Инвестиции в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного значимого результата.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. Внутригосударственные источники финансирования…………………………………………...4
1.1 Коллективные инвестиции……………………………....………………………………..4
1.1.1 Акционерные инвестиционные фонды………………….……………..………..……..6
1.1.2 Паевые инвестиционные фонды……………………….……………………………….8
1.1.3 Инвестиционные банки…………………………………………………..……..…......11
1.1.4 Инвестиционные фонды……………………..……………………...…………………12
1.2 Внутренние источники инвестиций предприятий…………....…………………..……15
1.2.1 Прибыль как источник инвестиций…………………...………..….…………...…….17
1.2.2 Амортизационные отчисления………………………...…….….…………………….18
1.3 Государственные источники финансирования………………………....……………...18
1.3.1 Бюджетные источники………………………………...……….……………………...18
1.3.2 Банковский кредит……………………………………………….………………….…19
2. Внешние источники финансирования……………………………………….….………......…...22
2.1 Инвестиционный климат Беларуси……………………………….…….………..……..24
2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси………………………….……….………..……..28
2.3 Регулирование иностранных инвестиций…………...……….……….………..………31
3. Пути и меры по привлечению инвестиций………………………….…….…………..…………35
3.1 Отток капитала……………………………………….………….…….………...………35
3.2 Препятствия для инвестиций и их преодоление………..……..……………...…….…36
3.3 Взаимодействие банков и предприятий…………...….……………………...………..44
Заключение………………………………………………………….……………………..…………47
Литература…………………………………………………………………………………...……….50

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиции в РБ.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

 

Стабильная экономическая ситуация — одно из основных условий привлечения иностранного инвестора. Думается, что для стабилизации экономики Республики Беларусь можно принять следующие первоочередные меры:

1) необходимо использовать всю мощь государственных кредитно-финансовых и правовых институтов. Без этого невозможно развитие мелкого и среднего предпринимательства и конкуренции — основной пружины деловой активности;

2) на данном этапе экономического развития республики надо обращаться к опыту налоговых систем развивающихся стран, учитывающих особенности переходной экономики, а не копировать налоговую систему скандинавских стран, облагая налогами всех по наивысшей шкале, так как получается результат, прямо противоположный задуманному: и налоги собрать не удается, и предпринимательство загоняется в угол, из которого нет никакого другого пути, кроме криминального;

3) необходимо использовать более эффективные методы сборов налогов: пусть налоги будут не самыми максимальными с фискальной точки зрения, лишь бы их нельзя было избежать на практике.

К факторам, негативно влияющим на приток иностранных инвестиций в республику, относятся также недостаток современной инфраструктуры (в первую очередь банковской), высокие темпы инфляции, нестабильность финансово-кредитной системы, ограниченная конвертируемость белорусского рубля, отсутствие единого валютного курса, снижение покупательной способности населения, отсутствие законодательного закрепленного порядка передачи земли в собственность иностранным инвесторам, административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, субъективный подход со стороны руководителей и специалистов органов государственного управления при решении вопросов о распределении фондируемых ресурсов для хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности и т. д.

С учетом актуальности задачи создания благоприятного правового режима для капиталовложений из-за рубежа особо пристального внимания заслуживает проблема нормативного закрепления гарантий от изменения законодательства в области инвестиций, которая сегодня является характерным примером нестабильности и непоследовательности инвестиционного законодательства. Так, "стабилизационная оговорка", предусмотренная статьей 34 Закона об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь, предусматривает, что в случае ухудшения положения иностранного инвестора в результате изменения условий законодательства в течение 5 лет будет применяться законодательство, действующее на момент привлечения инвестиций. На первый взгляд, такого рода положения действительно защищают интересы вкладчиков капитала из-за рубежа. Однако возникают серьезные вопросы о последствиях действия этого положения с учетом неизбежности в нынешней ситуации внесения коррективов в действующее законодательство в связи с меняющейся обстановкой и недостаточной его разработанностью. Неясен и юридический механизм действия "стабилизационной оговорки": в частности, кто и как определяет, применимо или нет то или иное вновь принимаемое нормативное предписание к иностранным инвестициям. Отсутствие такого механизма привело к тому, что указанное правило стало еще одной законодательно закрепленной "декларацией о намерениях". Для того, чтобы данное положение стало реально действовать, необходимо четкое определение условий и юридического механизма применения этой нормы. Следовало бы прямо оговорить — распространяется эта норма только на специальные акты в сфере иностранных инвестиций или захватывает и общие предписания, действующие во всех сферах и адресованные всем субъектам хозяйствования. Необходимо установление четкого юридического механизма действия данной нормы, в частности, надо прямо оговорить подведомственность споров, возникающих в связи с применением норм о гарантиях от изменения законодательства, определить орган или органы, правомочные решать споры, круг лиц, могущих в них обращаться, и т. д.

