вкупе с экономическими расчетами). К примеру, в 1998 году из 12 инвестпроектов было поддержано 8. Приоритетом пользуются экспортоориентированные, импортозамещающие и энергосберегающие инвестпроекты.
Частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование банковским кредитом осуществляется на договорной основе. В трехстороннем договоре между банком-кредитором, субъектом малого предпринимательства и министерством указываются предмет договора, обязанности сторон, их права, порядок разрешения споров, срок действия и т. д. Исполнение условий договора и параметров инвестиционного проекта контролирует Минпредпринимательства.