Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:30, курсовая работа
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного значимого результата.
Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. Внутригосударственные источники финансирования…………………………………………...4
1.1 Коллективные инвестиции……………………………....………………………………..4
1.1.1 Акционерные инвестиционные фонды………………….……………..………..……..6
1.1.2 Паевые инвестиционные фонды……………………….……………………………….8
1.1.3 Инвестиционные банки…………………………………………………..……..…......11
1.1.4 Инвестиционные фонды……………………..……………………...…………………12
1.2 Внутренние источники инвестиций предприятий…………....…………………..……15
1.2.1 Прибыль как источник инвестиций…………………...………..….…………...…….17
1.2.2 Амортизационные отчисления………………………...…….….…………………….18
1.3 Государственные источники финансирования………………………....……………...18
1.3.1 Бюджетные источники………………………………...……….……………………...18
1.3.2 Банковский кредит……………………………………………….………………….…19
2. Внешние источники финансирования……………………………………….….………......…...22
2.1 Инвестиционный климат Беларуси……………………………….…….………..……..24
2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси………………………….……….………..……..28
2.3 Регулирование иностранных инвестиций…………...……….……….………..………31
3. Пути и меры по привлечению инвестиций………………………….…….…………..…………35
3.1 Отток капитала……………………………………….………….…….………...………35
3.2 Препятствия для инвестиций и их преодоление………..……..……………...…….…36
3.3 Взаимодействие банков и предприятий…………...….……………………...………..44
Заключение………………………………………………………….……………………..…………47
Литература…………………………………………………………………………………...……….50
После того как численность малых предприятий достигла порогового значения, наступает второй этап экономических реформ и время эффективного экономического роста. На Рисунке 2.2 видно, что после 1995 года инвестиции (с двухлетним лагом) начинают приносить все возрастающую ежегодную отдачу в виде прироста ВВП, позволяя Чехии, Венгрии и Польше быстро сокращать разрыв в уровне жизни со странами ЕС. В этот период малый бизнес начинает играть принципиально новую роль в организации производства. Малые предприятия, накопившие за предшествующие годы необходимый капитал, приобретают современное оборудование и постепенно превращаются в специализированные фирмы, выполняющие инновационные разработки, производящие стандартизированные детали, узлы и комплектующие, оказывающие всевозможные производственные и вспомогательные услуги крупным предприятиям. Последние, замыкая на себе технологические цепочки и кооперационные связи сотен мелких производителей, из набора разрозненных деталей и узлов собирают массовую готовую продукцию, поступающие на мировые рынки. В такой форме малый бизнес помогает логически завершить процесс реструктуризации государственного сектора и выйти на уровень специализации и кооперации, соответствующий современной системе организации производства в мире.
Таким образом, в переходной стране либерализация экономики и формирование полноценного предпринимательского сектора являются необходимыми условиями эффективного использования инвестиций. Без создания указанных предпосылок даже крупные инвестиционные инъекции в отдельные "жемчужины" промышленности не смогут обеспечить существенного роста ВВП. Объясняется это тем, что продукция, полученная в результате реконструкции таких "жемчужин", поступит на тысячи других не реформированных предприятий с низкой эффективностью и попросту будет превращена в отходы (к концу существования СССР на единицу конечной продукции производилось в 8 - 10 раз больше отходов и соответственно во столько же раз расходовалось больше ресурсов, чем в развитых странах. С тех пор в странах СНГ мало что изменилось). Если же продукция реконструированных "жемчужин" будет экспортирована, то вырученную валюту государство использует опять же на поддержку неэффективных и убыточных производств, что не даст ощутимого прироста ВВП.
А теперь, сколько же надо привлечь инвестиций в Беларусь, чтобы в стране начался устойчивый экономический рост? Основываясь на закономерностях, общих для всех переходных стран, можно сделать некоторые выводы и для Беларуси. Расчеты показывают, что эластичность роста ВВП по инвестициям в упомянутых странах составляла 0,4-0,7. Это означает, что в расчете на душу населения инвестиции в 1000 долларов в условиях Беларуси приведут к росту ВВП на 400-700 долларов (по паритетному курсу). Если учесть, что в настоящее время ВВП на душу населения, как отмечалось выше, составляет 7550 долларов, то для его увеличения в 1,7 раза (именно такой темп роста ВВП заложен в проекте Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь), потребуется около 10 000 долларов в среднедушевом исчислении, или 100 млрд. долларов в целом по республике. Это в 2,5 раза больше того объема инвестиций, который требуется Беларуси по прогнозам Министерства экономики.