Учитывая острейшую ситуацию в экономике, решение вопросов о привлечении прямых иностранных инвестиций ни в коем случае нельзя откладывать. В условиях нехватки инвестиционных ресурсов внутри страны и наличия существенных сложностей с привлечением российского капитала в экономику республики, сегодня задача привлечения иностранных инвестиций стоит как никогда остро. Однако определение инвестиций в качестве государственного приоритета экономического развития в республике пока на практике оборачивается лишь декларацией, хотя сегодня, как никогда, необходима четкая государственная политика в этой области, выработанная система стимулов и поддержки инвестиционных процессов.

Мировая практика определила универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала: налоговые стимулы, финансовые стимулы, нефинансовые стимулы (создание общей обстановки функционирования иностранного капитала). Однако главным является создание международного облика страны, предоставляющей инвестору лучшие, нежели другие страны, возможности, политическая и экономическая стабильность данного государства.

Представляется, что решению этих задач будет способствовать создание настоящей рыночной и гражданской экономики, в которой и граждане и предприятия научатся уважать законы, регулирующие отношения собственности, контракты и налоги. Только в стабильном курсе на рыночное развитие — путь к привлечению иностранных инвестиций в Республику Беларусь. Покончить с монополизмом отдельных корпораций и фирм, дать широкий простор мелкому бизнесу и свободной конкуренции, а налоговую систему превратить из пресса в двигатель деловой активности — таковы должны быть ближайшие тактические задачи правительства.

Думается, что для достижения более эффективной реализации государственной политики в этой области было бы целесообразно:

1) скорректировать Национальную программу привлечения иностранных инвестиций, принятую в июле 1996 г., с учетом результатов ее реализации;

2) совершенствовать законодательную базу в сфере международного инвестиционного сотрудничества, страхования, залога, банкротства и т. д., учитывая международно-правовые реалии, действующие на мировом рынке, поскольку национальная экономическая политика Республики Беларусь будет эффективной только при условии скоординированности с экономической стратегией других стран;

3) совершенствовать нормативную базу, регулирующую деятельность СЭЗ (налогового, таможенного, земельного и имущественного законодательства);

4)   максимально сократить столь характерный для нашей нормотворческой практики временной разрыв между принятием законов и указов, устанавливающих принципиальные положения, и нормативными актами нижестоящих органов, издаваемыми в их развитие;

5) при разработке нормативных актов активно привлекать не только высококвалифицированных специалистов-теоретиков, но и тех, кому они непосредственно адресованы;

6) определить приоритетные регионы и отрасли экономики для привлечения иностранных инвестиций;

7) создать структуру, осуществляющую отбор и продвижение наиболее актуальных и перспективных для экономики республики инвестиционных проектов, а также защиту от иностранных инвестиций, не отвечающих национальным интересам Республики Беларусь;

8) создать единую государственную систему информационного обеспечения иностранных инвесторов по вопросам существующей законодательной базы и реализации с их участием инвестиционных проектов в различных отраслях деятельности;

9) стимулировать развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

 

 

3.3                   Взаимодействие банков и предприятий

 

Инвестиционный процесс в Беларуси переживает глубокий кризис, о чем свидетельствует сокращение в 3 раза за последние пять лет объемов инвестиций. Беларусь приблизилась к порогу деиндустриализации и сможет преодолеть кризис лишь потеряв ряд ключевых отраслей воспроизводственного цикла.

Главной причиной кризиса является нарастающее снижение объемов внутренних накоплений вследствие падения национального производства при ухудшении структуры инвестиций. Важную роль играет также недостаток национальных финансовых ресурсов, вследствие ухода государства из инвестиционной сферы, а также отсутствие экономико-правового механизма, позволяющего предприятиям эффективно привлекать национальный и международный капитал. Последнее обстоятельство в сочетании с политической нестабильностью создает предпосылки для низкой эффективности и высокой рискованности производственных инвестиций. Относительная бедность белорусского рынка финансовых ресурсов делает привлекательным источником инвестиций для предприятий внешний рынок капиталов.

Единственно возможный путь к выходу из инвестиционного кризиса — более тесное сотрудничество предприятий с кредитно-финансовыми учреждениями и инвестиционными институтами, в том числе и во внешнеэкономической сфере.

Каким образом складывается реальное сотрудничество банков и предприятий? Стремительно развивающаяся банковская система Беларусь имеет незначительный опыт взаимодействия с предприятиями. Ситуация определяется, на наш взгляд, следующими факторами:

- отсутствие механизма трансформации в производственные инвестиций внешних и собственных накоплений предприятий (роль насоса, отвлекающего средства от производственных инвестиционных целей, выполняет государственный бюджет через рынок государственных ценных бумаг);

- жесткие ограничения в сфере валютного контроля и конвертируемости рубля, препятствующие привлечению международных инвесторов;

- недооценка особенностей рынка и финансо-вохозяйственной деятельности при выработке внешнеэкономической стратегии развития предприятий и банков;

-   доминирующая роль банка в сотрудничестве с предприятием, неразвитость банковского обслуживания, отсутствие внутри банковской координации по комбинированным продуктам.

Реальная выгода предприятия в совместных с банком проектах по привлечению ресурсов внешних инвесторов и размещению собственных состоит в следующем.

Прежде всего, тандем банк — предприятие помогает последнему преодолеть бюрократические процедуры по получению лицензии Центрального банка на операции, связанные с движением капитала. В ряде схем инвестирования банк, располагая генеральной лицензией, может выступить рефинансирующим звеном: предоставить предприятию-резиденту полученные от нерезидента ресурсы, пропустив их через свой баланс. Важным для иностранного инвестора является и то, что банк в случае должного оформления сделки осуществляет контроль над целевым использованием инвестируемых ресурсов предприятием-реципиентом. В этом случае у банка гораздо больше возможностей для маневрирования при распределении рисков среди участников проекта (больший набор финансовых инструментов, операции с векселями и другими ценными бумагами иностранных эмитентов, сделки афорфэ и факторинговые операции).

Несовершенство нормативной базы часто вынуждает банки отказываться от эффективных трастовых операции по управлению активами предприятий. Иногда предприятия, уже имеющие сеть иностранных контрагентов, не могут четко организовать расчеты, что вполне под силу коммерческому банку, содержащему аппарат "доверенных банков-корреспондентов".

Использование банка как финансового института, который может осуществить хеджирование такого рода сделок в рамках своей "производственной деятельности" (форвардные, фьючерсные и опционные сделки с различными валютными ценностями), дает немало реальных преимуществ. Для рядового предприятия подобные операции сопряжены с дополнительными временными издержками, налоговыми выплатами и, как следствие, удорожанием привлеченных ресурсов. Поэтому участие банка автоматически повышает рентабельность инвестиций, осуществленных по таким схемам, и прежде всего — для инвестируемого предприятия.

Банк также может выступить в качестве "налогового зонтика" для иностранного инвестора, используя упрощенный механизм освобождения от налога дохода иностранного юридического лица в рамках краткосрочных межбанковских сделок. Вместе с тем работа иностранного инвестора через банковские структуры поможет ему избежать статуса постоянного представительства и требования налогового учета, что упрощает процедуру репатриации иностранных инвестиций.

Определенные сложности для предприятия создает нечеткость законодательства в вопросах налогообложения добавленной стоимости в случае привлечения напрямую средств от иностранных инвесторов — небанковских организаций. Интегрирование банковских структур в такого рода схемы помогает избежать налоговых рисков как для инвесторов, так и для инвестируемого предприятия.

Новый импульс тандему банк — предприятие был дан формированием нормативной базы по лизингу. Особенностью лизинговых операции является закрепление за банком роли арендодателя (напрямую или — через дочернюю лизинговую компанию, созданную на паях с предприятием) и предприятия — собственно арендатора.

Кроме того, важным является и предоставление льгот для субъектов лизинга, в частности учет в себестоимости продукции (работ, услуг) процентов по полученным заемным средствам (включая кредиты банков и других организаций, используемых арендатором и арендодателем для осуществления операций финансового лизинга) и лизинговых платежей, а также полное освобождение лизинговых платежей малых предприятий от НДС. Дополнительные льготы по налогу у источника на доходы иностранных юридических лиц предусматриваются и рядом международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Отдельные соглашения об избежании двойного налогообложения освобождают иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства в Беларуси, от уплаты налога на имущество.

Такие схемы инвестирования доступны и выгодны, прежде всего, средним и малым предприятиям, составляющим основную часть клиентуры банков. Для крупных предприятий, имеющих выход на мировой рынок, актуален вопрос об организации собственных отделений или об участии в иностранных предприятиях для создания новых производств. Например, для производств, восполняющих пробелы технологических цепей, которые не могут быть организованы на территории РБ. Это относится к наукоемким отраслям хозяйства (машино-, приборостроение и др.). В некоторых случаях необходимость зарубежного дочернего предприятия объясняется технологическими особенностями отрасли (рыболовство, добыча нефти, газа и золота и др.), в том числе для снижения издержек в рамках основной производственной деятельности. Банк, обслуживающий материнскую компанию, может в рамках данного проекта помочь осуществить эмиссию, подобрать партнеров и эффективно управлять портфелем ценных бумаг предприятия. Это возможно в рамках проекта “связанной эмиссии" ценных бумаг (эмитент — предприятие, гарант — банк) с последующим оформлением межбанковской сделки или при использовании механизма "номинального держателя”.Пока не охвачен потенциал возможных сделок по так называемым клиринговым валютам. Предприятия располагают такого рода ресурсами, но не могут использовать их на внешних рынках в силу ограниченности применения. В этой связи определенно недооценен потенциал таких форм расчетов, как трансфертный и револьверные аккредитивы, позволяющие при определенных схемах задействовать их для пополнения оборотных средств предприятия.

Информация о работе Инвестиции в РБ