Таким образом, из анализа опыта переходных стран можно сделать вывод, что инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи, пока доля малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет порогового значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в результате либерализации экономики и создания благоприятных условий для развития предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси либерализация экономики на данном этапе является более настоятельной необходимостью, чем поиск, мобилизация и привлечение инвестиций.
2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси
По объему прямых иностранных инвестиций в экономику РБ российские инвесторы намного опережают инвесторов из других стран. Основной вклад осуществляет одна российская компания - РАО "Газпром".
Иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой для Беларуси. С одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных ресурсов иностранный капитал на современном этапе сохраняет свою роль потенциального источника капвложений, а с другой - невысокий инвестиционный рейтинг страны, неустойчивость законодательства и шероховатости экономической политики государства препятствуют формированию необходимых условий для частного зарубежного инвестора.
По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси зарегистрировано 77 предприятий с участием российского капитала (или 3,2% от общего числа по республике),
в том числе 67 совместных и 10 иностранных.
Доля российского капитала в объявленном уставном фонде данных предприятий составила около 2 млн. USD, или менее 1% от общего объема по республике, из которых перечислено 1,7 млн. USD, то есть 85% от объявленного. Их создание позволило организовать более 1,5 тысячи рабочих мест (или 2,4% от занятых на всех СП и ИП). Однако с учетом всех зарегистрированных в РБ предприятий с российским капиталом вклад российских инвесторов на самом деле намного больше.
Среди стран СНГ Россия занимает доминирующее положение по количеству созданных совместных предприятий, зарегистрированных облисполкомами в соответствии с национальным режимом регистрации. Оценить размер инвестиций в эти предприятия затруднительно, так как их уставные фонды объявлялись в белорусских рублях в различное время в течение периода, когда были проведены две деноминации.
Наиболее крупным инвестиционным проектом на территории РБ является строительство газопровода Ямал - Западная Европа, осуществляемое РАО "Газпром" совместно с белорусскими субподрядчиками. Согласно данным платежного баланса, с 1995 года на финансирование данного проекта перечислено 396,3 млн. USD, или 64,7% от общего объема поступивших в республику прямых иностранных инвестиций в виде вложений в уставные фонды предприятий и банков, а также реинвестированных доходов.
Без учета вложений "Газпрома" в сравнении со странами ЕС российские позиции не отражают в полной мере стратегического экономического интереса к Беларуси. Так, на сегодня мы имеем 625 работающих предприятий с участием инвесторов из стран Европейского Союза, зарегистрированных в МИДе, против 77 из России (отношение 8:1), а соотношение фактически сформированного уставного фонда составляет соответственно 80:1.
Данные факты объясняются как высокой потребностью самой России в инвестиционных ресурсах, так и существующими различиями в экономических системах, законодательстве и т. д. Тем не менее с учетом упомянутого выше проекта РАО "Газпром" Россия является безусловным лидером по объемам прямых иностранных инвестиций в РБ.
Отраслевая направленность деятельности белорусских резидентов с долей российских инвестиций соответствует общереспубликанской тенденции превалирования промышленного сектора, сложившейся в последние три года. Значительные прямые инвестиции Россия направляет также в развитие оптовой и розничной торговли, транспорта и строительства. Это отражает и десяток крупнейших предприятий (из числа зарегистрированных в МИДе), на долю инвестиций которых приходится более 80% от общего объема.
Во исполнение Договора о создании Союзного государства между Россией и Беларусью от 8 декабря 1999 года в рамках создания единого экономического пространства государства-участники принимают согласованные меры по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и проводят единую структурную политику, в том числе и в сфере привлечения инвестиций.
В настоящее время правительством Беларуси принято решение и проводится работа по созданию Координационного совета по иностранным инвестициям при Совете министров РБ по аналогии с действующим уже пять лет Консультативным советом по иностранным инвестициям в России под руководством председателя Правительства РФ. Важно, что такие органы работают во многих странах - Латвии, Израиле, Египте, Иране, Сирии, Индии, Казахстане, Японии и т. д.
С целью унификации законодательства РБ и РФ в рамках Межпарламентского комитета РБ, Республики Казахстан, Киргизской Республики, РФ и Республики Таджикистан в ходе заседаний соответствующей рабочей группы (в октябре 1999 года и в феврале текущего) подготовлен проект модельного Закона "Общие принципы функционирования свободных экономических зон", который в ближайшее время будет представлен на рассмотрение постоянной комиссии МПК по экономике и финансам. Целью принятия модельного закона о принципах функционирования СЭЗ является определение общих основ и направлений развития СЭЗ в государствах - участниках Таможенного союза.
2.3 Регулирование иностранных инвестиции.
Еще один путь активизации инвестиционной деятельности привлечение иностранного капитала, который пока не превратился в фактор макроэкономического значения. Так, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме долгосрочных капиталовложений остается незначительным (по разным оценкам, от 5 до 10%). Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства и того меньше около 5%. На иностранные предприятия и предприятия смешанной собственности с участием белорусского и иностранного капитала вообще приходится порядка 1 % основного капитала. Однако важны не только масштабы, но и эффективность использования иностранных инвестиций, их влияние на перспективы развития белорусской экономики.
Государственное регулирование иностранных инвестиций в Беларуси является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами контроля.
Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) в предпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно к Беларуси это привело к тому, что импортируемый иностранный капитал слабо «работает» на социально-экономическую стабилизацию в стране.
Между тем мировой опыт доказывает, что позитивное воздействие импорта капитала на экономику принимающей страны достигается лишь в том случае, когда государство импортер проводит активную политику, в частности, соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных и политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате иностранные инвестиций допускаются в те отрасли и в том количестве, которые отвечают долговременным интересам страны. К сожалению, при разработке государственных мер по привлечению иностранных инвестиций в экономику Беларуси преобладает односторонний подход, исходящий из предположения об исключительно позитивном воздействии иностранного капитала.
Иностранные фирмы инвесторы заинтересованы, например, в получении из Беларуси продукции экологически «грязных» производств. Вкладывая средства в белорусскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных товаропроизводителей. В результате большая часть иностранного капитала привлекается в Беларусь в самых невыгодных формах, например, в виде связанных кредитов.
Получили распространение кредитно-бартерные сделки, в соответствии с условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта, закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а 70-80% конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этом оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результате отечественные предприятия сворачивают производство, а импорт аналогичного оборудования растет.
Отвергая возможность угрозы национальной безопасности, сторонники такого подхода часто ссылаются на опыт США, на долю которых приходится свыше 1/5 мировых иностранных инвестиций, что эквивалентно 7% валового внутреннего продукта этой страны. Попытаемся разобраться, что же скрывается за приведенными цифрами.
На протяжении многих десятилетий в США действует отлаженная система государственного регулирования в сфере прямых иностранных инвестиций на двух уровнях: федеральном и местном. Наиболее важным направлением федерального регулирования является защита интересов национальной безопасности. При этом с конца 80х годов здесь безопасность страны все в большей степени связывается не с военным фактором, а состоянием национальной экономики, с поддержанием и усилением конкурентоспособности США в мире. Организационной структурой, обеспечивающей контроль за инвестиционными потоками, является Комитет по иностранным инвестициям. В законодательство США была введена поправка, в соответствии с которой президент США наделяется полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния или приобретения американских фирм, связанные с установлением контроля иностранной стороны.
Федеральные законы США ограничивают или запрещают иностранное участие и в ряде секторов экономики: прибрежное судоходство, внутренняя авиация, строительство гидроэлектростанций, добыча полезных ископаемых на федеральных землях, банковское дело, средства массовой информации, ядерная энергетика.
Важным направлением федерального регулирования иностранного инвестирования является и защита технологической базы США. Она осуществляется через механизм выдачи лицензий на передачу технической информации иностранной стороне. Лицензий могут быть аннулированы исходя из внешнеполитических соображений или в целях защиты интересов национальной безопасности. Для иностранных фирм осложнено получение «сертификата надежности», обязательного для работы по контрактам, содержащим секретную информацию.